Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2023 года
Дело № 2-728/2023
УИД: 51RS0021-01-2023-000659-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года город Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Федун Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шагаровой Д.В.,
с участием представителя истца Матвеевой Е.О.,
представителей ответчиков Горбунова Г.А., Бевзюк Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Североморска Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск», Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, Администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор г. Североморска Мурманской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» (далее МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», учреждение), Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее- КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск, КГРХ), Администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка доступности участка городской среды ЗАТО г. Североморск. По результатам проверки установлено, что на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 № 475 на праве оперативного управления МКУ «ГЦ ЖКХ» передан проезд, расположенный по адресу: г. Североморск, ул. Падорина, от ДК «Строитель» до ул. Полярная. В ходе ранее проведенной проверки прокуратурой города были выявлены нарушения в части необеспечения городской среды для инвалидов в части несоответствия лестницы, расположенной у пешеходного перехода от дома 19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск. 16.11.2021 в адрес директора МКУ «ГЦ ЖКХ» внесено представление об устранении нарушений.
В целях устранения выявленных нарушений МКУ «ГЦ ЖКХ» 17.06.2022 был заключен с ООО «Инвест ЖКХ» муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения № 47, в рамках которого были выполнены работы по ремонту лестницы на указанном участке.
Вместе с тем выполненные работы не устранили нарушения доступности городской среды для инвалидов, а именно: отсутствуют на первой и последней ступенях лестницы контрастные противоскользящие полосы, выполненные в соответствии с СП 59.13330, что не соответствует п. 4.22 СП 42.13330.2016; установлен не нормативный пандус, а именно: уклон менее чем 1:20; ширина между поручнями более 1 м (фактическая ширина 1,15 м), что не соответствует п. 5.1.14 СП 59.13330.2020, п. 5.1.16 СП 59.13330.2020; поручни на пандусе установлены только на одном уровне, что не соответствует п. 5.2.6 ГОСТ Р 51261-22; отсутствуют предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед выходами на пешеходные переходы, имеющие разметку типа «зебра», что не соответствует п. 4.22 СП 42.13330.2016, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018; в местах пересечения пешеходных и транспортных путей отсутствует пандус бордюрный, что не соответствует п. 5.1.5 СП. 59.13330.2020; у пересечения тротуара и проезжей части отсутствует информация для людей с нарушением зрения о приближении их к зоне повышенной опасности, что не соответствует п. 5.1.10 СП.59.13330.2020; отсутствуют дублирования визуальной информации звуковой информацией дорожных знаков «пешеходный переход», что является нарушением п. 4.7 СП 140.13330.2012 (обследование от 09.03.2022 при участии АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий»). Тем самым на объекте на дату проверки не обеспечены меры предупреждения причинения вреда, характеризующиеся критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности. Для отдельных категорий инвалидности обследованный объект не в полной мере удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска, отсутствия средств информирования и возможности эффективной ориентации на территории объекта.
В связи с чем, прокурор просил суд обязать МКУ «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск»:
- оборудовать на первой и последней ступенях лестницы, расположенной у пешеходного перехода от дома 19 по ул. Адмирала Сизова к дому 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск контрастные противоскользящие полосы, выполненные в соответствии с СП 59.13330, согласно п. 4.22 СП 42.13330.2016;
- привести в соответствие с п. п. 5.1.14 СП 59.13330.2020, п. 5.1.16 СП 59.13330.2020, п. 5.2.6 ГОСТ Р 51261-22 пандус, расположенный у пешеходного перехода от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск;
- оборудовать предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед выходами на пешеходный переход от дома № 19 по ул. Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствие с п.4.22 СП 42.13330.2016, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018;
- оборудовать пандус бордюрный в местах пересечения пешеходных и транспортных путей на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.5 СП. 59.13330.2020;
- обеспечить наличие информации для людей с нарушением зрения о приближении их к зоне повышенной опасности у пересечения тротуара и проезжей части на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому№ 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.10 СП.59.13330.2020.
Обязать администрацию ЗАТО г. Североморск в лице Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск обеспечить финансирование мероприятий по приведению лестницы, пандуса и пешеходного перехода от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с вышеуказанными требованиями.
В дальнейшем прокурор неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд обязать МКУ «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
-провести инженерные изыскания и разработать на их основании проектно-сметную документацию на реконструкцию или капитальный ремонт участка проезда «г. Североморск, ул. Падорина, от ДК «Строитель» до ул. Полярная», в которой необходимо предусмотреть сопряжение поверхностей пешеходного пути от дома № 19 по ул. Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск согласно требованиям СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51261-2022;
- оборудовать на первой и последней ступенях лестницы, расположенной у пешеходного перехода от дома 19 по ул. Адмирала Сизова к дому 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск контрастные противоскользящие полосы, выполненные в соответствии с СП 59.13330, согласно п. 4.22 СП 42.13330.2016;
- оборудовать предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед выходами на пешеходный переход от дома № 19 по ул. Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствие с п.4.22 СП 42.13330.2016, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018;
- оборудовать пандус бордюрный в местах пересечения пешеходных и транспортных путей на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.5 СП. 59.13330.2020;
- обеспечить наличие информации для людей с нарушением зрения о приближении их к зоне повышенной опасности у пересечения тротуара и проезжей части на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому№ 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.10 СП.59.13330.2020.
Обязать администрацию ЗАТО г. Североморск, Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск организовать финансирование мероприятий по приведению лестницы, пандуса и пешеходного перехода от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с вышеуказанными требованиями, а также мероприятий по проведению вышеуказанных инженерных изысканий и разработке проектно-сметной документации на реконструкцию участка проезда «г. Североморск, ул. Падорина, от ДК «Строитель» до ул. Полярная».
Протокольным определением суда от 02.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью «Инвест ЖКХ».
Протокольным определением суда от 19.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Североморская городская организация Мурманской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее- СГО МОО ВОИ), МУП «Североморскводоканал», АО «МЭС».
Представитель истца в судебном заседании настаивала на уточненных исковых требованиях по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представитель ответчика МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, ранее представил возражение на иск, согласно которого указал, что в соответствии с Уставом утвержденным приказом Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 06.08.2021 №154, учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 15.08.2011 №630 для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Проезд «город Североморск, улица Падорина, от ДК «Строитель» до ул. Полярная» передан учреждению на праве оперативного управления в соответствии с постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 №475 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАГС г. Североморск». Во исполнение представления прокуратуры от 16.11.2021 № 20470019-826-2021/Прдп-6-21 (далее - представление) учреждением 17.06.2022 был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения №47 с ООО «Инвест ЖКХ», в рамках которого были выполнены работы по ремонту лестницы на указанном участке проезда, а также по устройству пандуса. Обратил внимание, что указанный проезд был передан в оперативное управление учреждения до вступления в силу норм, предусмотренных ГОСТ ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха», ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению», СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения», СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения», СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые применяются при разработке проектных решений (проектно-сметной документации). Полагал, что места изменения высот поверхностей пешеходных путей, сопряжение центральной наклонной поверхности пандуса бордюрного с поверхностями бортового камня, сопряжение бортовых камней с боковыми наклонными поверхностями пандусов, в соответствии с нормами СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», выполнить в рамках текущего ремонта не представляется возможным, так как данные требования применяются при разработке проектных решений (проектно-сметной документации) для обеспечения безопасного передвижения инвалидам и иным маломобильным групп населения при проектировании проездов, автомобильных дорог. Отметил, что истцом, а так же представителями АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий» не измерялся уклон проезжей части, а также перепад высот проезжей части с уровнем пешеходной зоны, не проверялось наличие инженерных сетей в непосредственной близости от пешеходного перехода, не устанавливалась фактическая возможность проведения заявленных истцом работ с учетом особенностей местности. Также на момент обследования у истца и представителя АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий» отсутствовал поверенный измерительный прибор. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск в судебном заседании исковые требования также не признал, поддержал ранее представленные возражения на иск, из которых следует, что КГРХ является уполномоченным органом администрации ЗАТО г. Североморск по организации управления, функционированию объектов жилищно-коммунального комплекса ЗАТО г. Североморск, функционированию и реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов в области повышения эффективности, безопасности и снижению энергоёмкости в жилищно-коммунальном хозяйстве ЗАТО г. Североморск, входит в структуру администрации ЗАТО г. Североморск, осуществляет свои полномочия в рамках Положения, утвержденного Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 23.06.2020 № 648 (с изменениями). При этом полномочия по определению и направлению денежных средств бюджета муниципального образования городской округ ЗАТО г. Североморск на КГРХ не возложены, приносящую доход деятельность Комитет не осуществляет. Полномочия по утверждению решения о бюджете ЗАТО г. Североморск, установлению расходных обязательств ЗАТО г.Североморск возложены на Совет депутатов ЗАТО г. Североморск. Поскольку КГРХ собственными средствами не обладает, и является формально исполнителем утвержденного бюджета, он не может выступать надлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем просил в иске отказать.
Представитель ответчика Администрации ЗАТО г. Североморск в судебном заседании исковые требования не признал поддержал ранее изложенные возражения, согласно которых полагал администрацию не надлежащим ответчиком по делу по заявленному требованию, поскольку согласно решению Совета депутатов от 10.04.2012 года № 256 обязанность по обеспечению содержания и сохранности объектов муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями возлагается на эти учреждения с момента подписания акта приема-передачи имущества, в том числе закрепленного за ними недвижимого муниципального имущества. Кроме того, администрация не наделена самостоятельными полномочиями по финансированию указанных истцом мероприятий, будучи казенным учреждением, финансируемым по бюджетной смете, не обладает денежными средствами, которые могли бы быть израсходованы на отличные от сметы цели. Кроме того, обратил внимание суда на то, что ГЦ ЖКХ на спорном объекте были проведены работы в рамках текущего контракта по приведению объекта в рабочее состояние. Для выполнения требований прокурора на приведение объекта в соответствие с требованиями ГОСТ потребуется затронуть сети водоканала, углублять имеющийся канализационный колодец, переносить сети АО «МЭС», а также могут быть затронуты земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов № 19 и № 20 по ул. Адмирала Сизова. При этом истцом не представлено доказательств, что спорное сооружение подлежит использованию в рамках доступной среды для маломобильных групп граждан. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «МЭС» в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ранее просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СГО МОО ВОИ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ранее исковые требования прокурора не поддержала, указав, что отсутствует целесообразность устройства в указанном месте пешеходного перехода оборудованного для маломобильных групп граждан, так как далее по маршруту движение для них будет недоступно вследствие рельефа местности, а также имеющихся сооружений на противоположной стороне дороги.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Североморскводоканал» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Инвест ЖКХ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил.
Суд, выслушав явившихся лиц, опросив специалистов, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181- ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 9 Закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Согласно статье 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона №181-ФЗ планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно пунктам 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них); утверждение правил благоустройства территории, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск четвертого созыва от 02.04.2014 № 517 (ред. от 17.12.2019 № 582, от 26.01.2021 №54) утверждены Правила благоустройства территории Муниципального образования ЗАТО г. Североморск (далее-Правила).
Согласно п. 7.6.3. Правил собственники (правообладатели) объектов и элементов благоустройства должны создавать условия инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к жилым, общественным зданиям, объектам социально-культурной сферы, местам отдыха.
Пунктом 8.1.2. Правил, предусмотрено, что лицами, ответственными за содержание объектов и элементов благоустройства, являются в том числе юридические лица, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве оперативного управления. Лица, ответственные за содержание объектов и элементов благоустройства, обязаны обеспечить постоянное надлежащее содержание элементов благоустройства.
Кроме того, в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработан Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).
Согласно п. 4.1. СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Пунктом 3.15 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что представляет собой сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.
Пандус бордюрный - это элемент обустройства пешеходного пути, предназначенный для сопряжения поверхности тротуара или пешеходной дорожки поверхностью проезжей части (п.3.16. СП 59.13330.2020).
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, (далее - СП 42.13330.2016) распространяется на проектирование новых и развитие существующих городских и сельских населенных пунктов и иных территорий муниципальных образований и направлен на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения (МГН), в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства (пункты 1.1, 1.2. СП 42.13330.2016).
«СП 140.13330.2012. Свод правил. Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения», утвержденный Приказом Госстроя от 27.12.2012 №122/ГС (далее - СП 140.13330.2012), устанавливает правила проектирования по формированию доступной городской среды для инвалидов различных категорий и других маломобильных групп населения и распространяется на реконструируемые территории различного функционального назначения городов и на существующую застройку с соблюдением доступности зданий, сооружений и транспортных сооружений для инвалидов, для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения, дефектами слуха и других маломобильных групп населения (пункты 1.1, 1.2 СП 140.13330.2012).
В соответствии с п. 4.22 СП 42.13330.2016 предупреждающие тактильно-контрастные указатели и контрастные полосы должны обустраиваться в соответствии с СП 59.13330, СП 82.13330 на путях следования инвалидов с нарушением зрения и других МГН (в том числе перед лестницами, лестничными маршами и другими препятствиями). Перед непреодолимыми препятствиями на путях следования (столбы, опоры, киоски, ограждения и пр.) должны обустраиваться предупреждающие тактильно-контрастные указатели.
Непосредственно перед выходами на пешеходные переходы, имеющие разметку типа "зебра", должны обустраиваться предупреждающие тактильно-контрастные указатели.
На первой и последней ступенях лестниц (лестничных маршей) должны наноситься контрастные противоскользящие полосы в соответствии с СП 59.13330.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2018 г. N 1029-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52875-2018 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования" (далее ГОСТ Р 52875-2018), пунктом 4.2.2 которого установлены требования к обустройству предупреждающих тактильно-контрастных указателей.
В соответствии с п. 5.1.5 СП 59.13330.2020 в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, пешеходные пути обустраивают пандусами бордюрными и (или) искусственными неровностями.
Пандусы бордюрные следует располагать с двух сторон от проезжей части на тротуаре или пешеходной дорожке, а при наличии накопительной площадки – на ней. Они должны находиться на одной условной линии, перпендикулярной оси проезжей части либо параллельной оси пешеходного перехода.
Согласно п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т. д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Как следует из материалов дела проезд «г. Североморск, ул. Падорина, от ДК «Строитель» до ул. Полярная» на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 № 475 передан на праве оперативного управления МКУ «ГЦ ЖКХ».
В связи с выявленными в ходе ранее проведенной проверки прокуратурой города нарушениями в части необеспечения городской среды для инвалидов в виде несоответствия лестницы, расположенной у пешеходного перехода от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск, 16.11.2021 в адрес директора МКУ «ГЦ ЖКХ» было внесено представление об устранении нарушений за № 20470019-826-2021/Прдп-6-21.
Ответчиком МКУ «ГЦ ЖКХ» 17.06.2022 был заключен муниципальный контракт№ 47 с ООО «Инвест ЖКХ» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в рамках которого были выполнены работы по ремонту (демонтаж/монтаж) лестницы и пандуса на участке проезда «г. Североморск, ул. Падорина, от ДК «Строитель» до ул. Полярная», в том числе в районе дома №19 по ул. Адмирала Сизова в г. Североморск.
09.03.2023 прокуратурой города было проведено обследование пешеходного перехода от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморске, с участием АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий», в ходе которого установлено, что выявленные ранее в ходе прокурорской проверки нарушения доступности городской среды для инвалидов устранены не были, а именно установлено, что: на первой и последней ступенях лестницы отсутствуют контрастные противоскользящие полосы, выполненные в соответствии с СП 59.13330, что не соответствует п. 4.22 СП 42.13330.2016; установлен не нормативный пандус, а именно: уклон менее чем 1:20; ширина между поручнями более 1 м (фактическая ширина 1,15 м), что не соответствует п. 5.1.14 СП 59.13330.2020, п. 5.1.16 СП 59.13330.2020; поручни на пандусе установлены только на одном уровне, что не соответствует п. 5.2.6 ГОСТ Р 51261-22; отсутствуют предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед выходами на пешеходные переходы, имеющие разметку типа «зебра», что не соответствует п. 4.22 СП 42.13330.2016, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018; в местах пересечения пешеходных и транспортных путей отсутствует пандус бордюрный, что не соответствует п. 5.1.5 СП. 59.13330.2020; у пересечения тротуара и проезжей части отсутствует информация для людей с нарушением зрения о приближении их к зоне повышенной опасности, что не соответствует п. 5.1.10 СП.59.13330.2020; отсутствуют дублирования визуальной информации звуковой информацией дорожных знаков «пешеходный переход», что является нарушением п. 4.7 СП 140.13330.2012.
Отсутствие и несоответствия вышеперечисленных приспособлений и устройств на указанных объектах дорожной инфраструктуры требованиям законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов, не отвечает критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности. Для отдельных категорий инвалидности обследованный объект не в полной мере удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создает возможность получения травм и излишней усталости, а также невозможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемые места пересечения путей движения. Отсутствие предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличие ложных эффектов восприятия среды, отсутствие средств информирования провоцируют ситуации риска, лишают указанные категории граждан возможности эффективной ориентации на территории объекта.
Указанные нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры маломобильным группам населения, нарушают права указанной группы лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах, возложенных на него полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, требования прокурора в части необходимости оборудования на первой и последней ступенях лестницы, расположенной у пешеходного перехода от дома 19 по ул. Адмирала Сизова к дому 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск контрастных противоскользящих полос, выполненных в соответствии с СП 59.13330, согласно п. 4.22 СП 42.13330.2016; предупреждающих тактильно-контрастных указателей перед выходами на пешеходный переход от дома № 19 по ул. Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствие с п.4.22 СП 42.13330.2016, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018; оборудования пандуса бордюрного в местах пересечения пешеходных и транспортных путей на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.5 СП. 59.13330.2020; обеспечения наличия информации для людей с нарушением зрения о приближении их к зоне повышенной опасности у пересечения тротуара и проезжей части на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому№ 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.10 СП.59.13330.2020 признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчиков в части невозможности приведения спорного объекта инфраструктуры в соответствие с нормами СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в заявленной прокурором части, поскольку предусмотренные данным сводом правил требования применяются только при разработке проектных решений (проектно-сметной документации) для обеспечения безопасного передвижения инвалидам и иным маломобильным групп населения при проектировании проездов, автомобильных дорог, в то время как указанный проезд был организован до введения в действие данных норм, судом отклоняются по следующим основаниям.
Как предусмотрено ст. 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, п. 3.22 СП 59.13330.2020, в случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения, следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления». Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Таким образом, по смыслу указанных норм действие вышеуказанных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Ответчиками не представлено суду достаточных доказательств, подтверждающих невозможность устранения выявленных нарушений в рамках «разумного приспособления» в части отсутствия на первой и последней ступенях лестницы, расположенной у пешеходного перехода от дома 19 по ул. Адмирала Сизова к дому 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск контрастных противоскользящих полос выполненных в соответствии с СП 59.13330, согласно п. 4.22 СП 42.13330.2016; предупреждающих тактильно-контрастных указателей перед выходами на данный пешеходный переход в соответствие с п.4.22 СП 42.13330.2016, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018; невозможности оборудования пандуса бордюрного в местах пересечения пешеходных и транспортных путей на данном пешеходном переходе в соответствии с п. 5.1.5 СП. 59.13330.2020; отсутствия информации для людей с нарушением зрения о приближении их к зоне повышенной опасности у пересечения тротуара и проезжей части на пешеходном переходе в соответствии с п. *** СП.59.13330.2020.
Доводы представителя ответчика МКУ «ГЦ ЖКХ» об отсутствии достаточного финансирования на осуществление требуемых прокурором мероприятий по устранению выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, правового значения не имеют и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не являются основанием для освобождения от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Рассматривая требования прокурора о возложении на МКУ «ГЦ ЖКХ» обязанности провести инженерные изыскания и разработать на их основании проектно-сметную документацию на реконструкцию или капитальный ремонт участка проезда «г. Североморск, ул. Падорина, от ДК «Строитель» до ул. Полярная», в которой необходимо предусмотреть сопряжение поверхностей пешеходного пути от дома № 19 по ул. Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск согласно требованиям СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 51261-2022, суд не находит оснований для их удовлетворения, последующим основаниям.
Из акта комиссионного обследования, проведенного на основании определения суда 19 июня 2023 года, с участием представителей сторон, МУП «Североморскводоканал», АО «Мурманэнергосбыт», ООО «Инвест-ЖКХ», СГО МОО ВОИ, и специалиста инженера-архитектора ФИО1 следует, что высота пандуса – 72 см, длина – 255 см, при соотношении уклона пандуса в стесненных условиях 1:10 длина пандуса должна составлять 7 метров 20 сантиметров. Техническое сооружение (пандус) не соответствует требованиям доступности для инвалидов, предусмотренных п.п. 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020, п. 5.2.6 ГОСТ Р 51261-22. Длина от края канала тепловых сетей до пандуса составляет – 6 метров, глубина прокладки канала тепловых сетей – 2 метра, на пути движения к пандусу находится канализационный колодец (без напорный); поперек пандуса расположен тротуар, в виду чего обустройство пандуса более обширной конструкции и длинны невозможно без переноса канализационной структуры и тротуара.
Судом принимаются указанный акт в качестве доказательства по делу, поскольку он составлен комиссионно, содержит выводы, которые подтверждаются, в том числе и иными доказательствами, представленными в материалы дела. Выводы, изложенные в актах, сторонами не оспорены.
Согласно заключению специалиста ФИО2 от 17 июля 2023 года, представленного во исполнение определения суда от 19 июня 2023 года, следует, что при осмотре объекта – лестницы и пандуса, находящихся у пешеходного перехода от дома № 19 по улице Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в городе Североморске, выяснилось, что пандус требованиям доступности для маломобильных групп населения, предусмотренных СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2022 не соответствует, а именно из-за ненормативного уклона пандуса и наличия препятствий движения колясочников в виде металлического порога высотой 7 см на подъезде к нижней площадке пандуса, а также канализационного люка выступающего над уровнем земли на верхней площадке пандуса. Для комфортного подъема (спуска) и проезда колясочника пандус должен был быть выполнен длиной 8 метров вместо имеющихся 2,54 метра и с уклоном не более 1:20 (5%), то есть высота подъема должна быть не более 0,45 метров. Ответить на вопрос возможно ли приведение пандуса в соответствии с требованиями законодательства из-за отсутствия недостающей информации затруднительно. Необходимо выполнить проектные изыскания этого объекта, предварительно собрав данные вплоть до проведения топографической съемки участка с нанесением всех существующих наружных и подземных коммуникаций, чтобы с учетом рельефа местности и всех нормативных актов предоставить подрядной организации проектную документацию для исполнения этих видов работ в натуре.
Кроме того, из заключения специалиста МБУ «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание» ФИО2 следует, что фактический уклон пандуса составляет 1:3,175, что не соответствует требованиям п. 5.1.14 СП 59.13330.2020. В стесненных условиях допускается увеличение уклона до 1:10 (до 100%), то есть длина пандуса при высоте 800 мм (0,8м) должна быть не менее 8 метров. Ширина между поручнями пандуса – 1150 мм (1,15 м), сто не соответствует требованиям п 5.1.16 СП 59.13330.2020. Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должно быть в пределах от 0,9 м до 1 м. Ограждения пандуса оборудованы поручнями в одном уровне, что не соответствует требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 и п. 5.2.6 ГОСТ 51261-2022. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса. Обеспечение условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, объектам отдыха и представляемы в них услугам к пешеходного перехода от дома № 19 по улице Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморске посредством установки пандуса возможно при условии проведения комплекса инженерных изысканий на данном участке, разработке проектно-сметной документации по реконструкции пешеходного перехода участка проезда «город Североморск, улица Падорина, от ДК «Строитель» до улицы Полярная» и реализации вышеуказанного проекта.
Допрошенная в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя истца специалист ФИО2 поддержала сделанные ею в заключении выводы, указав, что *** и соответственно спорное сооружение расположены в сложных рельефных условиях, выполнение перемещения указанного объекта затруднительно. Для того, чтобы спорное сооружение – пандус отвечал требованиям действующего законодательства необходимо провести реконструкцию участка дорожной сети, предварительно проведя комплекс инженерных изысканий, в том числе геодезических и геологических, с целью установления возможности произвести вынос инженерных сетей (теплосети, канализационные, водоотведение), расположенных вблизи лестничного комплекса и имеющих охраняемую зону. По результатам проведенных изысканий с учетом экономической эффективности, разрабатывается проект реконструкции, который с учетом требований к длине пандуса в указанных условиях – 8 метров, может предусматривать различные варианты: перенос пешеходного перехода на другой участок дорожной сети; исключения указанного пешеходного перехода из элементов улично-дорожной сети; использование иного приспособления для передвижения маломобильных граждан (лифт, передвижная платформа). Не исключено проведение буровзрывных работ на указанном участке дорожной сети.
В соответствии со ст. 209 Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, предоставляющие услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом в части 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов", законодатель указал, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части конкретных условий обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 N 904/пр с датой начала действия 01 июля 2021 года предусмотрено, что требования данного Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36). При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из технического паспорта автомобильной дороги муниципального значения ЗАТО г. Североморск «проезд улицы Падорина от ДК «Строителей» до улицы Полярная» расположено 4 пешеходных перехода, в том числе от дома 19 по улице Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина».
Указанный участок дорожной сети передан МКУ «ГЦ ЖКУ ЗАТО г. Североморск» на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 № 475.
С указанного времени собственником решения о проведении реконструкции и (или) капитального ремонта данного участка дорожной сети не принималось, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В случае, когда существующий объект невозможно приспособить полностью, проектирование осуществляется в рамках "разумного приспособления".
Во исполнение муниципального контракта № 47 от 17.06.2022, заключенного между МКУ «Городской центр жилищно-коммунальное хозяйства ЗАТО г. Североморск» и ООО «Инвест ЖКХ», последним были выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно лестничного комплекса на участке проезда ул. Падорина от ДК «Строитель» до ул. Полярная в городе Североморске. Выполнение указанных работ, подтверждается актами от 26.09.2022, 10.10.2022, 12.10.2022, 18.10.2022, 20.10.2022, 28.10.2022.
Таким образом, ответчиком в материалы дела представлены доказательства "разумного приспособления" принадлежащего ему объекта для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, расположенным вблизи пешеходного перехода от дома № 19 по улице Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в городе Североморске.
Доводы стороны истца о том, что ремонтные работы лестничного комплекса на участке проезда *** от ДК «Строитель» до *** носили капитальный характер, судом во внимание не принимаются, поскольку проведение указанных работ не свидетельствует о проведении капитального ремонта самого участка проезда *** от ДК «Строитель» до ***.
Также из пояснений председателя Североморской организации Мурманской областной организации ООО «Всероссийское общество инвалидов» ФИО3 следует, что указанный пешеходный переход инвалидами-колясочниками не используется, поскольку при переходе на другую сторону проезжей части отсутствует возможность подняться вверх в связи с наличием ступенек и угла подъеме, спуститься будет возможно, при хороших погодных условиях и в сопровождении. С учетом наличия поблизости двух пешеходных переходов, которые не расположены на склоне или подъеме, целесообразности в проведении ремонта спорного объекта не имеется.
В свою очередь прокурором доказательств необходимости возложения на собственника участка дорожной сети обязанности по проведению инженерных изысканий, результаты которых в последствие приведут к разработке на их основании проектно-сметной документации, в которой необходимо будет предусмотреть сопряжение поверхностей пешеходного пути от дома № 19 по улице Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в городе Североморске в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, и в последствие принятия решения собственником о проведении реконструкции или капитального ремонт указанного участка проезда, суду не представлено.
Прокурором в рамках настоящего дела не было заявлено и доказано, что предпринятые МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» на настоящий момент меры по адаптации принадлежащего ей объекта под нужды маломобильных групп населения не соответствуют понятию "разумного приспособления", а также того, что ответчик уклоняется от реализации мероприятий, предписанных ему федеральным и муниципальным законодательством в целях соблюдения прав инвалидов.
Вместе с тем, решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо и основано на обстоятельствах, которые не могут носить формальный характер, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.
Требование о соблюдении законодательства само по себе не является способом защиты, обеспечивающим защиту нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
Учитывая, что из обстоятельств, установленных по делу, и представленных сторонами доказательств не усматривается отклонения действий ответчиков по совершению действий, направленных на создание инвалидам и маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры посредством пешеходного перехода от дома № 19 по улице Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморске от правомерного и добросовестного поведения,
В связи с чем, оснований для понуждения ответчика в принудительном порядке исполнить требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части проведения инженерных изысканий и разработке на их основании проектно-сметной документации по реконструкции или капитальному ремонту заявленного участка проезда, в которой необходимо предусмотреть сопряжение поверхностей пешеходного пути отсутствуют.
Разрешая требования прокурора, касающиеся финансирования мероприятий по приведению лестницы, пандуса и пешеходного перехода от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствие с требованиями закона, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 15.08.2011 №630 создано Муниципальное казенное учреждение «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск».
Согласно Уставу МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
Имущество учреждения находится в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Функции собственника имущества осуществляют структурные подразделения администрации ЗАТО г. Североморск, наделенные соответствующими полномочиями.
Учредителем является муниципальное образование ЗАТО г. Североморск. От имени муниципального образования ЗАТО г.Североморск функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования ЗАТО Североморск на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата учреждением муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств.
Источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются, в том числе, бюджетные ассигнования, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 6.2 Устава к компетенции учредителя в области управления Учреждением относится в том числе осуществление финансового обеспечения деятельности учреждения.
В соответствии с пунктом 5.25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение правил благоустройства территории, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Частью 2 ст. 53 Закона 131-ФЗ предусмотрено, что исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 3 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика в том числе по иным искам к муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств бюджета муниципального образования.
Согласно ст. 44.1 Устава муниципального образования городской округ ЗАТО город Североморск Мурманской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218) (ред. от 20.12.2022) Администрация ЗАТО г. Североморск (местная администрация ЗАТО г. Североморск) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г. Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.
В силу Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 21.06.2011 № 158 участниками бюджетного процесса в ЗАТО г. Североморск являются в том числе, администрация ЗАТО г. Североморск, главные администраторы (администраторы) источников доходов бюджета ЗАТО г. Североморск, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета ЗАТО г. Североморск.
К бюджетным полномочиям администрации ЗАТО г. Североморск относятся: утверждение порядка и сроков составления бюджета ЗАТО г. Североморск, обеспечение его составления; внесение проекта бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов ЗАТО г. Североморск; установление порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск и порядка определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели; принятие решений об использовании средств резервного фонда администрации ЗАТО г.Североморск, а также осуществление иных бюджетных полномочий в соответствии с Бюджетным кодеком Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области, нормативными правовыми актами ЗАТО г. Североморск.
В соответствии с Положением о Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО г.Североморск № 648 от 23.06.2020, Комитет является уполномоченным органом администрации ЗАТО г. Североморск по организации управления, функционированием объектов жилищно- коммунального комплекса ЗАТО г. Североморск, функционированием и реализацией долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных планов в области повышения эффективности, безопасности и снижению энергоемкости в жилищно-коммунальном хозяйстве ЗАТО г. Североморск, входит в структуру Администрации и действует в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования ЗАТО г. Североморск, Решениями Совета депутатов ЗАТО г. Североморск, постановлениями и распоряжениями Администрации и настоящим Положением.
Задачами Комитета являются составление и утверждение краткосрочных и перспективных планов развития жилищно-коммунального комплекса и городского хозяйства. Формирование расходной части бюджета в части реализации программ и мероприятий в сфере жилищно-коммунального и городского хозяйства (п. 3.1.).
Комитет в целях выполнения возложенных задач осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО г. Североморск; организует, осуществляет и контролирует содержание, капитальный ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также создает и обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест) (п. 4.3.1., 4.3.2.).
Кроме того, Комитет утверждает муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставами подведомственных учреждений основными видами деятельности. Согласовывает бюджетную смету подведомственным казенным учреждениям. Осуществляет контроль за выполнением муниципального задания, бюджетной сметы подведомственными Комитету учреждениями, в соответствии с функциями, возложенными на Комитет (п. 5.4.6.).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что администрация ЗАТО г.Североморск является исполнительно-распорядительным органом ЗАТО г.Североморск, в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладает полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение – Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, являющееся главным распорядителем средств бюджета ЗАТО г. Североморск для подведомственных муниципальных учреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по приведению лестницы, пандуса и пешеходного перехода от дома № 19 по улице Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморске в соответствии с заявленными требованиями на администрацию ЗАТО г. Североморск и Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение ремонтных работ и порядок финансирования деятельности учреждения, суд считает возможным установить ответчикам, с учетом времени, необходимого для осуществления администрацией ЗАТО г. Североморск и Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск требуемого финансирования, срок исполнения решения суда в течении одного года со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Североморска Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск», Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, Администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Обязать МКУ «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» (ИНН 5110003476) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- оборудовать на первой и последней ступенях лестницы, расположенной у пешеходного перехода от дома № 19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск контрастные противоскользящие полосы, выполненные в соответствии с СП 59.13330, согласно п. 4.22 СП 42.13330.2016;
- оборудовать предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед выходами на пешеходный переход от дома № 19 по ул. Адмирала Сизова к дому № 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствие с п.4.22 СП 42.13330.2016, п. 4.2.2 ГОСТ Р 52875-2018;
- оборудовать пандус бордюрный в местах пересечения пешеходных и транспортных путей на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.5 СП. 59.13330.2020;
- обеспечить наличие информации для людей с нарушением зрения о приближении их к зоне повышенной опасности у пересечения тротуара и проезжей части на пешеходном переходе от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому№ 31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с п. 5.1.10 СП.59.13330.2020.
Обязать администрацию ЗАТО г. Североморск (ИНН 5110120236), Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (ИНН 5110001359) организовать финансирование мероприятий по приведению лестницы, пандуса и пешеходного перехода от дома №19 по ул. Адмирала Сизова к дому №31 по улице Вице-адмирала Падорина в г. Североморск в соответствии с вышеуказанными требованиями.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г. Североморска Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск», Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, Администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Федун