Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1052/2015 ~ 6.1-845/2015 от 26.05.2015

Гражданское дело №2-1052/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Шира 24 июня 2015 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Белоноговой Н.Г.,

при секретаре Быковской Л.В.,

с участием:

истцов Старова В.Н.,

Старовой Н.П.,

Старова А.В.,

Старова Ю.В.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия Ренгельман М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова А.В., Старова Ю,В., к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении в Список и о возложении обязанности включить в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме,

УСТАНОВИЛ:

Старов В.Н., Старова Н.П., Старов А.В., Старов Ю.В., обратились в Ширинский районный суд Республики Хакасия с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о включении их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, об обязании администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме. В обоснование исковых требований истцами указано, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в результате пожара было уничтожено жилое помещение, расположенное по указанному адресу, где они фактически проживали , были зарегистрированы в установленном законом порядке, за исключением Старова А.В. Администрацией муниципального образования Ширинский район истцам было отказано во включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара. Основанием к отказу явилось отсутствие зарегистрированного права собственности на утраченное жилое помещение. Считая отказ незаконным, истцы просят признать данный отказ незаконным и признать за ними право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить меры социальной поддержки.

В судебном заседании истцы поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнили, что жилой дом, расположенный по указанному адресу, был им выдан на основании ордера, они его достроили, однако на технический учет не поставили. В названном жилом доме они все вчетвером постоянно проживали, вплоть до момента произошедшего пожара. Истцы считают отказ администрации муниципального образования Ширинский район незаконным, поскольку жилой дом, фактически принадлежащий им на праве собственности, в котором они и проживали, был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, при этом данное жилье было для них единственным, является незаконным и нарушает его право на выбор места пребывания и место жительства. В связи с изложенным, просят исковые требования удовлетворить, предоставив ему меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Ширинский район Ренгельман М.В., действующая на основании доверенности , исковые требования не признала, просила принять законное и обоснованное решение.

Определением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 24 июня 2015 года производство по делу в части исковых требований Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова А.В., Старова Ю.В., предъявленных к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, прекращено.

Выслушав истцов, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 17 апреля 2015 года № 172 (в редакции Постановления от 30 апреля 2015 года № 205) установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Ширинского района Республики Хакасия. Согласно п. 3 приложения к данному Постановлению, домовладение по указанному адресу, находилось в границах зоны пожара, возникшего в результате чрезвычайной ситуации 12 апреля 2015 года на территории муниципального образований Ширинский район Республики Хакасия.

Согласно акту обследования жилого помещения , а также заключению, утвержденных председателем межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Спиринского сельсовета , был обследован жилой дом по указанному адресу, и установлено, что жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу, в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов 12 апреля 2015 года, уничтожен пожаром полностью.

Данное обстоятельство подтверждено справкой начальника ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов о пожаре, произошедшем в жилом доме и надворных постройках, расположенных по указанному адресу.

Приведенными выше доказательствами установлено, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в результате пожара среди других жилых помещений было утрачено домовладение, расположенное по указанному адресу.

В соответствии со ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций, а основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе и осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что определение порядка оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23 мая 2015 года №496) утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» (далее – Правила № 429).

В соответствии с подп. «а» п. 4 указанных Правил №429 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м. на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением ряда случаев, предусмотренных названными Правилами. Меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки (п. 7 Правил № 429).

В силу п. 5 Правил предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:

а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка осуществления мероприятий по ликвидации последствий пожаров, включая реализацию мер поддержки граждан, утративших жилые помещения в результате пожаров, с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о предоставлении жилого помещения, либо о строительстве жилого дома, либо о проведении капитального ремонта поврежденного жилья;

б) наличие утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальными органами Федеральной миграционной службы списков граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, и соответствующих требованиям пунктов 4 и 7 настоящих Правил;

в) наличие проектной сметной документации, утвержденной в установленном порядке, в отношении объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, финансирование строительства которых осуществляется за счет трансфертов.

Согласно п. 11 Правил № 429 меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года №241 «Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» утвержден «Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» (далее – Порядок), в соответствии с п. 3 которого предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.

В соответствии с подп. «а» п. 8 Порядка для получения предусмотренных настоящим Порядком мер поддержки гражданин до 30 мая 2015 года подает в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту нахождения утраченного или поврежденного жилого помещения (далее - муниципальное образование) письменное заявление о предоставлении меры поддержки в виде предоставления жилого помещения либо строительства жилого дома взамен утраченного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в подп. «а»-«е» п. 10 Порядка, в том числе копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение.

Муниципальное образование в течение двух рабочих дней со дня поступления сведений из органов, указанных в п. 16 настоящего Порядка, рассматривает поступившие заявления и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, формируемые в соответствии с требованиями п. 22 настоящего Порядка (п. 17 Порядка).

Согласно п. 22 Порядка муниципальное образование на основании принятых решений о включении в списки в течение двух рабочих дней формирует список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.

Меры поддержки, предусмотренные настоящим Порядком, как указано в п. 5, реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.

Таким образом, исходя из приведенных выше требований нормативно-правовых актов следует, что юридически значимыми обстоятельствами являются: установление факта причинения вреда жилому помещению в результате пожара, произошедшего 12 апреля 2015 года; установление факта принадлежности утраченного жилого помещения на праве собственности гражданину; установление факта постоянного проживания гражданина и членов его семьи в таком помещении, а также факта отсутствия у гражданина и членов его семьи иного, пригодного для проживания жилого помещения.

Как следует из приведенных выше доказательств, помещение, расположенное по указанному адресу, уничтожено в результате пожара.

В мае 2015 года истцы обратились в администрацию муниципального образования Ширинский район с заявлением о включении их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.

Решением администрации муниципального образования Ширинский район от 25 мая 2015 года истцам было отказано во включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, в связи с отсутствием права собственности на указанное жилое помещение.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст. 2 вышеназванного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственности либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 вышеуказанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу статьи 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статьей 18 Закона предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно уведомлению, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по указанному адресу.

Согласно ордеру , выданному на имя Старова В.Н., в котором в качестве членов семьи указаны Старова Н.П., Старов А.В., Старов Ю.В., им предоставлено жилое помещение, расположенное по указанному адресу.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности, квартира, расположенная по указанному адресу, на балансе сельсовета не состоит.

Таким образом, представленными доказательствами установлено, что истцы, в соответствии с требованиями ст. 11 Закона, имели право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, судом установлено, что собственник квартиры, расположенной по указанному адресу, в установленном законом порядке, не определен, какие-либо права на указанную квартиру в названном жилом доме оформлены не были и в настоящее время она в чьей-либо собственности не значится.

Таким образом, факт неопределения собственника квартиры, расположенной по указанному адресу, не должен нарушать право истцов на получение названной квартиры в собственность, поскольку жилое помещение им было представлено на основании ордера, являвшегося основанием для вселения в жилое помещение, который в настоящее время никем не оспорен; у истцов, в соответствии со ст. 11 названного Закона имелось право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, реализация которого в настоящее время невозможна в связи утратой жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы являлись законными владельцами утраченного жилья.

Законность владения утраченным жильем предполагало возможность защиты владения даже от собственника, в том числе и путем понуждения к регистрации перехода прав собственности на основании расписки и договора, однако реализации этого права препятствовала чрезвычайная ситуация, приведшая к утрате имущества и, следовательно, к утрате возможности регистрации права собственности.

Отказ в признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления или строительства жилья, основанный на обстоятельствах возникших в силу чрезвычайной ситуации, означал бы отказ в возмещении ущерба, что противоречило бы целям Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, по смыслу приведенного выше законодательства истцы имеет право на возмещение ущерба, как лицо, законно владевшее утраченным жилым помещением и имевшее право на защиту его владения также против собственника.

Как следует из свидетельства о заключении брака, а также свидетельств о рождении, истцы являются членами одной семьи.

Согласно справок ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» (данные действительны до 01 сентября 1999 года) Старов В.Н., Старова Н.П., Старов А.В., Старов Ю.В. недвижимого имущества на территории Ширинского района не имеют.

Из справок главы Спиринского сельсовета следует, что с истцами не заключался договор социального найма жилого помещения.

Согласно уведомлений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова А.В., Старова Ю.В.

Таким образом, приведенными выше доказательствам установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы являлась собственниками жилого дома, расположенного по указанному адресу, при этом названное жилое помещения являлось для истцов единственным, а доказательств обратного в материалы дела в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Из паспортов истцов Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова Ю.В. следует, что они зарегистрированы по указанному адресу.

Согласно выписок из похозяйственных книг, Старов А.В. проживает по указанному адресу.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Л.Н.В. и А.Е.М. показали, что Старов А.В. проживает по указанному адресу, постоянно в течение последних 2-3 лет, никуда не выезжал и место жительства не менял.

Оценивая приведенные выше доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания истцов, в том числе на момент возникновения чрезвычайной ситуации, по указанному адресу, установлен в судебном заседании.

Рассматривая требования истца о признании отказа администрации муниципального образования Ширинский район от 26 мая 2015 года о включении Старова А.В. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, суд приходит к выводу об их удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу положений ч. 1 ст. 7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Частью 1 ст. 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, при этом, исходя из положений ст. 18 Основного закона, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на жилище, при этом никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В Российской Федерации, согласно ч.ч. 2,3 ст. 55 Конституции РФ, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 1 Закона Российской Федерации 25июня1993года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской федерации» предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, толкуя и применяя приведенные выше нормы права в их совокупности следует признать, что основанием для включения Старова А.В. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, является факт их постоянного проживания в утраченном жилом помещении, а не факт наличия регистрации по указанному месту жительства.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеперечисленные нормы права, суд приходит к выводу о том, что требование о наличии регистрации лиц, проживающих в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, для которых оно являлось единственным жилым помещением, не соответствует требованиям закона, а потому отказ администрации муниципального образования Ширинский район от 26 мая 2015 года о включении Старова А.В. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, является незаконным.

Поскольку судом установлены все необходимые условия для предоставления Старову В.Н., Старовой Н.П., Старову А.В., Старову Ю.В. меры социальной поддержки, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании за ними права на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома; признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова А.В., Старова Ю.В. в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования; возложении на администрацию муниципального образования Ширинский район обязанности по включению Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова А.В., Старова Ю.В. в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1ст. 212ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характерчрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшимврезультатечрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова А.В., Старова Ю,В., к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении в Список и о возложении обязанности включить в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме - удовлетворить.

Признать за Старовым В.Н., право на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома.

Признать за Старовой Н.П., право на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома.

Признать за Старовым А.В., право на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома.

Признать за Старовым Ю.В., право на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» в виде строительства жилого дома.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 25 мая 2015 года в части невключения Старова В.Н., Старовой Н.П., Старова А.В., Старова Ю,В., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить Старова В.Н., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры».

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить Старову Н.П., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры».

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить Старова А.В., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры».

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия включить Старова Ю,В., в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были утрачены и (или) повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры»

Обратить решение, в соответствии со статьями 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г. Белоногова

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано «29» июня 2015 года.

Судья Н.Г. Белоногова

2-1052/2015 ~ 6.1-845/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Старов Юрий Владимирович
Старов Андрей Владимирович
Старов Владимир Николаевич
Старова Нина Петровна
Ответчики
Администрация МО Ширинский район
Министерство Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства РХ
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Белоногова Н.Г.
Дело на странице суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
26.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2015Передача материалов судье
30.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2015Подготовка дела (собеседование)
19.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2015Дело оформлено
06.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее