Дело № 2-1349/2024
УИД 37RS0010-01-2024-001327-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2024 г. город Иваново
Ленинский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Родионовой А.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Черемисиной С.А.,
представителей ответчиков и третьего лица ФИО5, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования были мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в МБОУ. В ходе проверки установлено, что МБОУ осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: <адрес>, мкр. 30, <адрес>. Здание, расположенное по указанному адресу, передано МБОУ в оперативное управление, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Со стороны МБОУ надлежащих мер, направленных на проведение обследования указанного здания, не принято. Несвоевременное проведение эксплуатационного контроля ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, а также сотрудников образовательного учреждения. Учредителем МБОУ и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ Иваново, функции и полномочия учредителя МБОУ от имени городского округа Иваново осуществляет Управление образования Администрации <адрес>.
На основании изложенного прокурор <адрес> просил обязать Администрацию <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МДОУ в целях выполнения мероприятий по обследованию здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. 30, <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций; обязать МБОУ в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств выполнить обследование здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. 30, <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика заведующая МБОУ ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что ежегодно создается комиссия по обследованию здания.
Представитель ответчика Администрации <адрес> и третьего лица Управления образования Администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании признала исковые требования, пояснила, что будет обеспечено финансирование расходов МДОУ в целях выполнения мероприятий по обследованию здания учреждения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в МБОУ «СШ №», в ходе которой установлено, что МБОУ осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: <адрес>, мкр. 30, <адрес>.
Здание, расположенное по указанному адресу, принадлежит МБОУ на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 37-37-01/109/2007-559 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, представленной заведующей МБОУ, обследование технического состояния здания МБОУ с привлечением специализированной организации с 2012 года не проводилось.
До настоящего времени меры, направленные на проведение обследования здания образовательного учреждения, не приняты, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
Согласно ч. 2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ч.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан. Целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.
Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №), в соответствии с п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 которого образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими защиту жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ №).
Как следует из п.5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
В силу п.п. 6, 7, 8 и 9 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту – ФЗ №), строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
На основании ч.1 ст.36 ФЗ № безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно пунктам 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в десять лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность и другое). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и другое).
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из статьи 28 ФЗ № к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Статьей 5 ФЗ № установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что с 2012 г. обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось.
Между тем принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних и работников учреждения во время образовательного процесса.
Не проведение в течение более 10 лет должного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации с использованием современных средств технической диагностики может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей и работников, ежедневно находящихся в образовательном учреждении, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ 384 национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В настоящее время действует соответствующий Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 815.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 ФЗ № в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень № национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий определен приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень №, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Перечень №).
Согласно ч. 4 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень №, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень №, не означает, что они могут не соблюдаться.
Положения ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона «О техническом регулировании» допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти. То есть неисполнение такого стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Между тем, доказательств соблюдения МБДОУ требований ФЗ №, ГрК РФ, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении технического состояния здания учреждения, материалы дела не содержат и ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Главным распорядителем бюджетных средств (абз. 36 ст. 6 БК РФ) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, суд считает, требования прокуратуры <адрес>, действующей в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к МБОУ и Администрации <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения, который просил установить прокурор, суд считает достаточным для устранения имеющихся нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №» в целях выполнения мероприятий по обследованию здания, расположенного по адресу: <адрес>, 30 Микрорайон, <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №» <адрес> в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств выполнить обследование здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, 30 Микрорайон, <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Попова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ