РЕШЕНИЕ 2-702/2022
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 г. <адрес>
Судья Карабулакского районного суда Республики Ингушетия ФИО10., при секретаре ФИО4, с участием представителя истца ФИО2 ФИО8, представителя администрации <адрес> ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к органу местного самоуправления "Администрация <адрес>» об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением семью, имеющую ребенка-инвалида,
установил:
истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать Администрацию <адрес> РИ предоставить выдать вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 кв.м. на члена семьи.
В обоснование заявленных требований указывала, что семья состоит из шести человек, один из которых ФИО1 является инвалидом категории «ребенок-инвалид». Так как собственного жилья их семья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является многодетной и малоимущей, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, истцом заявлен настоящий иск.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 указал, что требования ФИО2 нарушают права лиц, состоящих в очереди на получение жилья. Кроме того, истица не состоит в льготной очереди на получение жилья.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке. Пунктом 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Также данное право закреплено абз. 6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в силу которого, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 и п. 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), при постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации; предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Конституционный суд РФ запретил судам разделять семьи, если право на внеочередное предоставление жилья связано с наличием ребенка-инвалида.
Конституционный суд РФ в своей практике постановил, что по закону, в случае инвалидности гражданина жилье должно быть предоставлено ему и одному попечителю. Однако когда речь идет о ребенке, полноценный уход силами только одного из родителей невозможен, поэтому семью нельзя разделять и жилье должно быть выдано с расчетом на всех ее членов.
Предоставление жилья в расчете лишь на самого ребенка-инвалида делает льготу иллюзорной, и противоречит правовому институту защиты семьи, материнства и детства, а также статье 40 Конституции РФ.
Согласно выписному эпикризу ФИО1 заболевание соответствует п. 4 Приказ Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 987н"Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", диагноз ФИО1 - G. 40.9
Семья истца согласно материалам дела состоит на учете в администрации <адрес> по улучшению жилищных условий.
Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБОУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РИ, за членами семьи и самой ФИО6 не зарегистрировано право собственности на жилые помещения.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, которым код заболевания ФИО1 включен в указанный список.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь (п. 6).
Суд, применяя вышеприведенные нормы закона, анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и приведенные выше нормы материального и процессуального права, приходит к выводу о наличии у семьи истца права на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с нормами предоставления по договору социального найма.
При этом суд учитывает, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а, следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы Конституции РФ.
Поскольку пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, поименованных в Перечне, утвержденном Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, то истец ФИО7, как лицо, подпадающее под данную группу граждан, подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением вместе со своей семьей.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
С учетом изложенного, администрация <адрес> является надлежащим ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и считает необходимым обязать ответчика предоставить ФИО9 и ее семье, один из членов которой является лицом, относящимся к категории детей-инвалидов, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по нормам не менее норматива предоставления, с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 333.19, 333.36 Налогового кодекса РФ, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом при рассмотрении дела, возмещению за счет ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации <адрес> об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением семью, имеющую ребенка-инвалида удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи с учетом права несовершеннолетнего ФИО1 на дополнительную жилую площадь, в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья ФИО11
Копия верна:
судья Карабулакского районного суда
Республики Ингушетия ФИО12