Дело № 2 -2315/2023 (37RS0022-01-2023-001238-32)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2023 года город Иваново
Фрунзенский районный суд города Иванова
в составе председательствующего судьи Козиной Ю.Н.,
при секретаре Васильевой К.Н.,
с участием истца Зайцевой Т.В.,
представителя ответчика Белянчикова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Татьяны Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,
установил:
Зайцева Т.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Ивановской области о защите пенсионного права.
Исковое заявление мотивировано тем, что 15.11.2021 истец обратилась в ГУ-ОПФР по Ивановской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа Зайцевой Т.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
При оценке пенсионных прав Зайцевой Т.В. ответчиком учтен в календарном исчислении период работы с 23.12.1991 по 03.05.1994 – в должности медицинской сестры гинекологического отделения № 3 стационара клиники ГУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства им.В.Н. Городкова».
Не согласившись с решением в части исчисления указанного периода работы, Зайцева Т.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила обязать ОСФР по Ивановской области включить в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) период работы с 23.12.1991 по 03.05.1994 в должности медицинской сестры гинекологического отделения № 3 стационара клиники государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова»; признать за истцом право на досрочное получение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с даты приобретения стажа на соответствующих видах работ, то есть с 17.11.2021; взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Определением судьи от 01.06.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им.В.Н. Городкова».
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о месте и времени судебного заседания ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им.В.Н. Городкова» извещено в порядке гл.10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
От ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства» поступил письменный отзыв на исковое заявление.
Истец требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика с иском не согласился, представил письменные возражения по заявленным требованиям.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что 15.11.2021 Зайцева Т.В. обратилась в ГУ-ОПФР по Ивановской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-ОПФР по Ивановской области от 24.01.2022 в досрочном назначении страховой пенсии по старости Зайцевой Т.В. отказано по мотиву отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При оценке пенсионных прав Зайцевой Т.В. пенсионным органом учтен в специальный стаж период ее работы с 23.12.1991 по 03.05.1994 в должности медицинской сестры гинекологического отделения № 3 стационара клиники государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им.В.Н. Городкова».
Стаж учтен в календарном исчислении по следующим основаниям.
Согласно подп. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях среднего медицинского персонала, указанных в перечне, содержащемся в приложении к Правилам, год работы засчитывается в специальный стаж как год и шесть месяцев. Таким правом пользуются, в частности, операционные медицинские сестры, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров.
Льготное исчисление стажа за работу в отделениях хирургического профиля Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», не предусматривались.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно –эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», льготное исчисление специального стажа (один год работы за один год и шесть месяцев) предусматривалось среднему медицинскому персоналу, работающему в отделениях хирургического профиля стационаров.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 № 395, предусматривались клиники медицинских научных организаций. Медицинские сестры, работавшие в гинекологическом отделении, пользовались правом на льготное исчисление специального стажа по нормам указанного постановления, однако, с 19.08.1993 лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения засчитывалась в специальный стаж до 01.11.1999 только при подтверждении правового статуса учреждения. Клиника, в которой работала заявитель, являлась структурным подразделением государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова», то есть не обладала статусом юридического лица. В этой связи, спорный период учтен пенсионным органом в календарном исчислении.
По расчету пенсионного органа специальный стаж Зайцевой Т.В. на дату обращения составил 28 лет 9 месяцев 22 дня при требуемом стаж 30 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 47, 096 при требуемой величине 21.
Аналогичное заявление Заййевой Т.В. подано в пенсионный орган 10.01.2023.
Решением ОСФР по Ивановской области от 10.02.2023 в досрочном назначении страховой пенсии Зайцевой Т.В. отказано по мотиву отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
По основаниям, аналогичным основаниям, указанным в решении от 24.01.2022, спорный период работы учтен в календарном исчислении.
Специальный стаж на дату обращения составил 29 лет 11 месяцев 9 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 49, 969.
Оценивая доводы пенсионного органа, суд отмечает следующее.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Положения ст.ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п.20 ч.1 ст. 30 указанного ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с положениями ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
16.07.2014 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Указанным Постановлением определено, что при досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз.4 и 5 п.2 указанного Постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из трудовой книжки Зайцевой Т.В. следует, что в период с 23.12.1991 по 01.10.1996 она работала в Ивановском НИИ материнства и детства в должности медицинской сестры третьего отделения гинекологической клиники. Дополнительно указанный период подтвержден справкой, уточняющей особый характер работы, выданной ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н.Городкова» 05.10.2021.
В соответствии с п.1 указанного выше Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собстенности.
В соответствии с п.2 указанного Постановления, один год работы засчитывается за год и шесть месяцев среднему медицинскому персоналу всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Согласно разделу 3 Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 29.01.1999 № 28 «О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений», гинекологическое отделение отнесено к хирургическим подразделениям.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.10.2005 № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» в качестве лечебно-профилактических учреждений предусмотрены центры (в том числе научно-практические) клинико-диагностические; клиники - лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научно-практических центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются их структурными подразделениями.
Согласно уставу ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.07.2011 г. N 796, с изменениями и дополнениями, учреждение Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова образован приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 15.02.1980 № 73 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 16.11.1979 № 556. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 1286-р Учреждение находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации. Учредителем учреждения является Российская Федерации, полномочия учредителя осуществляет Министерства здравоохранения Российской Федерации. Предметом деятельности учреждения являются: разработка новых методов диагностики, профилактики и лечения нарушений репродуктивной функции на основе углубленного изучения влияния различных факторов на репродуктивные функции в супружеской паре; научное обоснование планирования семьи и семейной диспансеризации; изучение механизмов антенатальных повреждений плода и состояния здоровья новорожденных детей; изучение развития детей и разработка медико-педагогических мероприятий по управлению процессом формирования нервно-психического, соматического и репродуктивного здоровья детей, начиная с антенатального периода; совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению.
В соответствии с п.1.5 Устава, Учреждение самостоятельно формирует свою структуру, в которую могут входить: лаборатории, отделения, клиники с лечебно-диагностическими и вспомогательными подразделениями, административно-хозяйственные и инженерно-технические службы, другие структурные поздразделения.
ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения Российской Федерации имеет право на осуществление медицинской деятельности, что подтверждается лицензией, размещенной на официальном сайте медицинского учреждения.
В соответствии с положениями ст.2 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Оценивая ту или иную должность, тип учреждения на предмет включения в список должностей, учреждений, дающий право на пенсию, необходимо исходить прежде всего, из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения досрочно назначаемые страховые пенсии по старости должны предоставляться только в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, психического и другого воздействия работы в соответствующих должностях, учреждениях на организм человека.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 №11-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2004 №285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе, вытекающих из принципа равенства (ст.19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
К основным должностным обязанностям истца в спорный период относились: уход и наблюдение за больными, выполнение назначений лечащего врача, организация необходимых обследований, подготовка больных к операции, сопровождение в операционную и обратно.
Исходя из изложенного, суд полагает, что в спорный период работы в гинекологическом отделении № 3 стационара клиники государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им.В.Н.Городкова» с 23.12.1991 по 03.05.1994 Зайцева Т.В. выполняла должностные обязанности работника в сфере здравоохранения, осуществляла лечебную деятельность, а именно медицинской сестры отделения хирургического профиля в медицинском учреждении здравоохранения, что свидетельствует о правомерности соответствующего требования.
В соответствии со ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем до дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1).
В соответствии с ч.1.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п.19-21 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему ФЗ. То есть право на получение пенсии возникает при наличии требуемой величины страхового стажа (30 лет для медицинских работников) и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Включение в специальный стаж Зайцевой Т.В. спорного периода в льготном исчислении свидетельствует о возникновении у истца права на досрочное получение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, возникло с даты приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии (30 лет врачебной деятельности).
В соответствии с положениями ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб. (1000 руб. за проведение консультации, 4000 руб. – за составление искового заявления).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Зайцевой Татьяны Владимировны удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области включить в специальный стаж Зайцевой Татьяны Владимировны в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев) – период работы с 23.12.1991 по 03.05.1994 в должности медицинской сестры гинекологического отделения № 3 стационара клиники государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н.Городкова».
Признать за Зайцевой Татьяной Владимировной право на досрочное получение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, с даты приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии (30 лет врачебной деятельности).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области в пользу Зайцевой Татьяны Владимировны судебные расходы в размере 5000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Козина Ю.Н.
Решение в окончательной форме принято 22.09.2023