2-709/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Салехард 19 апреля 2024 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Подгайной Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Дружининой П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-709/2024 по исковому заявлению департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард к Усольцеву С.А. о взыскании необоснованно полученных денежных средств по социальной выплате,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард в лице своего представителя обратился в суд с иском к Усольцеву С.А. о взыскании необоснованно полученных денежных средств по социальной выплате. В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в Департаменте в качестве получателя мер социальной поддержки и государственной социальной помощи: ежемесячной денежной выплаты, ежемесячное пособие неработающим пенсионерам; жилищно-коммунальных выплат. Истцом установлено, что в период с 05.06.2020 года ответчик осуществлял трудовую деятельность, своевременно не уведомил истца о данном обстоятельстве, влияющим на основание предоставления мер социальной поддержки, в связи с чем возникла переплата за период с 01.07.2019 по 31.12.2023 по социальной выплате: ежемесячное пособие неработающим пенсионерам и инвалидам в размере 108 000 рублей. Истцом в адрес ответчика направлена претензия с предложением о возврате в добровольном порядке необоснованно полученных денежных средств, однако до настоящего времени требования истца не исполнены. Просил взыскать с ответчика излишне выплаченные по вине ответчика денежные средства в виде социальных выплат в общей сумме 108 000 рублей 00 копеек.
В судебном заседании представитель истца Чугунов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
На основании части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.
В соответствии со ст.ст. 56, 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу содержания п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законом ЯНАО от 14.10.2002 № 47-ЗАО «О ежемесячном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед ЯНАО» урегулированы вопросы, связанные с ежемесячным дополнительным материальным обеспечением граждан, имеющих особые заслуги перед автономным округом.
В соответствии со ст. 2 Закона № 47-ЗАО условиями, необходимыми для назначения дополнительного материального обеспечения, являются:
1) наличие орденов, знаков отличия, почетных званий Союза ССР, РСФСР, Российской Федерации, медали «Медаль материнства», профессиональных почетных званий автономного округа, медали «Материнская слава Ямала»;
2) наличие подтвержденного календарного стажа работы на территории автономного округа, не менее 20 лет, а для граждан, проработавших на территории автономного округа в качестве оленеводов, рыбаков, охотников, - суммарного стажа работы не менее 15 лет;
3) прекращение оплачиваемой работы;
4) получение пенсии в соответствии с Федеральными законами от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» либо достижение возраста 50 лет и старше для женщин, 55 лет и старше для мужчин.
Пособия неработающим пенсионерам предоставляется в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Администрации автономного округа от 21.12.2006 № 592-А (далее Порядок № 592-А); Порядком предоставления ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, неработающим гражданам (женщинам, достигшим возраста 50 лет и старше, мужчинам, достигшим возраста 55 лет и старше) и неработающим инвалидам, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1148-П (далее Порядок № 1148-П); Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальной выплаты, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2008 № 97-ПГ (далее Порядок № 97-ПГ).
Исходя из взаимосвязанных положений пп. «е» п.9.1 Порядка № 592-А, пп. «а» п. 4.2, п. 4.3 Порядка № 1148-П, п.п. «д» п. 5-1 Порядка № 97-ПГ, предоставление мер социальной поддержки приостанавливается при осуществлении трудовой и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», со дня возникновения указанных обстоятельств.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 г. № 55-ЗАО «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее - Закон ЯНАО «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе») установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельных категориям граждан.
В силу положений ст.17 Закона ЯНАО от 27 октября 2006 г. № 55-ЗАО, граждане, обратившиеся за оказанием государственной социальной помощи, обязаны в течение двух недель с момента возникновения обстоятельств, влекущих изменение размеров или прекращение оказания государственной социальной помощи, извещать органы, уполномоченные на предоставление государственной социальной помощи, об указанных обстоятельствах.
Излишне выплаченные по вине получателя суммы (в случае невыполнения обязательств, указанных в части 1 настоящей статьи, а также при оказании государственной социальной помощи по представленным фиктивным документам, документам с недостоверными сведениями) возвращаются им добровольно или взыскиваются в судебном порядке.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 г. № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» установлены меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.
Статьей 22 Закона ЯНАО от 3 ноября 2006 г. № 62-ЗАО установлены обязательства и ответственность получателей мер социальной поддержки, граждане, обратившиеся за предоставлением мер социальной поддержки, обязаны в десятидневный срок извещать органы, уполномоченные на их предоставление, о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки (часть 1 статьи 22 Закона ЯНАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе»).
Излишне выплаченные по вине получателя суммы (в случае невыполнения обязательств, указанных в части 1 названной статьи, а также при назначении мер социальной поддержки по представленным фиктивным документам, документам с недостоверными сведениями) возвращаются им добровольно или взыскиваются в судебном порядке (часть 2 статьи 22 Закона ЯНАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе»).
Из приведенных выше нормативных положений законодательства субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа - следует, что предусмотренные для определенных категорий граждан (неработающие пенсионеры) законами этого субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки предоставляются только тем гражданам, которые не осуществляют трудовой деятельности. При этом на получателей мер социальной поддержки возложена обязанность в установленные законодательством сроки сообщать органу социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих изменение размера, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки. В случае обнаружения органом социальной защиты населения перерасхода выплаченных получателю мер социальной поддержки денежных средств, а также назначения мер социальной поддержки, обусловленного предоставлением лицом недостоверных сведений или несвоевременным выполнением им обязанности по информированию органа социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение предоставления мер социальной поддержки или изменение их размера, излишне выплаченные по вине получателя мер социальной поддержки денежные суммы могут быть взысканы с него в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что ответчик состоит на учете в Департаменте в качестве получателя социальных выплат в форме: ежемесячной денежной выплаты, жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, по заявлениям ответчика решением истца № от 21.11.2018 Усольцеву С.А., как неработающему пенсионеру, были назначены вышеуказанные выплаты с 01.12.2018.
04.11.2023 департаменту по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард в ходе мероприятий по взаимодействию с органами пенсионного и социального страхования РФ стало известно о том, что с 15.06.2020 ответчик осуществлял трудовую деятельность в АО «Салехардагро», данные обстоятельства подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета в отношении Усольцева С.А., согласно записям которой ответчик принят в АО «Салехардагро», 15.06.2020 рыбаком на прибрежном лове (приказ от 11.06.2020 №-лс), уволен (приказ 30.09.2020 №.12-лс) 17.05.2021 рыбаком на прибрежном лове (приказ от 11.06.2020 №-лс), уволен (приказ 17.05.2021 №-лс) и уволен 20.12.2021 (приказ от 20.12.2021 №-лс) прекращение срочного трудового договора.
Принимая во внимание, что ответчик по собственной инициативе трудоустроился и в спорный период получал заработную плату, он утратил право на получение социальных выплат неработающему пенсионеру.
Истцом к иску приложен расчет взыскиваемых сумм, согласно которому Усольцеву С.А. истцом оплачено 108000 рублей.
28.11.2023 Департаментом в адрес ответчика была направлена почтовый отправлением претензия о необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств в размере 108 000 рублей 00 копеек. Претензия оставлена им без удовлетворения.
По запросу суда представлена уточняющая справка департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехард по выплате ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, гражданам пенсионного возраста и инвалидам, согласно которой Усольцевым С.А. в период осуществления им трудовой деятельности, получено ежемесячное пособие как неработающему пенсионеру в размере 49 225 рублей 80 копеек.
Разрешая вопрос о возможности взыскания с ответчика заявленной суммы неосновательного обогащения суд приходит к следующему.
Согласно ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Таковых обстоятельств по делу не установлено.
Излишне выплаченные в качестве пенсионных доплат (выплат) денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки (п.11 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).
Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств либо наличия счетной ошибки возлагается на истца, требующего их возврата.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч.1 ст.9 Статья 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что спорные социальные выплаты были назначены ответчику на основании его личных заявлений, где ответчик поставил свою подпись в обязательствах сообщения в орган социальной защиты в 10-днвный срок об обстоятельствах, влекущих изменение размера, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки. Ему также были разъяснены основания прекращения выплат пособий (в том числе осуществление трудовой деятельности) и обязанность сообщения об этом в орган социального обеспечения.
Таким образом, исходя из представленных материалов, суд приходит к выводу, о наличии в действиях ответчика недобросовестности, выразившейся в сокрытии от органа социального обеспечения обстоятельств, влекущих прекращение социальных выплат пенсии, что привело к образованию переплаты. Доказательств того, что получаемые в спорный период социальные выплаты являлись единственным средством к существованию ответчика, которое предназначено для удовлетворения его необходимых потребностей – суду не представлено, ответчик в данный период получал заработную плату, также является получателем пенсии. Таким образом, возникшая по вине ответчика переплата в сумме 49225 рублей 80 копеек подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
В связи с тем, что при подаче иска в силу ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в размере 1677 рублей 00 копеек, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Департамента по труду и социальной защите населения Администрации г. Салехарда удовлетворить в части.
Взыскать с Усольцева С.А., родившегося <дата>, <адрес>, (№) в пользу Департамента по труду и социальной защите населения Администрации г. Салехарда денежные средства в сумме 49 225 (сорок девять тысяч двести двадцать пять) рублей 80 копеек.
Взыскать с Усольцева С.А. государственную пошлину в размере 1677 рублей 00 копеек в доход бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Ответчик вправе подать в Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме решение составлено 26 апреля 2024 года.
Судья Н.Н. Подгайная