№
мотивированное
решение составлено
11 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 07 октября 2019 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
при секретаре Шелест А.В.,
с участием истцов:
Громовой Т.Ю., действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО7,
Мишуткиной Н.Л., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4,
Андреевой (ранее Мишуткиной) Е.В.,
Нелюбиной А.Н.,
Шайхутдиновой Н.И., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6,
ФИО2,
представителя истца Кузнецова А.В. - Кузнецовой С.В.,
представителя истцов Громовой Т.Ю., Нелюбиной А.Н., Колядина С.В.- Хасаншиной Н.Х.,
представителя ответчика Администрации Тавдинского городского округа Зотова А.В.,
третьего лица Нелюбиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмицкой ФИО32, Колядина ФИО33, Мишуткина ФИО34, Мишуткина ФИО35, Андреевой (ранее ФИО30) ФИО36, Мишуткиной ФИО37, поданного за себя и несовершеннолетних истцов ФИО3 и ФИО4, Нелюбиной ФИО38, Кузнецова ФИО39, Поспеловой ФИО40, Шайхутдиновой ФИО41, поданного за себя и несовершеннолетних истцов ФИО5 и ФИО6, Беляевой ФИО42, Громовой ФИО43, поданного за себя и несовершеннолетних истцов ФИО7, к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности на администрацию Тавдинского городского округа организовать проведение обследования многоквартирного дома, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмицкая В.В., Колядин С.В., Мишуткин В.М., Мишуткин С.В., Андреева (ранее Мишуткина) Е.В., Мишуткина Н.Л., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3 и ФИО4, Нелюбина А.Н., Кузнецов А.В., Поспелова Т.М., Шайхутдинова Н.И., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО5 и ФИО6, ФИО44., действующая за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО7, обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности на Администрацию Тавдинского городского округа организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением заключения выданного специализированной организацией в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда Тавдинского городского округа и частного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что 17 апреля 2019 года истцы обратились в Администрацию Тавдинского городского округа с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, в связи с тем, что данный дом снят из Региональной программы по проведению капитальных ремонтов. Дом приходит в непригодное для проживания состояние, кровля дома разрушается, крыша протекает, разрушается, на потолках имеются протечки; стены дома промерзают и частично прогнили, в квартирах постоянная сырость, местами имеется грибок, во всем доме запах затхлый, фундамент дома разрушается. В зимний период времени в квартирах низкая температура, в связи с чем, приходиться использовать электроприборы, поскольку отопительные системы недостаточно отапливают жилые помещения, на первом этаже пол очень холодный. В весенний период, когда все начинает таять, и в период дождей, в квартирах и подъезде все течет, жители верхних этажей, из-за сильной протечки крыши в нескольких местах, затапливают жителей первого этажа, рушится потолок, скапливается и застаивается вода. В подъезде капает прямо на электрощит, возле окна скоро выпадет стена, потолок отошел. Проживание в доме представляет угрозу для жизни и здоровья, т.к. все несущие конструкции дома пришли в негодность, дальнейшая эксплуатация дома невозможна. Истцы опасаются, что дом в любой момент может обрушиться, поскольку имеет сильный уклон, лестничные пролеты могут обрушиться в любой момент, считают, что дальнейшее проживание в доме носит большую опасность.
14 мая 2019 года от Администрации Тавдинского городского округа истцы получили письменный ответ о том, что ими не предоставлены правоустанавливающие документы и заключение специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома, необходимые для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, несмотря на то, что часть квартир в доме является муниципальной собственностью Тавдинского городского округа, данные документы они могут не предоставлять в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Многочисленно они обращались в МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» и в ООО «Управляющая компания» и все обращения безрезультатны, все в доме как разрушалось, так и по сегодняшний день остается в таком же состоянии.
Истцы считают, что заключение специализированной организации о проведении обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда Тавдинского городского округа и частного жилищного фонда, обязана предоставить Администрация Тавдинского городского округа.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иванов О.В., Нелюбина Н.В., Нелюбина А.Е., МБУ ТГО «Единое агентство заказчика».
В судебном заседании истец Нелюбина А.Н. исковые требования поддержала и пояснила, что она на основании договора социального найма является нанимателем <адрес> в <адрес>. Жильцы дома обращались в администрацию с заявлением о проведении обследования дома, для признания его аварийным, от администрации был получен ответ об отказе. Состояние дома очень плохое, дом исключен из программы капитального ремонта многоквартирных домов.
Истец Горомова Т.Ю. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что <адрес> в <адрес>, находится у нее и ее дочери Беляевой Е.А. в долевой собственности. В квартире проживает она, дочь и сын. В 2019 году жители дома обратились в Администрацию Тавдинского городского округа с коллективным заявлением о признании дома аварийным, но Администрацией было указано о необходимости предоставления заключения специальной организации об оценке помещений. Состояние дома ужасное, протекает крыша. Дом был исключен из программы капитального ремонта многоквартирных домов, поскольку ремонтировать его бессмысленно.
Истец Шайхутдинова Н.И. исковые требования поддержала, пояснила, что две комнаты <адрес>, в <адрес>, находится у нее в долевой собственности с детьми, комната № предоставлена по договору социального найма. В 2019 году она совместно с жителями дома обратилась в Администрацию Тавдинского городского округа с коллективным заявлением об обследовании дома, но им отказали. Капитального ремонта в доме не было, в доме все разрушается, потолки осыпаются, стены промерзают.
Истец Мишуткина Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что <адрес> в <адрес>, находится у нее в долевой собственности совместно с супругом и детьми. Дом находится в полуразрушенном состоянии, повсюду сырость, с потолков капает вода, капитальный ремонт дома не проводился. В апреле 2019 года она совместно с жителями дома обратилась в Администрацию Тавдинского городского округа с коллективным заявлением о признании дома аварийным, но Администрацией был дан ответ об отказе.
Истец Андреева Е.В. (до заключения брака Мишуткина Е.В.- копия свидетельства о браке № №) в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что она с мужем также проживает в <адрес> в <адрес>. Состояние квартиры и дома в целом очень плохое. Коллективное письмо в Администрацию Тавдинского городского округа о признании дома аварийным, она также подписывала. Капитальный ремонт дома не проводился.
Истец Колядин С.В. на исковых требованиях настаивал, пояснил, что <адрес> в <адрес> находится в его собственности. Общее состояние дома очень плохое: окна опустились к земле, стены выгибаются, потолки протекают. Капитальный ремонт дома не проводился. Коллективное заявление в <адрес> он также подписывал.
Представитель истца Кузнецова А.В. – Кузнецова С.В. исковые требования поддержала и пояснила, что <адрес> указанном доме находится в единоличной собственности Кузнецова А.В. Состояние квартиры ужасное, по потолку и стенам бежит вода, появилась плесень, потолки осыпаются. Капитальный ремонт дома не проводился.
Представитель истцов Громовой Т.Ю., Нелюбиной А.Н., Колядина С.В.- Хасаншина Н.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила исковые требования удовлетворить, поскольку обязанность по обследованию спорного многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с действующим законодательством возложена на Администрацию Тавдинского городского округа, что подтверждается имеющейся судебной практикой. В апреле 2019 года жильцы дома обращались к ответчику с коллективным заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу, однако им был дан ответ, что заявители должны были сами представить заключение по обследованию многоквартирного дома. Считает, что заключение специализированной организации о проведении обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений обязана предоставить Администрация Тавдинского городского округа.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно спора, Нелюбина Н.В. исковые требования поддержала, пояснила, что проживает в <адрес> в <адрес>. Состояние дома очень плохое, стены сгнили, крыша протекает постоянно. В <адрес> никто не проживает, промерзают стены. Коллективное письмо в Администрацию Тавдинского городского округа о признании дома аварийным она также подписывала.
Представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа Зотов А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований и пояснил, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1951 года постройки. В реестре муниципальной собственности Тавдинского городского округа числятся <адрес> <адрес>, в вышеуказанном доме. Квартиры <адрес>) находятся в собственности граждан. Постановлением <адрес> от 22 февраля 2016 № 905 ПП «О внесение изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 №306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы»», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, исключен из Региональной программы на основании произведенного обследования проектной организацией ООО «Межрегиональное проектно-инвентаризационное и кадастровое агентство». 17 апреля 2019 года в адрес Администрации Тавдинского городского округа поступило коллективное обращение жителей данного дома о признании вышеуказанного многоквартирного дома аварийным. 14 мая 2019 года в ответе на коллективное обращение жителей, Администрацией Тавдинского городского округа, в соответствии с п. 45 Положения, рекомендовано заявителям представить копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. До настоящего времени в Адрес администрации Тавдинского городского округа данные документы не представлены. В 2017 году ООО «ВЕКтор» вновь проводилось техническое обследование данного многоквартирного дома, в выводах которого также указано, что капитальный ремонт здания не целесообразен. Техническое заключение в Администрации Тавдинского городского округа отсутствует.
Представитель третьего лица МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве указано, что с соответствии с договором № 2 от 31 июля 2012 (в редакции дополнительного соглашения от 14 сентября 2012) за МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» на праве оперативного управления было закреплено восемь муниципальных квартир в многоквартирном доме <адрес> приватизированы и исключены из реестра муниципальной собственности Тавдинского городского округа. В 2017 году в связи со значительным физическим износом данного многоквартирного дома в порядке конкурентной закупки привлекалась специализированная организация ООО «ВЕКтор» для проведения оценки технического состояния строительных и конструктивных элементов жилого. По результатам оценки предоставлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общее состояние конструкций здания оценено как аварийное (физический износ здания - 77%), капитальный ремонт здания нецелесообразен.
Истцы Кузьмицкая В.В., Мишуткин В.М., Мишуткин С.В., Кузнецов А.В., Поспелова Т.М., Беляева Е.А., третьи лица Иванов О.В. и Нелюбина А.Е. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Администрации Тавдинского городского округа по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления обязан обеспечивать проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, заниматься организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также осуществлять иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлены требования к жилому помещению, порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7).
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44).
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов„ местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан на территории Тавдинского городского округа, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям ответчика.
В судебном заседании установлено, что дом по адресу: <адрес>, является двухэтажным, состоит из 12 квартир, из которых <адрес>) в указанном доме являются муниципальной собственностью Тавдинского городского округа, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Тавдинского городского округа от 23 сентября 2019 года.
Объекты недвижимости – жилой дом и <адрес> комнаты <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, по состоянию на 23 сентября 2019 года в базе данных реестра объектов муниципальной собственности Тавдинского городского округа отсутствуют, что подтверждено информацией Администрации Тавдинского городского округа от 23 сентября 2019 года.
Нанимателями квартир <адрес> являются соответственно истцы Нелюбина А.Н., и Поспелова Т.М., нанимателем комнаты <адрес> в <адрес> является истец Шайхутдинова Н.И., что подтверждается договором социального найма, справкой МУ «Служба заказчика», справками ООО «Управляющая компания» от 23 сентября 2019 года №, №.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельствам о государственной регистрации права, собственниками квартир, расположенных в вышеуказанном многоквартирном доме являются: <адрес> - Кузьмицкая В.В. (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от 02 июля 2014 года); <адрес> – Колядин С.В.; <адрес> по 1/6 доли каждый - Мишуткин В.М., Мишуткин А.В., Мишуткин К.В., Мишуткин С.В., Мишуткина Е.В., Мишуткина Н.Л. (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от 13 февраля 2014 года); <адрес>- Кузнецов А.В.; <адрес> по 1/3 доли каждый Беляева Е.А., Громова Т.Ю., Чернышев И.А. (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от 15 января 2014 года); собственник <адрес> отсутствует.
Комнаты № <адрес> <адрес> принадлежат на праве общей долевой собственности Шайхутдиновой Н.И., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от 26 июня 2012 года.
Кроме того, из представленных ОВМ МО МВД России «Тавдинский» справок следует, что Мишуткин К.В., состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с 06 июля 2004 года по настоящее время, Мишуткин В.М., Мишуткина Н.Л., Мишуткин С.В. с 23 июня 2000 года, Мишуткин А.В., с 22 июля 2008 года по этому же адресу; Мишуткина (Андреева) Е.В. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с 06 сентября 2019 года; Кузнецов А.В. снят с регистрационного учета по адресу <адрес>7, 18 июля 2018 года в <адрес>.
24 марта 2017 года ООО «Межрегиональное проектно-инвентаризационное и кадастровое агентство» составлена справка о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, из которой следует, что общий процент физического износа здания многоквартирного жилого дома по данным технического обследования на 22 марта 2017 года составляет 65%.
Администрацией Тавдинского городского округа 30 марта 2017 года министру энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Свердловской области было направлено письмо с просьбой актуализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, в том числе и по дому расположенному по адресу: <адрес>.
Согласно ответу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области от 21 апреля 2017 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, исключен из проекта Региональной программы капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП, как дом с высоким процентом износа основных конструктивных элементов. Начисление взносов на капитальный ремонт собственникам помещений будут прекращены в даты вступления в силу актуализированной Региональной программы.
В 2017 году ООО «ВЕКтор» было проведено техническое обследование технического состояния строительных и конструктивных элементов жилого дома, расположенного в <адрес>, представлено заключение по результатам технического обследования № №, в выводах которого указано, что жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. С учетом значительного физического износа жилого дома и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций, при рассмотрении вопроса о пригодности жилого дома для дальнейшего проживания, рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу. Капитальный ремонт здания нецелесообразен. Стоимость капитального ремонта составит более 100% от восстановительной стоимости здания.
Обстоятельства, изложенные в техническом заключении, подтверждаются материалами фотофиксации состояния многоквартирного дома, являющимися приложением к данному техническому заключению.
В апреле 2019 года истцы Горомова Т.Ю., Поспелова Т.М., Кузьмицкая В.В., Шайхутдинова Н.И., Кузнецов А.В., Мишуткина Н.Л., третье лицо Нелюбина Н.В. и Корякина Э.В. (не являющаяся истцом) обратились к Главе Тавдинского городского округа с обращением, в котором просили признать многоквартирный дом по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, поскольку дом исключен из Региональной программы по проведению капитального ремонта, а также в связи с тем, что дом разрушается.
На указанное обращение Администрацией Тавдинского городского округа был дан ответ от 14 мая 2019 года, в котором указано, что в комиссию не были представлены правоустанавливающие документы и заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, необходимые для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В случае предъявления всех необходимых документов, решение о выявлении оснований признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу будет принято в порядке, установленном действующим законодательством.
Департаментом Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 18 июля 2019 № на обращение Громовой Т.Ю. по вопросу технического состояния жилого дома и содействия в признании дома аварийным, дан ответ, согласно которому 09 июля 2019 года специалистом Департамента проведена внеплановая выездная проверка в отношении управляющей организации ООО «Управляющая компания» с обследованием жилого дома по адресу <адрес>. По результатам проверки составлен акт, в отношении ООО «Управляющая компания» оформлено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01 сентября 2019 года. В связи с выявленным неудовлетворительным состоянием жилого <адрес> в <адрес> и в соответствии с п. 42 Положения по результатам обследования данного жилого дома Департаментом оформлено заключение органа государственного надзора (контроля) от 15 июля 2019 года, данное заключение направлено в адрес Администрации Тавдинского городского округа для рассмотрения в установленном порядке и принятия одного из решений, перечисленных в п. 47 Положения, об оценке соответствия (не соответствия) вышеуказанного многоквартирного дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Заключение о признании названного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссией не принималось.
Свои публичные полномочия в этой сфере ответчик надлежащим образом не осуществляет, несмотря на соответствующее обращение жителей дома. Оценка соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не проведена, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию ответчик не обратился. Каких-либо препятствий у ответчика для обращения в межведомственную комиссию не имелось.
Вместе с тем, учитывая выше приведенные нормативные правовые акты, содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживаний граждан на территории г. Тавда Свердловской области, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям Администрации Тавдинского городского округа.
При этом, с учетом справки о техническом состоянии дома составленной ООО «Межрегиональное проектно-инвентаризационное и кадастровое агентство» от 24 марта 2017 года и технического заключения ООО «ВЕКтор» от 14 июля 2017 года, о нецелесообразности проведения капитального ремонта и целесообразности признания дома ветхим и подлежащим сносу, непринятие с 2017 года своевременных мер ответчиком – Администрацией Тавдинского городского округа по признанию спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного многоквартирного дома или его части, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем жильцов.
Несмотря на имеющееся техническое заключение, составленное в 2017 году специализированной организацией ООО «ВЕКтор» о целесообразности признания спорного многоквартирного дома ветхим, подлежащим сносу, поскольку значительный физический износ данного дома, приведет к аварийной ситуации, ответа Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области от 21 апреля 2017 года об исключении данного многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта в связи с высоким процентом износа основных конструктивных элементов, наличия соответствующего обращения жителей дома, ответчиком Администрацией Тавдинского городского округа никаких действий по признанию спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу произведено не было, оценка соответствия многоквартирного дома установленным требованиям до настоящего времени не проведена, то есть ответчик как орган местного самоуправления свои публичные полномочия в этой сфере надлежащим образом не осуществляет.
Доводы представителя Администрации Тавдинского городского округа, приведенные в отзыве на предъявленные исковые требования, основаны лишь на том, что обязанность по предоставлению указанного в Положении, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47, заключения специализированной организации лежит на заявителях, как собственников жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме. Вместе с тем, в спорном многоквартирном доме имеется четыре квартиры и одна комната в <адрес>, являющиеся муниципальной собственностью, Администрация Тавдинского городского округа, как орган местного самоуправления, не освобождена от исполнения установленных законом обязанностей по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Все необходимые документы по квартирам, находящимся в муниципальной собственности, у ответчика - Администрации Тавдинского городского округа имеются.
Кроме того, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 1-КГ17-4, непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками (нанимателями) помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от их финансово-экономических возможностей.
Таким образом, межведомственная комиссия, созданная для оценки жилых помещений и многоквартирных домов на территории Тавдинского городского округа, обязана была рассмотреть обращение заявителей о признании занимаемого ими многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном пунктом 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 и принять решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на Администрацию Тавдинского городского округа подлежит возложению обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Предложенный истцами срок в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию, носит разумный характер. При этом, изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования истцов о возложении на Администрацию Тавдинского городского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением заключения в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда Тавдинского городского округа и частного жилищного фонда, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьмицкой ФИО46, Колядина ФИО47, Мишуткина ФИО48, Мишуткина ФИО49, Андреевой (ранее ФИО30) ФИО51, Мишуткиной ФИО52, заявленные от себя и несовершеннолетних истцов ФИО3 и ФИО4, Нелюбиной ФИО53, Кузнецова ФИО54, Поспеловой ФИО55, Шайхутдиновой ФИО56, заявленные от себя и несовершеннолетних истцов ФИО5 и ФИО6, Беляевой ФИО57 Громовой ФИО58, заявленные от себя и несовершеннолетнего истца Чернышева ФИО59, к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Администрацию Тавдинского городского округа обязанность:
в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением заключения в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда Тавдинского городского округа и частного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области со дня составления мотивированного решения, то есть с 11 октября 2019 года.
Решение изготовлено в совещательной комнате машинописным способом.
Председательствующий судья Федотова Н.С.
Копия верна.
Судья Федотова Н.С.