УИД 16RS0015-01-2023-000205-50
Копия Дело №2-196/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2023 года с. Большие Кайбицы
Кайбицкий районный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующего судьи Нигматзяновой Э.А.,
при секретаре судебного заседания Хузиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Сулагаевой Н.В., Сулагаевой О.Г., Сулагаевой К.Г. к Исполнительному комитету Хозесановского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
Установил:
Сулагаева Н.В., Сулагаева О.Г., Сулагаева К.Г. обратились в суд с исковым заявлением к Исполнительному комитету Хозесановского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о включении имущества в состав наследства, признании права общей долевой собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер С.Г.В., после смерти которого открылось наследство в виде земельной доли в праве общей долевой собственности площадью 4,5 га, в том числе 3,9 га пашни, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>. Однако сведений о регистрации права собственности С.Г.В. в отношении данной земельной доли в Едином государственном реестре недвижимости не имеется. Истцы фактически приняли наследство, указывая, что в установленном законом порядке они уже приняли иное наследство С.Г.В.
Просят включить в состав наследства С.Г.В. земельную долю в праве общей долевой собственности площадью 4,5 га, в том числе 3,9 га пашни, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:21:000000:169, находящегося по адресу: <адрес>; признать за ними право собственности на вышеуказанную земельную долю в порядке наследования по закону по 1/3 доле за каждой.
Истцы Сулагаева Н.В., Сулагаева О.Г., Сулагаева К.Г. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.
Представитель истца Абузарова А.Ф., участвующая в деле на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и дала объяснения, соответствующие исковому заявлению.
Ответчики - представители Исполнительного комитета Хозесановского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, МКУ «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Казанского нотариального округа Республики Татарстан Хайдарова В.Л. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со статьями 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умер С.Г.В. (свидетельство о смерти серии III-КБ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Исполнительным комитетом Хозесановского сельского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан) – супруг истца Сулагаевой Н.В., отец истцов Сулагаевой О.Г., Сулагаевой К.Г., после смерти которого открылось наследство в виде земельной доли в праве общей долевой собственности площадью 4,5 га, в том числе 3,9 га пашни, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о праве собственности за земельную долю серии РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, С.Г.В. является собственником земельной доли общей площадью 4,5 га, в том числе 3.9 га пашни, расположенной в границах землепользования АККХ им.Кирова.
Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений о регистрации прав на данную земельную долю в Едином государственном реестре недвижимости не имеется.
Согласно части 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В данном случае наследниками первой очереди после смерти С.Г.В. являются истцы Сулагаева Н.В., Сулагаева О.Г., Сулагаева К.Г.
Свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт принятия Сулагаевой Н.В., Сулагаевой О.Г., Сулагаевой К.Г. имущества С.Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве.
Согласно положениям статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно ст.18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" установлено, что принадлежность наследодателю права на земельную долю, полученную им при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правилведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по смыслу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при отсутствии свидетельства о праве на земельную долю, выданного по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" либо постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", удостоверяется выпиской из решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятого до начала применения Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из приведенных нормативных положений свидетельство о праве собственности на земельную долю относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на земельную долю могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре. Иного порядка регистрации права собственности, до введения в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не было.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Таким образом, законодатель признает сведения из свидетельства о праве собственности на земельную долю основанием для регистрации права собственности на такой объект недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Доказательств, принятия наследства после смерти С.Г.В., иными лицами, кроме Сулагаевой Н.В., Сулагаевой О.Г., Сулагаевой К.Г. в судебное заседание не представлено, судом при рассмотрении дела не добыто.
При таких обстоятельствах, оценивая все имеющиеся в деле доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Сулагаевой Н.В., Сулагаевой О.Г., Сулагаевой К.Г. в полном объеме, а именно: включить спорную земельную долю в праве общей долевой собственности площадью 4,5 га, в том числе 3,9 га пашни, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, в состав наследства С.Г.В. и признать за истцами право собственности на вышеуказанную земельную долю в порядке наследования после смерти С.Г.В. по 1/3 доле за каждой.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.
Статьей 58 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Сулагаевой Н.В., Сулагаевой О.Г., Сулагаевой К.Г. удовлетворить.
Включить земельную долю, площадью 4,5 га, в том числе 3,9 га пашни, расположенную в пределах земельного участка с кадастровым номером №, находящуюся по адресу: <адрес>, в состав наследства С.Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Признать за Сулагаевой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Сулагаевой О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Сулагаевой К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право общей долевой собственности по 1/3 доле за каждой на земельную долю, площадью 4,5 га, в том числе 3,9 га пашни, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти С.Г.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Решение по вступлении его в законную силу является основанием для государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись.