Дело № 5-17/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2022 года с. Калманка
Судья Калманского районного суда Алтайского края Федорова Н.А. (Калманский районный суд Алтайского края, ул. Ленина, 14, с. Калманка Калманского района Алтайского края), изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении Климова Р. С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении в отношении Климова Р. С. о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, поступило в Калманский районный суд 03 февраля 2022 года из ОП по Калманскому району МО МВД РФ «Топчихинский».
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно п.4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Представленные судье материалы административного дела в отношении Климова Р.С. подлежат возвращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении, в том числе указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из протокола об административном правонарушении <адрес> от 21.01.2022г., составленного ИДПС ОГИБДД МВД России «Топчихинский» М.. в отношении Климова Р. С., следует, что 16.12.2021г. в 13-15 час. на 31 км трассы А-322 Климов Р.С., управляя автомобилем Тойота Королла р/з ......., двигаясь со стороны <адрес> в сторону <адрес>, выехал на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, с целью обгона движущегося впереди идущего автомобиля, в результате чего совершил съезд в кювет. В результате данного ДТП пассажир автомобиля Тойота Королла, г.р.з ......., М.,ДД.ММ.ГГГГ.р., с диагнозом: сотрясение головного мозга, перелом костей носа, перелом 10-12 ребер слева, закрытые черепно-мозговые травмы, доставлена в ГБ №. Согласно заключения эксперта № М. причинен легкий вред здоровью, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ. Согласно заключению эксперта № Е. причинен легкий вред здоровью, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.12.24 КоАП РФ, состоит в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.24 КоАП РФ, состоит в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В протоколе установлено, что двум потерпевшим причинен легкий вред здоровью, вместе с тем действия Климова Р.С. квалифицированы по ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ.
Сведения о втором потерпевшем Е. в протоколе отсутствуют, также отсутствует информация о нем в иных материалах, поступивших с протоколом.
Телесные повреждения М., описанные в протоколе об административном правонарушении, не соответствуют заключению эксперта № от 13.01.2022г., что свидетельствует либо о неправильном составлении протокола, либо ставит под сомнение выводы эксперта.
Место совершения административного правонарушения указано в протоколе, как 31 км трассы А-322, вместе с тем в иных, приложенных к протоколу материалах, указан 29 км трассы А-322, что свидетельствует о неустановлении места совершения административного правонарушения, либо о порочности иных материалов, приложенных к протоколу.
В протоколе установлено, что административное правонарушение совершено на автомобиле Тойота Королла, вместе с тем в иных, приложенных к протоколу материалах, указано транспортное средство Тойота RUNX, что свидетельствует о неустановлении обстоятельств совершения административного правонарушения, либо о порочности иных материалов, приложенных к протоколу.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ, в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Как регламентировано ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Из норм ст. 144 УПК РФ следует, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать производить осмотр места происшествия.
В соответствии со ст. 180 УПК РФ, протоколы осмотра и освидетельствования составляются с соблюдением требований настоящей статьи, статей 166 и 167 настоящего Кодекса.
Как следует из положений ст. 166 УПК РФ, к протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.
Согласно ч.1.1 ст. 170 УПК РФ, в случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.
Приложенный к материалам дела протокол осмотра места происшествия не соответствует требованиям ст. 28.1.1 КоАП, более того, не соответствует и требованиям УПК РФ, поскольку не содержит приложенной к нему фототаблицы.
Как следует из положений ст. 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Согласно ст. 26.4 КоАП РФ до направления определения о назначении экспертизы орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Ни лицо, привлекаемое к административной ответственности, Климов Р.С., ни потерпевшие М., Е. не были ознакомлены с определением о назначении и проведении экспертизы. Более того, само определение о назначении экспертизы в представленных материалах отсутствует.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 25.2 КоАП РФ, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В нарушение указанной нормы, сведения об ознакомлении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевших с выводами эксперта, - в представленных материалах отсутствуют.
Кроме того, в представленных материалах имеется объяснение Климова Р.С., вместе с тем, из данного объяснения не ясно, в качестве кого данное лицо было опрошено, поскольку ему были разъяснены, как следует из установочной части объяснения, положения ст.ст. 25.1, 25.2, 25.6 КоАП РФ.
Учитывая, что при установленных обстоятельствах судья самостоятельно лишен возможности в ходе судебного разбирательства устранить допущенные нарушения, восполнить неполноту представленных материалов, прихожу к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении с приложенными к нему документами для устранения недостатков.
Руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении в отношении Климова Р. С. с другими материалами возвратить в отделение полиции по Калманскому району МО МВД РФ «Топчихинский» для устранения недостатков.
Судья Н.А. Федорова