Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2022 г. ...
<...> городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Володиной А.В.,
с участием ответчика Голенок Д.В., представителя ответчика Марчик Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Управляющая компания Дом» к Голенок Д.В. об обеспечении доступа в жилое помещение,
установил:
Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что истец является управляющей организацией в многоквартирном ... в ..., предоставляет услуги по обслуживанию и содержанию общего имущества указанного многоквартирного дома на основании договора управления от 01.08.2018. В соответствии с решениями общих собраний собственников помещений многоквартирного дома от 19.03.2021, 17.05.2021 между ООО «УК Дом» и ООО «СЖКС», ООО «РемСервис» заключены договоры подряда на проведении работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сантехнических систем отопления и холодного водоснабжения. Согласно акту осмотра от 10.08.2021 техником ООО «УК Дом» и специалистами ООО «СЖКС» проведено обследование внутридомовых сантехнических систем, в результате которого установлено, что для производства капитального ремонта систем теплоснабжения и холодного водоснабжения внутридомовых систем требуется доступ в квартиры, расположенные на 1 этажах. В данном доме отсутствуют подвальные помещения, все общедомовые сети расположены под полами квартир 1-х этажей, для обслуживания данных трубопроводов были предусмотрены люки. Произвести работы подрядными организациями не предоставляется возможным в связи с отказом в доступе к общему имуществу собственником жилого помещения № 1, так как при производстве ремонта полов своей квартиры собственник зашил все люки. Собственником жилого помещения является ответчик. На основании изложенного, увеличив и уточнив впоследствии исковые требования, истец просит обязать ответчика предоставить доступ специалистам ООО «Управляющая компания Дом», ООО «СЖКС», ООО «РемСервис» доступ к сантехническим системам теплоснабжения и холодного водоснабжения, находящимся под полами квартиры, расположенной по адресу: ..., в районе прохода стояков отопления через цокольное перекрытие в жилых комнатах площадью 13,1 кв. м, 9,7 кв. м, а также в жилой комнате, площадью 20,2 кв. м, объединенной с кухней, путем демонтажа части напольного покрытия, частичной разборки стяжки пола, устройства проемов в полу, устройства люков размером 60 см х 60 см для производства работ по капитальному ремонту внутридомовых систем теплоснабжения и холодного водоснабжения, взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены ООО «СЖКС», ООО «РемСервис».
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал заявленные исковые требования.
Ответчик, его представитель в судебном заседании возражали против заявленных требований, ссылаясь на то, что доступ в квартиру ответчика был обеспечен. Квартира была приобретена ответчиком в 2011 году, предыдущий собственник делал ремонт полов в квартире, цементную стяжку.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела..
Заслушав явившихся лиц, суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно чч. 6, 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (ч. 10 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно подп. «а», «б» и «г» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 приведенных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Подпунктом «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), потребитель обязан допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ.
В соответствии с подп. «б» п. 32 Правил № 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой п. 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Судом установлено, что ответчик является единоличным собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... на основании договора купли-продажи от 14.03.2011, о чем в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права №... от 11.04.2011. Квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома.
Управляющей организацией в указанном многоквартирном доме является ООО «Управляющая компания Дом» на основании договора управления от 01.08.2018.
В 2021 году собственниками помещений многоквартирного дома были приняты решения о проведении работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сантехнических систем отопления и холодного водоснабжения от 19.03.2021 и от 17.05.2021 соответственно. Управляющей организацией для выполнения указанных работ заключены договоры подряда с ООО «СККС» от 31.03.2021 и с ООО «РемСервис» от 30.07.2021. Решения общих собраний ответчиком не оспорены в установленном законом порядке, являются обязательными для всех собственников помещений указанного многоквартирного дома в силу законодательства.
В материалы дела представлены акты от 10.08.2021, от 15.04.2022 о том, что доступ в квартиру № 1 по указанному адресу для производства ремонта собственник не предоставляет.
30.08.2021, 18.04.2022 ответчику истцом направлялись уведомления о предоставлении доступа в жилое помещение для производства работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем (розлива отопления и холодного водоснабжения), а именно к трубопроводам под полами квартиры № 1, к люкам по помещению кухни и комнат.
Ответчик ссылается на то, что он не препятствует доступу в его жилое помещение, однако люки в полах он не зашивал, где расположены люки и предусмотрены ли они были изначально, ему не известно. Доступ к инженерным системам можно обеспечить со стороны фасада дома.
Судом по делу была назначена судебная строительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта №... ООО «Нордгеострой» многоквартирный дом по адресу ...пятиэтажный, трехподъездный, год ввода в эксплуатацию – 1965. Подвал в жилом здании отсутствует. Исследуемое жилое помещение находится на первом этаже 1 подъезда, состоит из трех комнат. При осмотре квартиры ответчика выявлено, что имеются стояки отопления в жилых комнатах площадью 20,2 кв. м, 9,7 кв. м, 13,1 кв. м, проходящие через цокольное перекрытие. В схеме разводящих трубопроводов видно, что вентили расположены под полом прямо под стояками. В жилых комнатах и кухне выполнена стяжка пола из раствора, отсутствует доступ к разборным соединениям и арматуре системы отопления. В исследуемой квартире точное местоположение люков определить не представляется возможным. Специализированные люки для обеспечения доступа к сантехническим системам теплоснабжения и холодного водоснабжения должны располагаться в районе прохода стояка отопления через цокольное перекрытие на расстоянии 130 мм от стены. Оптимальным вариантом для получения доступа к общедомовому имуществу, находящемуся в подпольных каналах квартиры № 1 является устройство люков в полу в квартире ответчика.
Выводы эксперта сторонами не оспорены. Экспертное заключение суд полагает допустимым доказательством по делу. Выводы эксперта мотивированы, последовательны, сделаны на основе проектной, технической документации и по результатам осмотра многоквартирного дома и квартиры ответчика.
Следовательно, отсутствие люков в жилом помещении ответчика, изначально предусмотренных для доступа к общедомовому имуществу, находящемуся в подпольных каналах, расценивается как препятствие со стороны ответчика в доступе к общедомовому имуществу. Ответчик обязан обеспечить доступ к сантехническим системам теплоснабжения и холодного водоснабжения, находящимся под полами квартиры, расположенной по адресу: ..., в районе прохода стояков отопления через цокольное перекрытие в жилых комнатах площадью 13,1 кв. м, 9,7 кв. м, а также в жилой комнате, площадью 20,2 кв. м, объединенной с кухней, путем демонтажа части напольного покрытия, частичной разборки стяжки пола, устройства проемов в полу, устройства люков размером 60 см х 60 см для производства работ по капитальному ремонту внутридомовых систем теплоснабжения и холодного водоснабжения.
Довод ответчика о том, что он не зашивал люки в полу, не служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку к ответчику как собственнику приобретенного жилого помещения перешли обязанности по поддержанию данного помещения в надлежащем состоянии, соблюдению прав и законных интересы соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения в законную силу, поскольку для обеспечения доступа к общедомовому имуществу ответчику необходимо провести ряд строительных работ, требующих временных затрат.
Расхода истца по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. на основании ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Голенок Д.В. (паспорт гражданина Российской Федерации №...) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить специалистам ООО «Управляющая компания Дом», ООО «СЖКС», ООО «РемСервис» доступ к сантехническим системам теплоснабжения и холодного водоснабжения, находящимся под полами квартиры, расположенной по адресу: ..., в районе прохода стояков отопления через цокольное перекрытие в жилых комнатах площадью 13,1 кв. м, 9,7 кв. м, а также в жилой комнате, площадью 20,2 кв. м, объединенной с кухней, путем демонтажа части напольного покрытия, частичной разборки стяжки пола, устройства проемов в полу, устройства люков размером 60 см х 60 см для производства работ по капитальному ремонту внутридомовых систем теплоснабжения и холодного водоснабжения.
Взыскать с Голенок Д.В. (паспорт гражданина Российской Федерации №...) в пользу ООО «Управляющая компания Дом» (ИНН №..., ОГРН №...) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..