Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12241/2022 от 11.10.2022

Судья: Бритвина Н.С. гр. дело № 33-12241/2022

(номер дела суда первой инстанции 2-494/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Самара 20 декабря 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Акининой О.А.

судей Бредихина А.В., Катасонова А.В.

при секретаре Ивановой А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Кинельского районного суда Самарской области от 12 апреля 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Мелешко Н.М. удовлетворить.

Признать частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: <адрес>

Установить границы земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек со следующими значениями: <данные изъяты>

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в описание местоположения границ и площади лесного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> содержащимся в межевом плане от 19 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мелешко Н.М. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ) к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка, об установлении границы земельного участка, указав решением исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ Долгушкину М.М. из земель запаса был предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 0,7 га, из них 0,7 га не покрытых лесом земель, в собственность бесплатно, расположенных в Советском лесничестве, квартал 67 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления.

Этим же решением утверждены глава крестьянского (фермерского) хозяйства и его члены.

В подтверждение предоставления указанного земельного участка в собственность Долгушкину М.М. выдан Государственный акт на право собственности на землю, а также Свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №.

К Государственному акту на право собственности на землю приложен план границ выделенного в собственность Долгушкину М.М. земельного участка площадью 0,7 га и описание смежных земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ Долгушкин М.М. умер, наследником, принявшим наследство после смерти своего отца, является истица Мелешко Н.М., по заявлению которой ДД.ММ.ГГГГ нотариусом было заведено наследственное дело №.

Мелешко Н.М. вступила в наследство, в том числе, и на спорный земельный участок для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за Мелешко Н.М. ДД.ММ.ГГГГ.

Для внесения в ЕГРН сведений о границах принадлежащего ей земельного участка Мелешко Н.М. обратилась к кадастровому инженеру, который подготовил межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка. Данный межевой план был сдан истицей в орган регистрации прав, который уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ приостановил государственный кадастровый учет на том основании, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № , площадь пересечения 7000,56 кв.м., а также в связи с тем, что конфигурация учитываемого земельного участка по материалам Государственного акта на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ отличается от конфигурации, представленной в межевом плане.

Согласно выписке из ЕГРН от 24.12.2021 на земельный участок с кадастровым номером № его площадь составляет 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, сведения о видах разрешенного использования отсутствуют, адрес участка: <адрес>

Из Плана совмещения границ земельных участков с кадастровыми номерами и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок истицы полностью входит в границы земельного участка, отнесенного к землям лесного фонда.

При подготовке межевого плана кадастровым инженером в качестве графических материалов использовался Государственный акт на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, определяющий местоположение границ земельного участка при его образовании. При этом кадастровый инженер пришел к выводу, что конфигурация земельного участка и местоположение границ, отраженные в Государственном акте на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, отличаются от фактической конфигурации земельного участка.

Однако границы земельного участка, предоставленного Долгушкину М.М. в ДД.ММ.ГГГГ году для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, никогда не изменялись.

Расхождения в конфигурации земельного участка Мелешко Н.М. носят незначительный характер, в то же время земельный участок находится в том же самом месте, где и был изначально сформирован и предоставлен для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Его местоположение нашло свое отражение и в плане земельного участка с кадастровым номером № , сведения о котором содержатся в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В составе межевого плана на земельный участок с кадастровым номером имеется заключение кадастрового инженера, в котором кадастровый инженер пришел к выводу о том, что данный земельный участок площадью 7000 кв.м. существует на местности более 15 лет, а различие в конфигурации обусловлено сложившейся ранее ситуацией на местности и прохождением природных объектов. При этом границы земельного участка согласованы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, представленная в межевом плане от 19.07.2021 конфигурация земельного участка с кадастровым номером и площадью 7000 кв.м. не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

Выявленное органом регистрации прав пересечение границ земельного участка истицы с границами земельного участка с кадастровым номером является реестровой ошибкой, допущенной при внесении в кадастр недвижимости сведений о местоположении границ данного земельного участка.

Как следует из выписки из ЕГРН от 24.12.2021 на земельный участок с кадастровым номером № впервые сведения о нем были внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Однако на данный момент уже был образован и существовал на местности земельный участок площадью 7000 кв.м., сформированный и переданный в собственность Долгушкину М.М. на основании решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка гр-ну Долгушкину М.М. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства Долгушкино».

Поскольку земельный участок истицы был сформирован до внесения в ЕГРН сведений о лесном участке с кадастровым номером № и права на него возникли у наследодателя истицы Долгушкина М.М. до ДД.ММ.ГГГГ, то в отношении земельного участка истицы с кадастровым номером площадью 7000 кв.м подлежат уточнению его границы в соответствии с описанием, содержащимся в межевом плане, представленном истицей вместе с заявлением о государственном кадастровом учете. Одновременно с этим подлежат изменению описание местоположения границ и площадь лесного участка, в границах которого выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером , принадлежащим истице на праве собственности. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Поэтому просила суд: 1) признать частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: <адрес>.

2) установить границы земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек со значениями, указанными в межевом плане от 19.07.2021 составленном кадастровым инженером Лось Е.А. 3) внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> содержащимся в межевом плане от 19.07.2021.

Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просит проверить Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание, но, поскольку извещены надлежащим образом, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению в части. В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что решение суда не отвечает требованиям Гражданского процессуального кодекса, в связи с чем подлежит отмене.

Из материалов дела видно, что решением исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка гр-ну Долгушкину М.М. для организации крестьянско-фермерского хозяйства «Долгушкино» Долгушкину М.М. из земель земзапаса был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 0,7 га, не покрытых лесом земель, расположенных в <адрес>, для организации фермерского хозяйства <данные изъяты>

Пунктом 4 указанного решения предусмотрена выдача главе крестьянского (фермерского) хозяйства Государственного акта на право собственности на земельный участок и регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства «Долгушино».

На основании данного решения Долгушкину М.М. выдан Государственный Акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (<данные изъяты> а также ДД.ММ.ГГГГ выдано Свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей <данные изъяты>

Государственный Акт на право собственности на землю, выданный Долгушину М.М., соответствует форме Государственного акта (форма № 2), утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , для крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом, к Государственному Акту Долгушкину М.М. был выдан Чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании <данные изъяты> в котором содержится также описание границ смежных землепользований. В соответствии с данным чертежом смежными землепользованиями являются земли <данные изъяты> а также земли крестьянского (фермерского) хозяйства «Шкредово».

Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 7000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . При этом дата присвоения кадастрового номера указана ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> то есть дата предоставления Долгушкину М.М. в собственность бесплатно земельного участка. Данный земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства».

Установлено, что Долгушин М.М. умер ДД.ММ.ГГГГ.

После его смерти было открыто наследственное дело и истцом Мелешко Н.М., как наследником по завещанию, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок площадью 7000 кв.м., с кадастровым номером , категория «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>

Из свидетельства о праве на наследство на имя Мелешко Н.М., следует, что данный земельной участок принадлежал наследодателю Долгушкину М.М. на основании Решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ , Свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности Мелешко Н.М. на указанный выше земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 02.04.2021 что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости <данные изъяты>

Право собственности Мелешко Н.М. на земельный участок никем не оспорено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером , граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из уведомления Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 27.06.2021 осуществление действий по государственному кадастровому учёту объекта недвижимости – земельного участка, принадлежащего на праве собственности Мелешко Н.М., приостановлено, исходя из того, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № , площадь пересечения составляет 7000,56 кв.м., а также на то, что конфигурация уточняемого земельного участка по материалам государственного акта, отличается от конфигурации, предоставленной в межевом плане <данные изъяты>

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером № , категория земель данного земельного участка: «земли лесного фонда», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно плану совмещения границ земельных участков с кадастровым номером № и кадастровым номером № (площадь декларированная) земельный участок с кадастровым номером , собственником которого является истец Мелешко Н.М., полностью находятся в границах земельного участка с кадастровым номером № , категория которого установлена как земли лесного фонда.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером располагается в границах земельного участка лесного фонда.

Принимая решение по существу, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании частично недействительными сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в части наложения его на границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности истцу в силу следующего.

При этом, суд исходил из того, что право собственности наследодателя Долгушкина М.М. на земельный участок возникло в 1991 году на основании Решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, которое в силу части 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет одинаковую юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом, по мнению суда из решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок был предоставлен именно на землях Кинельского мехлесхоза из земель запаса, не покрытых лесом.

Такой вывод суда противоречит материалам дела, поскольку в Решении Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ указано на предоставление земельного участка Долгушкину М.М. из земель земзапаса, не покрытых лесом земель, расположенных в Советском лесничестве.

При разрешении настоящего спора судом применены положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Суд указал, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения».

По мнению суда первой инстанции указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований о признании частично недействительными сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: <адрес> части наложения их на границы земельного участка с кадастровым номером .

Кроме того, суд удовлетворил исковые требования Мелешко Н.М. в части установления границ земельного участка с кадастровым номером .

Между тем, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено при неправильном применении норм материального права.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 5-О).

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).

Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).

Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).

Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом № 201-ФЗ.

В части 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 № 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 № 423-О).

Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП).

При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.

Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.

Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.

Из материалов настоящего гражданского дела видно. что земельный участок изначально, на момент его предоставления Долгушкину М.М. находился в <адрес>

Из Свидетельства на право собственности на землю, выданного Долгушкину М.М., следует, что у Долгушкина имеется на праве собственности 0,7 га в <адрес>, в том числе сельхозугодий -0,7 га для организации крестьянского фермерского хозяйства. <данные изъяты> В ЕГРН также содержатся сведения о том, что земельный участок относится к категории земель - Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Между тем, из материалов дела, а также из документов, истребованных судебной коллегией в целях установления юридически значимых обстоятельств, следует, что на оспариваемом земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, никакая деятельность, в том числе, растениеводческая, не ведется, на участке произрастают лесные насаждения. Участок находится во владении Российской Федерации.

При этом согласно статье 3 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 6, 8, 10,11, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 № 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).

Компетенция районных (городских) Советов народных депутатов в сфере регулирования лесных отношений определена в статье 6 Основ лесного законодательства РФ, которой не предоставлено право передавать в собственность граждан лесная участки.

Лесной кодекс РСФСР 1978 г. (далее - ЛК РСФСР) в преамбуле провозгласил государственную собственность на леса основой лесных отношений и главной предпосылкой рационального ведения лесного хозяйства. Данный акт признал большую роль лесов в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. В ЛК РСФСР была закреплена роль лесов и как источника удовлетворения потребностей страны в древесине и другой лесной продукции, и как биологического объекта, который оказывает благоприятное влияние на климат, атмосферу, гидрологический режим рек и других водных объектов. Благодаря такому многостороннему значению лесов и с учетом длительного времени их выращивания рациональное использование, сбережение и приумножение лесных богатств приобрели характер общегосударственной задачи.

В соответствии со ст. 3 ЛК РСФСР леса состояли в исключительной государственной собственности и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, были запрещены. Данное право не имело никаких ограничений; в отличие от большинства других прав, право собственности на леса не могло быть прекращено.

Судом необоснованно не принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № , с ДД.ММ.ГГГГ состоит на кадастровом учете стоит с категорией земель - «земли лесного фонда», право собственности на земли Лесного фонда принадлежит Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» Лесной кодекс дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509. Данным постановлением допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса.

Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом.

Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований.

Постановление Правительства РФ № 1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

Выводы суда первой инстанции о признании частично недействительными сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: по адресу: <адрес> части наложения их на границы земельного участка с кадастровым номером , не соответствуют требованиям Лесного законодательства, действовавшего с 1977 года, в связи с чем, указанные требования не подлежат удовлетворению.

Требования об установлении границ земельного участка с кадастровым номером в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ непосредственно связаны с первоначальными требованиями, поэтому также не могут быть удовлетворены.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение суда первой инстанции, полагает решение суда подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Мелешко Н.М.

Судебной коллегией поставлен на обсуждение вопрос о необходимости назначения землеустроительной экспертизы в целях определения на местности границ земельного участка с к.н. .

Однако, выслушав позицию представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, возражавшего относительно назначения землеустроительной экспертизы, судебная коллегия не находит оснований для назначения таковой экспертизы, поскольку полагает, что в данном споре отсутствуют основания для проведения землеустроительной экспертизы, поскольку имеет место сор не о местоположении земельного участка, а о наличии правовых основания для исключения из сведений кадастрового учета части земель лесного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Отказать в удовлетворении ходатайства представителя Мелешко Н.М. о назначении землеустроительной экспертизы.

Решение Кинельского районного суда Самарской области от 12 апреля 2022 года отменить.

Постановить новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований Мелешко Н.М. о признании частично недействительными сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № , площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: <адрес> а также об установлении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек по межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-12241/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мелешко Н.М.
Ответчики
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Администрация м.р. Кинельский Самарской области
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.12.2022[Гр.] Судебное заседание
11.10.2022[Гр.] Передача дела судье
08.11.2022[Гр.] Судебное заседание
06.12.2022[Гр.] Судебное заседание
12.01.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее