Дело 2-582/2023
25RS0021-01-2023-001323-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Михайловка 02 октября 2023 года
Михайловский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Родик С.Г.,
при секретаре Мирошниковой Е.В.,
с участием истицы Пересыпкиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пересыпкиной Анастасии Евгеньевны к администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Министерство образования Приморского края,
У С Т А Н О В И Л:
Пересыпкина А.Е. обратилась в суд с иском к администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, указав в обоснование, что она относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истица не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, жилых помещений в собственности не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение ей не предоставлено.
Просит суд, с учетом уточненных требований, возложить на администрацию Михайловского муниципального района Приморского края обязанность предоставить ей на территории Михайловского муниципального района Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Михайловского муниципального района Приморского края.
В судебном заседании истица Пересыпкина А.Е. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации Михайловского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения искового заявления уведомлен надлежащим образом. Представил в суд заявление о признании исковых требований.
Представитель третьего лица - Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения искового заявления уведомлен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Пересыпкина А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В свидетельстве о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ родителями указаны: <данные изъяты> в графе "мать" указана <данные изъяты> (л.д. 8).
Согласно свидетельству о смерти ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9)
Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Черниговскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Пересыпкиной А.Е. установлено попечительство со стороны ФИО7
Согласно справки отдела опеки и попечительства администрации Михайловского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года, Пересыпкина Анастасия Евгеньевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края.
Пересыпкина А.Е. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года информация о правах Пересыпкиной А.Е. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости на территории Российской Федерации отсутствует.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определят общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Михайловский муниципальный район (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями").
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018 г. N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018 г. N 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Согласно ст. 10 этого же Закона лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Факт длительного не обеспечения Пересыпкиной А.Е., относящейся к категории социально незащищенных и нуждающихся в особой заботе государства лиц, жилым помещением свидетельствует о нарушении жилищных прав истца, которые подлежат восстановлению путем возложения на администрацию Михайловского муниципального района Приморского края обязанности по предоставлению истице соответствующего жилого помещения.
Возлагая на администрацию Михайловского муниципального района обязанность по предоставлению Пересыпкиной А.Е. жилого помещения, суд исходит из того, что в силу положений Федерального закона РФ от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Приморского края от 06 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433- КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" обязанность по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма отнесена на орган местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пересыпкиной Анастасии Евгеньевны к администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение – удовлетворить.
Возложить на администрацию Михайловского муниципального района Приморского края обязанность предоставить Пересыпкиной Анастасии Евгеньевне на территории Михайловского муниципального района Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Михайловского муниципального района Приморского края.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Михайловский районный суд Приморского края.
В мотивированной форме решение изготовлено 05 октября 2023 года
Судья С.Г. Родик