Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-228/2023 ~ М-158/2023 от 30.03.2023

Дело №2-228/2023

УИД 76RS0004-01-2023-000201-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2023 года г. Данилов Ярославская область

Даниловский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,

при секретаре Степановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Светланы Сергеевны к Управлению социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, ГКУ ЯО «ЕЦСВ» о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокофьева Светлана Сергеевна обратилась в Даниловский районный суд с иском к Управлению социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, ГКУ ЯО «ЕЦСВ» о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обосновании требований указала, что является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим учителем до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В течение нескольких лет являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов семьи истца, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Считает данное решение ответчика незаконным.

На основании изложенного просит суд обязать ответчика с 01.01.2019г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи. Произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019г. Взыскать с ответчика госпошлину.

Истец Прокофьева С.С., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, предоставили письменные возражения на исковое заявление.

Третьи лица Прокофьев В.М., Прокофьев А.В., в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо ООО «СофтИнфо», ПАО «ТНС энерго Ярославль» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокофьева С.С., является работающим пенсионером из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 41,30 кв.м являются Прокофьева С.С. и Прокофьев В.М. (по 1/2 доле каждый).

В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Прокофьева С.С., Прокофьев В.М., (муж), Прокофьев А.В., (сын) и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., опекунами которых в соответствии с постановлениями администрации Даниловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , 0640 назначены ФИО2 и ФИО6

До 01 января 2019 г., истец получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместной с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01 января 2019 г. расчет компенсации производится только на истца, т.е. 1/5.

Супруг истца Прокофьев В.М., сын Прокофьев А.В., несовершеннолетние дети ФИО4, ФИО5, являются членами семьи Прокофьевой С.С., в смысле положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилой дом у них находится в совместной собственности, соответственно Управление труда и социальной поддержки населения администрации Даниловского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи пенсионера из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сохраняется за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там. Сохранение права на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной работнику государственной организации или педагогическому работнику страховой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности (ч. 4 ст. 43).

Согласно ст. 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

Доводы ответчика ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о том, что до момента наделения полномочиями до 01.04.2023г., по указанным мерам социальной поддержки ответственность не может быть возложена, не состоятельны. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки возложены на ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области». Актом приема-передачи выплатных дел получателей ежемесячной денежной компенсации ЖКУ и прочих дел от 03.04.2023г. дела переданы Управлением социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области ГКУ «Единому центру социальных выплат Ярославской области». Полномочия возложены на ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области ».

В данном случае требования истца следует удовлетворить частично.

Ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просил применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знала об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратилась в суд 30.03.2023 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 30.03.2020 г.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокофьевой Светланы Сергеевны (паспорт РФ ) к Управлению социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (ИНН 7617004110 ОГРН1027601459082), Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587 ОГРН 1227600020614) о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» с 30.03.2020 г. восстановить Прокофьевой Светлане Сергеевне, проживающей по адресу: <адрес>, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи: Прокофьева Владимира Михайловича, Прокофьев Алексея Владимировича, ФИО4, ФИО5, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 30.03.2020 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований Прокофьевой Светланы Сергеевны, отказать.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу Прокофьевой Светланы Сергеевны возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Даниловский районный суд в течение месяца с момента вынесения.

Судья С.С. Иванова

2-228/2023 ~ М-158/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокофьева Светлана Сергеевна
Ответчики
Управление социальной защиты населения и труда администрации Даниловского муниципального района
Государственное казенное учреждение Ярославской области " Единый центр социальных выплат Ярославской области"
Другие
ООО " СофтИнфо"
Прокофьев Алексей Владимирович
Прокофьев Владимир Михайлович
ПАО ТНС энерго Ярославль
Суд
Даниловский районный суд Ярославской области
Судья
Иванова Светлана Сергеевна
Дело на странице суда
danilovsky--jrs.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
03.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее