Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2023 (2-375/2022;) ~ М-383/2022 от 24.11.2022

                                                                                                  дело № 2-22/2023

           УИД 10RS0003-01-2022-001087-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2023 г.                                                                                                         гор. Кемь

           Кемский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Леськовой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее в том числе ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») к Тихоновой Н.Д. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,

установил:

Истец обратился в суд к ответчику с требованием о взыскании задолженности за оказанную услугу по отоплению за период с января 2020 по июнь 2021 года в размере 158 787 руб. 96 коп., пени за период с 21 июля 2021 года по 20 октября 2021 года в размере 3 854 руб.79 коп.

Свои требования истец обосновывает тем, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является ресурсоснабжающей организацией и поставляет тепловую энергию в дом расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение находящееся по адресу: <адрес> (площадью 66, 3 кв.м.) принадлежит на праве собственности Тихоновой Н.Д.

Должнику ежемесячно начисляется плата за поставляемые коммунальные ресурсы в виде отопления. В ее адрес направляются платежные документы (квитанции) на оплату поставленных услуг. За период с января 2020 по июнь 2021 за ответчиком числится задолженность в размере 158 787 руб. 96 коп.

В судебное заседание истец своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела без представителя истца.

Ответчик в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представитель ответчика Тихонов М.О. действующий на основании доверенности с иском не согласился в его удовлетворении просил отказать, поскольку в помещении было проведено переоборудование в результате которого была установлена электрическая система отопления. С заявлением о согласовании переоборудования системы отопления в органы местного самоуправления ответчик не обращалась, поскольку такого обращения не требовалось, достаточно было известить об отказе от центрального отопления ресурсоснабжающую организацию.

Заслушав представителя ответчика, свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Учитывая, что нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме, то к правоотношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса РФ, а так же Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно статьям 153, 154, 158 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату в том числе за тепловую энергию. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а так же участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

По смыслу ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее также–Правила №354), потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 6 Правил поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (статьи 540, 548 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу части 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Ответчик является собственником нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес>

Многоквартирный дом, в котором располагается квартира ответчика, присоединен к системе централизованного отопления, что не оспаривается сторонами.

Решением главы самоуправления г. Кеми и района от 23.10.2002 «О переводе жилого помещения по адресу <адрес> в нежилое» жилое помещение по вышеуказанному адресу, находящееся в собственности Тихоновой Н.Д. переведено в нежилое для размещения магазина непродовольственных товаров. Разрешено произвести перепланировку квартиры при согласовании с отделом архитектуры и градостроительства и организациями обслуживающими дом при условии выполнения отдельных входов в помещение.

Согласно акту приемки законченного перепланирования (переоборудования) жилого (нежилого) помещения в жилом доме от 25.03.2004 работы по перепланировке выполнены в соответствии с выданными согласованиями и требованиям норм и правил, установленных законодательством.

Согласно акту приемки в эксплуатацию торговой точки магазин «Старт» <адрес> от 30.05.2004 магазин оборудован водопроводом, канализацией, электроснабжением, электроотоплением.

Как следует из акта допуска в эксплуатацию электроустановок утвержденного 23.12.2003г. электроустановка допускается в эксплуатацию по постоянной схеме электроснабжения.

В представленном представителем ответчика чертеже-проекте 2003 года отсутствуют какие-либо сведения о демонтаже или переоборудовании в нежилом помещении системы центрального отопления.

Из ответа администрации Кемского муниципального района Республики Карелия от 26.01.2023 следует, что у администрации отсутствует информация об обращении Тихоновой Н.Д. с заявлением на разрешение переустройства системы отопления в нежилом помещении по адресу: <адрес>.

Возражая относительно взыскания с нее платы за отопление ответчик мотивирует свою позицию наличием установленного в помещении электроотопления, в результате чего она не пользуется услугой теплоснабжения предоставляемой истцом.

Суд полагает, что переход ответчика на индивидуальную систему отопления (электрическое отопление) не является законным, доказательства осуществления переустройства системы отопления в принадлежащем истцу нежилом помещении в установленном законом порядке не представлены суду, а демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потреблялась.

Так, в соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч.1) Решение о согласовании или об отказе в согласовании должны быть приняты по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование (ч.4) Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ для проведения переустройства и(или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет: заявление о переустройстве и(или) перепланировке; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и(или) перепланируемое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и(или) перепланировки переустраиваемого и(или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и(или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, так же протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии собственников помещений в многоквартирном доме на такое переустройство и(или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, для ее переустройства необходимо составление проекта реконструкции всей системы отопления многоквартирного дома. Такого проекта реконструкции суду не предоставлено. Представленный суду проект (чертеж-проект) не предусматривает переустройство системы отопления.

Суд отмечает, что из положений Федерального закона № 190 от 27.07.2010 отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

Однако доказательств внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома истцом не представлено.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст. 44 - 48 ЖК РФ).

В целом, представленные истцом документы и пояснения не подтверждают и не свидетельствуют о соблюдении истцом порядка переустройства жилого помещения, установленного гл. 4 ЖК РФ, а также не свидетельствуют о том, что произведенные в нежилом помещении работы, осуществлялись в соответствии с существующими стандартами, нормами и правилами, а результаты данных работ не создают угрозу жизни и безопасности других граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.

Кроме того, в силу абз. 1 ст. 84 Жилищного кодекса РСФСР, действующего до 01.03.2005 года, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений допускались лишь с согласия наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов и не могли быть узаконены в случае нарушения прав третьих лиц.

Как следует из материалов дела, решения органа местного самоуправления, технической документации, пояснений представителя ответчика в отношении спорного помещения, ответчик не заказывала составления технической документации по реконструкции (переустройству) системы отопления дома, с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления ни в период действия Жилищного кодекса РСФСР ни в период действия Жилищного кодекса РФ не обращалась, разрешений на переустройство системы отопления не получала, собраний собственников жилых помещений относительно переоборудования системы отопления не проводилось, изменений в технический паспорт дома не вносилось.

Как следует из решения главы самоуправления г. Кеми и района от 23.10.2002 Тихоновой Н.Д. было получено разрешение на перепланировку квартиры, разрешений на переустройство системы отопления ответчик не получала, что подтверждено ответом администрации района и показаниями представителя ответчика. В акте приемки законченной перепланировки жилого (нежилого) помещения от 25.03.2004 так же отсутствуют сведения о переустройстве системы отопления в нежилом помещении.

Согласно пункту 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г.) отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.

В силу п. 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обуславливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым- невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.

Переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения(п.1.2).

На основании ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 - ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет, как было указано Верховным Судом Российской Федерации в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198, установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

При этом доказательств того, что схема теплоснабжения Кемского городского поселения предусматривает возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в материалы дела не представлено, равно как и доказательств оказания некачественной услуги отопления.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования, введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).

Соответственно, сам по себе демонтаж приборов отопления при сохранении стояков внутридомовой системы отопления не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление, и о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь объект теплоснабжения в целом, а спорное помещение не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома.

Учитывая, что ответчиком не было представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка переустройства жилого помещения, суд приходит к выводу, что требования ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» по взысканию платы за поставленное отопление в отношении спорного нежилого помещения является обоснованным.

Ссылки ответчика на отключение спорной квартиры от централизованной системы теплоснабжения, на отсутствие отопительных приборов в квартире, на то, что ответчиком не оказывается коммунальные услуги по подаче тепловой энергии, не принимаются судом по указанным выше основаниям.

Доводы истца на отсутствие договора на теплоснабжение между ответчиком и истцом также не принимаются судом, поскольку отношения между сторонами возникли в силу ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ.

С ответчика следует взыскать задолженность по оплате за теплоснабжение за период с января 2020 года по июнь 2021 года в размере 158787 руб. 96 коп.

В соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

         Учитывая, что ответчик не вносила плату за коммунальную услугу по отоплению с нее следует взыскать пени в размере истребуемом истцом.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков подлежит взыскать государственную пошлину оплаченную истцом при подаче иска в суд.

    На основании ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

    РЕШИЛ:

    Иск удовлетворить.

    Взыскать с Тихоновой Н.Д. в пользу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» задолженность за предоставленную услугу по отоплению за период с января 2020 г. по июнь 2021г. в сумме 158 787 руб. 96 коп., пени за период с 21.07.2021 по 20.10.2021 в размере 3 854 руб.79 коп.

    Взыскать с Тихоновой Н.Д. в пользу государственного унитарного предприятия республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» расходы по оплате государственной пошлины в размере 5079 рубля 28 копеек.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

          Судья                                     А.Н. Хольшев

Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ

составлено 30 января 2022 г.

2-22/2023 (2-375/2022;) ~ М-383/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Ответчики
Тихонова Наталья Дмитриевна
Другие
Тихонов Михаил Олегович
Первунинская Светлана Николаевна
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Хольшев Алексей Николаевич
Дело на сайте суда
kemsky--kar.sudrf.ru
24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2022Предварительное судебное заседание
29.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2023Дело оформлено
18.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее