Дело № 5-69/2024
УИД: 23RS0003-01-2023-003505-36
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Анапа Краснодарского края 27 февраля 2024 года
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Кравцова Е.Н.,
при секретаре Борошенко В.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора ООО «Караван» Платицина В. П., <данные изъяты> привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Генеральный директор ООО «Караван» - Платицин В.П. не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора (гражданско-правового договора) с иностранным работником.
Так, 08 ноября 2023 года в 14 часов 00 минут по результатам проведенной внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Караван", расположенного по адресу: <адрес> установлен факт неуведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о заключении трудового договора (гражданско-правового договора) с иностранным работником, должностным лицом – генеральным директором ООО "Караван" Платициным В.П.
А, именно, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий на основании распоряжения № 69-Р от 18.07.2023 года на объекте – <данные изъяты><данные изъяты> (земельные участки с кадастровыми номерами: 23:13:0102032:233, 23:13:0102032:225), выявлен гражданин Республики <данные изъяты> Уралов Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с 14.07.2023 года осуществлял трудовую деятельность в качестве бетонщика по вышеуказанному адресу на основании выданного патента на работу.
Таким образом, должностным лицом – генеральным директором ООО Караван Платициным В.П. обязанность по уведомлению о заключении трудового договора/гражданско-правового договора (фактический допуск) или прекращении (расторжении) соответствующего договора с гражданином Республики <данные изъяты> Уралов Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлений функций по контролю и надзору в сфере миграции, в нарушение установленных 3-х рабочих дней с даты фактического заключения (допуска) до 00 часов 00 минут 20.07.2023 года не исполнена. Уведомление о заключении трудового договора/гражданско-правового договора (фактический допуск) или прекращение (расторжении) договора в соответствующий территориальный орган не направлено/не предоставлено.
Тем самым должностное лицо – генеральный директор ООО Караван Платицин В.П. нарушил требование п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Приказ МВД России от 30.07.2020 года № 536 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о приведении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядка уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального округа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - генеральный директор ООО Караван Платицин В.П. в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, посредством направления заказной корреспонденции по адресу регистрации по месту жительства, от его представителя по доверенности Шаталовой О.А., поступило заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя должностного лица, в связи с чем, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела путем направления в его адрес судебного извещения заказным письмом с уведомлением о вручении, не явился, доказательств уважительности причины неявки не предоставил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания в суд не направил.
В связи с чем, суд находит извещение должностного лица о дате слушании дела надлежащим и рассматривает дел в отсутствие последнего.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает установленным факт совершения генеральным директором ООО "Караван" Платициным В.П. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В примечаниях к ст. 18.15 КоАП РФ указано, что в целях названной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Приказом МВД России от 30.07.2020 года № 536 утвержден порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
На основании п. 2 приложения № 9 к приказу МВД России от 30.07.2020 года № 536 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданам (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Событие административного правонарушения и виновность генерального директора ООО "Караван" Платицина В.П. в инкриминируемом ему правонарушении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а, именно: актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 3 от 03.11.2023 года, письменными объяснениями гражданина Республики <данные изъяты> Уралов Р. от 02.08.2023 года, светокопией паспорта гражданина Республики Уралов Р. на имя Уралов Р. Р., рапортом оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю старшего лейтенанта полиции Середа Н.А. от 02.08.2023 года, рапортом инспектора по ОП ОИК УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю старшего лейтенанта полиции Копылова А.А. от 02.10.2023 года, распоряжением органа государственного контроля (надзора), орана муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 02.10.2023 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-23-136182678 от 29.09.2023 года в отношении ООО "Караван", штатным расписанием ООО "Караван" на период 01.10.2023 года, договор бригадного подряда от 31.07.2023 года, договором № 1/2023 на выполнение подрядных работ по объекту: "Детская поликлиника на 250 посещений в смену ГБУЗ "Красноармейская центральная районная больница" МЗ КК от 31.01.2023 года, договором № 01-08/23 на выполнение подрядных работ по объекту: "Детская поликлиника на 250 посещений в смену ГБУЗ "Красноармейская центральная районная больница" МЗ КК от 01.08.2023 года, договором № 21-06 на выполнение подрядных работ по объекту: "Детская поликлиника на 250 посещений в смену ГБУЗ "Красноармейская центральная районная больница" МЗ КК от 05.06.2023 года, договором № 22-07 на выполнение подрядных работ по объекту: "Детская поликлиника на 250 посещений в смену ГБУЗ "Красноармейская центральная районная больница" МЗ КК от 21.07.2023 года, договором № Р021301/2023 осуществляется в рамках исполнения государственного контракта от 13.02.2023 года, письменными объяснениями Зикратого В.В. от 24.10.2023 года, письменными объяснениями Зайцева В.В. от 17.10.2023 года, протоколом об административном правонарушении № 22-154472 от 08.11.2023 года.
Как усматривается из письменных объяснений гражданина Республики <данные изъяты> Уралов Р. от ДД.ММ.ГГГГ, отобранных у него в ходе производства по делу уполномоченным должностным лицом с соблюдением положений статьи 17.9 КоАП РФ, последний с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в качестве бетонщика на строительном объекте, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>.
Ставить под сомнение достоверность сведений указанного выше лица оснований не имеется, поскольку они получены должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, после разъяснения положений статьи 51 Конституции РФ и предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, описано событие административного правонарушения и признаки объективной стороны состава правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, имеются сведения о разъяснении генеральному директору ООО "Караван" Платицину В.П. прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ, о чём свидетельствует его подпись в протоколе.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у судьи оснований не имеется, в связи чем являются допустимыми доказательствами по делу.
В силу положений ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного должностному лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск генеральным директором ООО "Караван" Платициным В.П. конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного лица и не направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации в течение трех рабочих дней с момента его допуска к работе уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ или оказания услуг.
Таким образом, допустив Уралов Р. Р. к осуществлению трудовой деятельности в качестве бетонщика и поручив ему проведение указанных выше работ, генеральный директор ООО "Караван" Платицин В.П. фактически заключил с ним трудовой договор.
Факт осуществления гражданином Республики Уралов Р. Р. трудовой деятельности в качестве бетонщика в интересах генерального директора ООО "Караван" Платициным В.П. с очевидностью удостоверен совокупностью вышеприведенных выше доказательств.
Согласно пунктов 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) - физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель - гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин.
Таким образом, субъектами административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 3 ст. 18.15 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные и юридические лица, являющиеся работодателями или заказчиками работ (услуг).
Доказательств принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований миграционного законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств генеральным директором ООО "Караван" Платициным В.П. суду не представлено.
Таким образом, действия должностного лица – генерального директора ООО «Караван» Платицина В.П. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, то есть неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
При этом суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 18.15 КоАП РФ в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Смягчающих административную ответственность генерального директора ООО «Караван» Платицина В.П. обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, судом не установлено.
Отягчающих административную ответственность генерального директора ООО "Караван" Платицина В.П. обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу о назначении генеральному директору ООО «Караван» Платицину В.П. административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, что будет соответствовать характеру, объему и степени общественной опасности совершенного должностным лицом административного правонарушения, при этом суд полагает, что в данном случае оснований для применения положений ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку доказательств невозможности исполнения генеральным директором ООО «Караван» Платициным В.П. административного наказания в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ суду не представлено, равно как не представлено доказательств того, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела наложенный на него административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав генерального директора ООО "Караван" Платицина В.П.
При этом в случае необходимости генеральный директор ООО «Караван» Платицин В.П. не лишен возможности впоследствии обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, следовательно, его совершением затрагиваются интересы государства в области стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы. Нарушение порядка привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, установленного для реализации миграционной политики, препятствует эффективному осуществлению полномочий по контролю в сфере миграции, что создает угрозу причинения вреда интересам государства.
Исходя из обстоятельств дела, угроза причинения вреда заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении директора ООО «Караван» Платицина В.П. исходя из обстоятельств дела, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Кроме того, факт социальной опасности совершенного деяния подтверждается установленным законодателем повышенным размером штрафных санкций за данное правонарушение.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Исключительные обстоятельства для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным также судом не установлены.
Руководствуясь ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Караван» Платицина В. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: Наименование получателя: УФК по Краснодарскому краю (ГУ МВД России по Краснодарскому краю), ИНН получателя: 2310021269, КПП получателя: 231001001, Наименование банка получателя: Южное ГУ Банка России//УФК по Краснодарскому краю в г Краснодар, БИК банка получателя: 010349101, Лицевой счет: 04181497360, Кор.счет банка получателя (ЕКС): 40102810945370000010, Свет получателя: 03100643000000011800, ОКАТО: 03401000000, ОКТМО: 03701000, КБК: 18811601181019000140, Наименование платежа: административный штраф УИН: 18891239990275524715.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, предусмотренного п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Настоящее постановление может быть обжаловано в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья / подпись / Е.Н. Кравцова
|
|
|