Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
10 марта 2020 года г. Городец
Судья Городецкого городского суда Нижегородской области Поварова А.Е., при секретаре судебного заседании Шитовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инженера первой категории группы гидротехнических сооружений и производственных зданий Производственно-технической службы филиала ПАО «РусГидро»-«Нижегородская ГЭС» Шарова С. Н. на постановление о назначении административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ от 14 января 2020 года №1590, вынесенное в отношении Шарова С. Н. заместителем начальника отдела по надзору за электростанциями, электрическими сетями и ГТС Волжско-Окского управления Ростехнадзора Беляковым А.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела по надзору за электростанциями, электрическими сетями и ГТС Волжско-Окского управления Ростехнадзора Белякова А.В. должностное лицо инженер первой категории группы гидротехнических сооружений и производственных зданий Производственно-технической службы филиала ПАО «РусГидро»-«Нижегородская ГЭС» Шаров С.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Шаров С.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, как незаконное и необоснованное. Из содержания жалобы Шарова С.Н. следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были приняты во внимание следующие существенные обстоятельства. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности является декларация безопасности. На основании акта преддекларационного обследования комплекса ГТС филиала ПАО «РусГидро- «Нижегородская ГЭС» от 22 июля 2016 года, учитывающего результаты «Многофакторного исследования с оценкой прочности и устойчивости напорных гидротехнических сооружений для филиала ПАО «РусГидро»- «Нижегородская ГЭС» сделаны выводы, что состояние сооружения работоспособное, контролируемые показатели работы и состояния ГТС соответствуют проекту и нормативным требованиям; превышения критериальных значений диагностических показателей не зафиксировано; отмеченные при обследованиях дефекты не влияют на безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения; для обеспечения нормального эксплуатационного состояния требуется выполнение текущих ремонтных работ в плановом порядке. В настоящее время по результатам проверки деформаций ж/б плит со смещением, размывом грунта и просадками плит не выявлено. Перехода в потенциально опасное состояние не зафиксировано. Работы по устранению дефектов плит и температурно-осадочных швов планируется ежегодно, и производятся в плановом порядке. Согласно выводам отчета аналитического центра ПАО «РусГидро» в АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» недостатков, влияющих на текущий уровень безопасности ГТС Филиала, за 1 полугодие не выявлено. Предписанием был установлен срок устранения всех выявленных нарушений – 25 октября 2019 года, однако устранить дефекты в указанный срок не представляется возможным, поскольку необходимо провести процедуры по заключению государственного контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года №22-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Во исполнение требования предписания были проведены значительные работы, в ремонтной программе 2020 года запланированы затраты на реализацию мероприятий по исполнению Предписания, разработаны ведомости объема ремонтно-строительных работ; приведены закупочная процедура и заключен договор от 03 октября 2019 года * на выполнение ремонтных работ в отношении ГТС Нижегородской ГЭС, в том числе по отношению дефектов, указанных в предписании, выполнены все иные пункты предписания, не указанные в протоколе об административном правонарушении. Выполнение ремонтных работ в целях устранения нарушений, указанных в пунктах 24,25, 27 Предписания (восстановление целостности плит крепления верхового откоса плотин * и *) возможно только по время снижения уровня водохранилища до отметки 82,0 БС (Балтийская система высот), что соответствует уровню нормальной предполоводной сработки Горьковского водохранилища в соответствии с основными Правилами использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ на реке Волга и будет обеспечено Федеральным агентством водных ресурсов РФ не ранее начала марта 2020 года. Таким образом, с учетом объема работ, необходимых для исполнения предписания, технологии и сезонности их выполнения, нарушения по обжалуемым пунктам предписания могут быть объективно устранены только в следующие сроки: по пунктам 11,12,15,18,32 Предписания – до 25 октября 2020 года; по пунктам 24,25,27 Предписания – до 10 апреля 2020 года. Таким образом, предписание в котором установлен объективно невозможный срок устранения нарушений, не отвечает требованиям законности и в настоящее время обжалуется в Арбитражном суде г. Москва. Все пункты, отраженные в постановлении по делу об административном правонарушении от *** входят в перечень мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС декларации безопасности ГТС со сроками исполнения 2020-2021 года. Таким образом, административным органом утвержден основной документ, который содержит сведения о состоянии гидротехнического сооружения критериям безопасности и утвержден перечень мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварий на ГТС (декларация безопасности ГТС) со сроками выполнения мероприятий в 2020-2021 году. При этом административный орган выдает предписание устранить недостатки на два года раньше срока исполнения мероприятий в декларации безопасности ГТС, которую сам утвердил, привлекая к административной ответственности должностное лицо.
Представитель Шарова С.Н. на основании доверенности Тимченко И.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал. При этом сообщил, что в настоящее время предписание, которое послужило основанием для привлечения Шарова С.Н. к административной ответственности находится на обжаловании в Арбитражном суде г. Москвы, было вынесено решение об отказе в признании незаконным предписания, однако данное решение не вступило в законную силу и в дельнейшем будет обжаловаться.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Судом установлено и из материалов дела следует, что при проведении Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на основании распоряжения от 11 ноября 2019 года №пр-685-рп внеплановой выездной проверки в отношении Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» в лице филиала ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные 12 декабря 2019 года в 16 часов 00 минут, выразившиеся в невыполнении п. 11,12,15,18,24,25,27,32 законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасности гидротехнических сооружений, выданного 25 июля 2019 года №231рп/П. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 12 декабря 2019 года №685-рп/А-2019. Срок исполнения пунктов предписания от 25 июля 2019 года №231-рп/П от 25 июля 2019 года истек 25 октября 2019 года. Таким образом, на момент проведения внеплановой проверки не были устранены следующие нарушения:
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; разрушение поверхностного слоя бетона плиты крепления 1-576 верхового откоса плотины №1-2 (1040155) (п. 11 Предписания от 25 июля 2019 года;
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; разрушение поверхностного слоя бетона плиты крепления 1-574 верхового откоса плотины №1-2 (1040156) (пункт 12 предписания);
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; нарушение целостности защитного слоя бетона плиты крепления 1-320 верхового откоса плотины №4 (1040255,1040256) (пункт 15 предписания);
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; нарушение целостности плиты крепления 1-231 верхового откоса плотины №4 (околотость) на отм. 83.7-84.1 м (1040260,1040261) (пункт 18 предписания);
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; нарушение целостности плиты крепления 11-140 верхового откоса плотины №4 (околотость) на отм. 83.7-85.5 м (1040279,1040280,1040281,1040282) (пункт 24 предписания);
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; нарушения целостности плиты крепления 11-139 верхового откоса плотины №3 (околотость, поверхностное разрушение бетона) на отм. 83.7-84.5 м (пункт 25 предписания);
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; нарушения целостности плиты крепления 11-114 верхового откоса плотины №3 (околотость) на отм. 83.7-84.1 м (пункт 27 предписания);
- не поддерживаются в исправном состоянии крепления откосов; нарушение целостности ж/б конструкций с оголением арматуры входного оголовка магистрального канала плотины №№1-2 (пункт 32 предписания) (л.д. 138-140).
Указанные обстоятельства послужили основанием привлечения должностного лица инженера первой категории группы гидротехнических сооружений и производственных зданий Производственно-технической службы филиала ПАО «РусГидро»-«Нижегородская ГЭС» Шарова С.Н. к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом Шаровым С.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в частности административным материалом, представленным Волжско-Окским управлением Ростехнадзора.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Ростехнадзора в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из диспозиции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, а именно: оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае из материалов дела усматривается, что предписание от25 июля 2019 года №231-рп/П было вынесено уполномоченным на то должностным лицом административного органа, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в нем сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю.
На момент рассмотрения настоящего дела, указанное предписание не было отменено в установленном законом порядке и является действующим, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания предписания незаконным и необоснованным.
Ссылки на невозможность его исполнить в установленные сроки в связи с необходимостью заключения государственных контрактов и изменением отметки уровня воды не принимаются во внимание, поскольку указанное предписание, выданное в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, выявленных при государственном надзоре, является правомерным, заявителю вручено заблаговременно, в указанный в предписании срок Учреждение могло предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства и требований предписания.
При этом суд принимает во внимание выводы надзорного органа при рассмотрении ходатайств филиала ПАО «РусГидро» - «Нижегородская ГЭС» о продлении сроков исполнения предписания, о том, что заявителем не представлено подтверждение принятия организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений до устранения нарушений, указанных в предписании; при этом выводы и рекомендации многофакторных исследований с оценкой прочности и устойчивости напорных гидротехнических сооружений Нижегородской ГЭС, проведенные в 2016 года, доказывают необходимость выполнения работ по восстановлению бетонного крепления земляных плотин.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности.
При этом, оснований, при которых должностному лицу, привлекаемому к административной ответственности, в соответствии с ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, не усматривается.
Вместе с тем, принимая во внимание то, что привлечение к административной ответственности за данное правонарушение имеет своей целью обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, суд не соглашается с доводами заявителя о малозначительности данного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление о назначении административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ от 14 января 2020 года №1590, вынесенное в отношении инженера первой категории группы гидротехнических сооружений и производственных зданий Производственно-технической службы филиала ПАО «РусГидро»-«Нижегородская ГЭС» Шарова С. Н. заместителем начальника отдела по надзору за электростанциями, электрическими сетями и ГТС Волжско-Окского управления Ростехнадзора Беляковым А.В. оставить без изменения, жалобу Шарова С. Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья (подпись) А.Е. Поварова
Копия верна.
Судья А.Е. Поварова