Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1313/2023 ~ М-1152/2023 от 29.05.2023

    Дело

УИД75RS0-47

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    29 июня 2023 года                                                      <адрес>

    Ингодинский районный суд <адрес> в составе

    председательствующего судьи Коробенковой О.В.,

    при секретаре Черкашиной О.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Шеломенцевой О. А. к ГУЗ «Городская клиническая больница », Министерству здравоохранения <адрес>, Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, компенсации за несвоевременную оплату, об обязании совершить действия,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, ссылаясь на то что, прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства в ГУЗ «Городская клиническая больница », в ходе которой выявлены нарушения в виде неоплаты части отпусков и стимулирующих надбавок по постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также компенсации за задержку выплаты. Обращаясь в интересах Шеломенцевой О. А., прокурор просит взыскать с больницы задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат в размере 13 386,22 руб., пособия по нетрудоспособности в размере 1844,28 руб., а также компенсации за несвоевременную оплату по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4766,25 руб., всего на общую сумму 19 996,75 руб. с учетом НДФЛ в размере 2510 руб., обязать Министерство финансов <адрес> и Министерство здравоохранения <адрес> профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница » денежными средствами на эти цели.

В судебном заседании помощник прокурора Рыкзынова Ц.Б. исковые требования поддержала.

Материальный истец Шеломенцева О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГУЗ «ГКБ » Чижова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв, согласно которому не оспаривает факт задолженности по заработной плате и её размер, полагая, что такая обязанность может быть исполнена только при наличии доведенных лимитом бюджетных средств. Неисполнение обязанности по выплате денежных средств связано с отсутствием бюджетного финансирования, ходатайствовала об освобождении от уплаты государственной пошлины.

Представитель Министерства финансов <адрес> представил письменные возражения, просил рассмотреть дело в их отсутствие, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Министерство здравоохранения <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (статья 5 ТК РФ).

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст. 22 ТК РФ обязанностями работодателя, в частности, являются соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ под заработной платой (оплата труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) -ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений <адрес>, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» районный коэффициент (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом) составляет 1,4.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 415 (действовавшим в ред. ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

В соответствии с п. 2 указанных Постановлений Правительства РФ настоящие постановления распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение Постановления № <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление ).

Пунктом 1 Постановления установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в зависимости от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в <адрес> за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

Поскольку в силу вышеприведенных норм трудового законодательства выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, к ним применяются коэффициенты за работу в местностях с особыми климатическими условиями в установленных размерах.

Таким образом, исчисленная в соответствии с предусмотренным Постановлением порядком определения размера выплаты, в процентном соотношении к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации за 09 месяцев 2020 года сумма стимулирующих выплат подлежит начислению работникам с учетом требований об оплате труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, это же требование должно распространять при начислении работнику выплат в связи с уходом в очередной отпуск.

В силу ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

<адрес> коэффициента, начисленного на оплату отпуска с учетом стимулирующих выплат медицинским работникам по оказанию медицинской помощи гражданам в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, в связи с привлечением на работу для борьбы с новой короновирсной на основании Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ работникам больницы не производились, в связи с отсутствием финансирования.

Истец Шеломенцева О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГУЗ «Городская клиническая больница » в должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории. Из реестров задолженности по оплате отпусков и выплате компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам и иным работникам, которым в 2020, 2021 году предоставлялись федеральные стимулирующие выплаты по Постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и по Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что истцу начислены, но не выплачены отпускные за 2020, 2021 годы и компенсация за задержку оплат по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 19 996,75 руб.

Предписания прокурора и Государственной инспекции труда в <адрес> по выплате указанных сумм до настоящего времени не исполнены.

Правильность произведённого расчета сомнений у суда не вызывает, поскольку он составлен бухгалтерией учреждения и сторонами не оспаривается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в указанном размере.

Средства федерального бюджета в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат стимулирующего характера, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов на основании статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данной статьей предусмотрен порядок заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.

Согласно части 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти соглашения, а также дополнительные соглашения к ним, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 145 обязанность направления медицинским организациям средств, предоставленных бюджету <адрес> в форме иных межбюджетных трансфертов, для осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 415, возложена на Министерство здравоохранения <адрес>.

Таким образом, Министерство здравоохранения <адрес> обязано направить соответствующие денежные средства ГУЗ «ГКБ ».

В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов осуществляет организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция COVID-19 осуществляется за счет бюджета субъекта РФ.

В соответствии с п.12.3.2. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 165 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о Министерстве финансов <адрес>" Министерство финансов <адрес> осуществляет привлечение краем заемных средств, а также обслуживание и погашение внутренних и внешних долгов края в соответствии с бюджетным законодательством., п.12.3.4. ведет реестр расходных обязательств края в порядке, установленном <адрес>, представляет указанный реестр и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав края, в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, п ДД.ММ.ГГГГ. осуществляет управление средствами на едином счете бюджета края.

Таким образом, учитывая что предметом рассмотрения настоящего гражданского дела является взыскание, в том числе районного коэффициента к заработной плате медицинских работников, установленного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов местного самоуправления и муниципальных учреждений», в ходе судебного заседания установлено, что указанная выплата не произведена медицинским работникам в связи с отсутствием финансирования на указанные цели, однако учитывая, что выплата районного коэффициента к заработной плате обеспечивается за счет бюджета <адрес>, суд также удовлетворяет требования прокурора об обязании Министерства здравоохранения <адрес> и Министерства финансов <адрес> при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница » денежными средствами на выплату Шеломенцевой О. А. указанной задолженности.

Доводы больницы о необходимости указания в резолютивной части решения на исполнение обязанности при доведении лимитом бюджетных средств, несостоятельны, поскольку право работника на получение заработной платы и иных выплат должно быть реализовано за счет работодателя.

Ссылка Министерства финансов РФ на отсутствие оснований для возложения обязанности по финансированию основана на ошибочном толковании правовых норм. Несмотря на то, что финансирование указанных выплат в спорный период осуществлялось за счет средств резервного фонда Правительства РФ, эти денежные средства поступают в краевой бюджет в качестве трансфертов и распределяются между распорядителями (главными распорядителями) именно Министерством финансов РФ.

Вопреки доводам Министерства финансов <адрес> о пропуске стороной истца срока на обращение с заявленными требованиями, срок на обращение в суд за защитой нарушенного права истцом не пропущен.

В силу части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объёме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

В данном случае допущенное работодателем нарушение является длящимся, в том смысле, в котором на это указывается в пункте 56 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Несовершение работником действий по истребованию в более ранние сроки задолженности не свидетельствует о пропуске специального срока обращения в суд, исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику заработной платы.

Кроме того, суд отмечает, что Шеломенцева О.А. обратилась к прокурору <адрес> за защитой нарушенного права ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, прокурором <адрес>, обратившимся в суд с иском в защиту её прав ДД.ММ.ГГГГ, срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате не пропущен, поскольку доказательств того, что прокурору было известно о наличии задолженности перед истцом ранее указанной даты, не представлено.

Согласно статье 90 ГПК РФ основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу части 2 статьи 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

С учетом того, что ГУЗ «ГКБ » является бюджетным учреждением, оказывающим медицинскую помощь в связи с распространением новой короновирусной инфекции, социально-ориентированной организацией, которая не может исполнить обязанности работодателя в виду отсутствия финансирования из бюджета, собственную платную деятельность не осуществляет, принимает меры к поиску варианта исполнения своих обязанностей с использованием иных статей расходов, фактически исковые требования по основаниям и объему признает, имеет кредиторскую задолженность перед работниками на сумму около 40 млн. руб., суд полагает возможным освободить больницу от судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины по настоящему делу и отнести их на счет федерального бюджета.

    Руководствуясь статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора удовлетворить.

Взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница » в пользу Шеломенцевой О. А. (<данные изъяты>) задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также компенсацию за несвоевременную выплату по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 19 996,75 руб. (в том числе НДФЛ в размере 2510 руб.).

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> и Министерство финансов <адрес> при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница » денежными средствами на выплату Шеломенцевой О. А. указанной задолженности.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

        Судья                                                                        О.В. Коробенкова

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2023

2-1313/2023 ~ М-1152/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Шеломенцевой О.А.
Шеломенцева Ольга александровна
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
ГУЗ "Городская клиническая больница № 1"
Министерство финансов Забайкальского края
Суд
Ингодинский районный суд г. Читы Забайкальского края
Судья
Коробенкова Олеся Викторовна
Дело на сайте суда
ingoda--cht.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
21.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее