Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Урюпинский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Лоншакова Ю.С.,
при секретаре ФИО10,
с участием истцов Каширина В.С., ФИО2, Краснова Е.В., представителя истца Тер И.А.,
20 июля 2015 г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширина В.С., Андреев В.С., Краснова Е.В. к Администрации городского округа <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Каширина В.С., ФИО2, Краснова Е.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что Каширина В.С., ФИО2 и Краснова Е.В. (как наследница по праву представления после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ), являются наследниками по завещанию после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Наследство после смерти ФИО3 было своевременно принято всеми наследниками. В рамках заведенного нотариусом наследственного дела, наследниками были получены свидетельства о праве на наследство на денежные средства, хранящиеся в филиале № Урюпинского отделения № АКСБ РФ во вкладах на имя наследодателя, по 1/3 доле каждый.
После смерти ФИО3 также осталось следующее имущество: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 586 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование – для индивидуальной застройки;
расположенный на нем жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 49,5 кв.м..
Оформление прав на указанное имущество путем обращения к нотариусу невозможно ввиду того, что в свидетельстве № на право собственности на землю, бессрочного (постоянного пользования) землей, выданного ДД.ММ.ГГГГ в качестве правообладателя указана «ФИО1». При выдаче указанного свидетельства была объединена добрачная фамилия наследодателя – «Никифорова» и фамилия, полученная ею после вступления в брак – «ФИО20».
Аналогичные ошибки имеются и в документах, подтверждаются право наследодателя на жилой дом: в договоре об изменении долей жилого строения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенном старшим государственным нотариусом Урюпинской государственной нотариальной конторы ФИО11; в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенном ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным нотариусом Урюпинской государственной нотариальной конторы ФИО11.
Кроме того, в апреле 2010 года доверенным лицом наследодателя – Каширина В.С. было подписано соглашение с ФИО12 о признании долей жилого дома двумя отдельно стоящими жилыми домами от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым 13/25 долей в праве, принадлежащих ФИО12 и 12/25 долей в праве, принадлежащих ФИО3, были признаны двумя отдельно стоящими жилым домами.
В связи с чем, просили суд включить в наследственную массу после смерти ФИО3 жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 49,5 кв.м., земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 586 кв.м.. Признать за истцами право общей долевой собственности, по1/3 доли за каждым, на жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 49,5 кв.м.. Признать за истцами право пожизненного наследуемого владения, по 1/3 доли за каждым, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 586 кв.м..
В судебном заседании истцы изменили исковые требования, просили суд включить в наследственную массу жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 49,5 кв.м., земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 586 кв.м.. Признать за истцами право общей долевой собственности, по1/3 доли за каждым, на жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 49,5 кв.м.. Признать за истцами право общей долевой собственности, по 1/3 доли за каждым, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 586 кв.м.. Указанные исковые требования поддержали.
Представитель истцов Тер И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик – представитель администрации городского округа <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Третье лицо ФИО19, надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. Будучи допрошенной в предыдущем судебном заседании пояснила, что является собственником жилого дома и земельного участка по <адрес> А, <адрес>, расположенного рядом с истцами. Не возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку признание за истцами права собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес> ее права не нарушает.
Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав истцов Каширина В.С., ФИО2, Краснова Е.В., представителя истца Тер И.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Статья 1113 ГК РФ гласит, что наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч.1 ст.1122 ГК РФ, имущество, завещанное двум или нескольким наследникам без указания их долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются, считается завещанным наследникам в равных долях.
Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдать свидетельства о праве на наследство.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Проверяя обоснованность требований истца, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3 (л.д.7).
Согласно завещанию ФИО13, удостоверенному нотариусом <адрес> ФИО14, ФИО3 завещала все свое имущество Каширина В.С., ФИО2 и ФИО2 в равных долях.
После смерти ФИО3 открылось наследство в виде денежных средств, хранящихся в филиале № Урюпинского отделения № АКСБ РФ.
Кроме того, при жизни наследодателю ФИО3 принадлежал жилой дом площадью 49,5 кв.м. и земельный участок площадью 586 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Однако, при обращении к нотариусу для оформления прав на дом и земельный участок по указанному адресу выяснилось, что имеются разночтения при указании фамилии наследодателя в правоустанавливающих документах, оформленных в отношении жилого дома и земельного участка.
Так, в соответствии с имеющимся в материалах дела договором об изменении долей жилого строения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО15, Никифоровой-ФИО3 и ФИО16, домовладение принадлежащее им доли в праве собственности на жилой дом по <адрес> ввиду строительства ФИО15 двух комнат размером 54 кв.м. по решению исполкома Урюпинского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ за № определены следующим образом: ФИО15 – 13/25 доли, Никифорова-ФИО3 – 8/25 доли, ФИО16 – 4/25 доли (л.д. 10).
ФИО16 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарила ФИО3 (как указано в договоре Никифоровой-ФИО20) 4/25 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом (л.д. 9).
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о признании долей жилого дома двумя отдельно стоящими жилыми домами, заключенному между ФИО12, Каширина В.С. и ФИО3, сособственники пришли к соглашению о признании 13/25 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с инвентарным номером жилого дома № принадлежащих ФИО12 и 12/25 долей жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, с инвентарным номером жилого дома № принадлежащих ФИО3 на праве общей долевой собственности, общей площадью 49,5 кв.м. – двумя отдельно стоящими жилыми домами.
В свидетельстве на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24, на праве пожизненного наследуемого владения принадлежал земельный участок площадью 0,0586 га.
Таким образом, в документах, подтверждающих права наследодателя на жилой дом и земельный участок были допущены разночтения при указания фамилии наследодателя, поскольку ее фамилия указана как «Никифорова-ФИО20».
Указанные обстоятельства являются препятствием для оформления прав истцов на наследственное имущество в виде жилого дома площадью 49,5 кв.м. и земельного участка площадью 586 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, наследодатель Никифорова М.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
В 1955 году Никифорова М.Ф. вступила в брак с ФИО2 и ей была присвоена фамилия «ФИО20».
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что несмотря на то, что на момент оформления правоустанавливающих документов, наследодатель имела фамилию «ФИО20», при оформлении документов ее фамилия была указана путем соединения добрачной фамилии и фамилии полученной после вступления в брак - ФИО25». Учитывая изложенное, суд считает, что спорное имущество в виде жилого дома и земельного участка по <адрес> принадлежало на праве собственности ФИО3.
При таких обстоятельствах, требования истцов о включении в наследственную массу жилого дома площадью 49,5 кв.м. и земельного участка площадью 586 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
В соответствии со ст. 21 ЗК РФ, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.
Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.
Как следует из материалов дела, нотариусом <адрес> ФИО17 было заведено наследственное дело № к имуществу умершей ФИО3, по заявлению наследников по завещанию Каширина В.С., ФИО2 и ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> ФИО17 выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на денежные вклады, на имя ФИО2 и ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> ФИО17 выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на денежные вклады, на имя Каширина В.С..
В этой связи, наследниками по завещанию принявшими наследство после смерти ФИО3 являются Каширина В.С., ФИО2, а также являлся ФИО2
Между тем, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Как следует из сообщения нотариуса <адрес> ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ, в его архиве имеется наследственное дело № к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2. Наследником, принявшим наследство, является его дочь Краснова Е.В..
Из этого следует, что Краснова Е.В. имеет право на получение части наследственного имущества, как наследник ФИО2 по праву представления.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Каширина В.С., ФИО2, Краснова Е.В. к Администрации городского округа <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Каширина В.С., Андреев В.С., Краснова Е.В. к Администрации городского округа <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования
- удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью 49,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок, площадью 586 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование – для индивидуальной застройки, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Каширина В.С., Андреев В.С., Краснова Е.В. право общей долевой собственности в порядке наследования по завещанию по 1/3 доли за каждым на жилой дом, оставшийся после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 49,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с момента вступления данного решения суда в законную силу.
Признать за Каширина В.С., Андреев В.С., Краснова Е.В. право общей долевой собственности в порядке наследования по завещанию по 1/3 доли за каждым на земельный участок, оставшийся после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, площадью 586 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование – для индивидуальной застройки, расположенный по адресу: <адрес>, с момента вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Лоншаков
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Ю.С. Лоншаков