Судья: Чиркова И.Н. Гр. дело № 33-9784/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Акининой О.А.,
судей – Ивановой Е.Н., Евдокименко А.А.,
при секретаре – Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Пастушка А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе Пастушка А.И. на решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 24 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пастушок А.И. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самара (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 12.04.2018 г. в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Однако решением ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самара (межрайонное) от 02.10.2018 г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы, засчитав в специальный стаж 25 лет 02 месяца 07 дней.
С указанным решением истец не согласен, считает, что ответчик неправомерно исключил из его специального стажа периоды работы с 01.03.2014 г. по 13.02.2015 г. в должности врача-кардиолога в ООО «<данные изъяты>», с 25.03.2014 г. по 01.06.2014 г., с 02.06.2014 г. по 31.08.2015 г. в должности врача-кардиолога в ОАО «Санаторий им. ФИО», с 01.09.2015 г. по 12.03.2017 г. с 01.04.2017 г. по 23.10.2017 г. в должности старшего врача, заместителя главного врача скорой медицинской части в ГБУЗ «<данные изъяты>», а также курсы повышения квалификации.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просил суд:
- обязать признать решение № от 02.10.2018 г. УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о.Самара об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и необоснованным;
- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 25.03.2014 г. по 13.02.2015 г. в должности врача-кардиолога в ООО «<данные изъяты>», с 25.03.2014 г. по 01.06.2014 г., с 02.06.2014 г. по 31.08.2015 г. в должности врача-кардиолога в ОАО «Санаторий им.ФИО», с 01.09.2015 г. по 12.03.2017 г., с 01.04.2017 г. по 23.10.2017 г. в должности старшего врача, заместителя главного врача скорой медицинской части в ГБУЗ «<данные изъяты>»;
- нахождение на курсах повышения квалификации с 30.01.1988 г. по 05.07.1988 г., с 08.04.1991 г. по 08.06.1991 г., с 05.03.1996 г. по 03.05.1996 г., с 04.11.1996 г. по 04.12.1996 г., с 01.09.1997 г. по 30.12.1997 г., с 29.05.2000 г. по 27.06.2000 г., с 05.05.2003 г. по 27.06.2003 г., с 16.05.2005 г. по 17.05.2005 г., с 13.05.2008 г. по 27.06.2008 г., с 27.03.2018 г. по 06.04.2018 г.;
- период работы с 04.05.1996 г. по 03.11.1996 г. в должности врача выездной бригады Станции скорой медицинской помощи г.Самара;
- обязать ответчика назначить Пастушку А.И. досрочную страховую пенсию по старости с 12.04.2018 г. (л.д.146-157, 234).
Решением Железнодорожного районного суда г.Самара от 24.05.2019 г. исковые требования Пастушка А.И. удовлетворены частично. Постановлено: «Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ Железнодорожного района г. Самары (межрайонное) включить в стаж Пастушка А.И. дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ следующие периоды:
с 30.01.1988 г. по 05.07.1988 г., с 08.04.1991 г. по 08.06.1991 г., с 05.03.1996 г. по 03.05.1996 г., с 04.11.1996 г. по 04.12.1996 г., с 01.09.1997 г. по 30.12.1997 г., с 29.05.2000 г. по 27.06.2000 г., с 05.05.2003 г. по 27.06.2003 г., с 16.05.2005 г. по 27.05.2005 г., с 13.05.2008 г. по 27.06.2008 г., с 27.03.2018 г. по 06.04.2018 г. - курсы повышения квалификации,
с 04.05.1996 г. по 03.11.1996 г. в должности врача выездной бригады Станции скорой медицинской помощи г. Самары.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
В апелляционной жалобе Пастушок А.И. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представитель истца Пастушка А.И. по доверенности Фомичев А.В. доводы жалобы поддержал.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Государственного учреждения – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.о.Самара (межрайонное) по доверенности Сивакова Е.Е. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 "н" постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются: Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года; а для учета деятельности, имевшей место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; для учета деятельности, имевшей место с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464; для учета деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года - Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусматривалось право врачей и среднего медицинского персонала на пенсию за выслугу лет независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
На основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет, (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа: 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Устанавливая в законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года N 84-0 и от 29 января 2009 года N 67-0-0).
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение. Осуществляемая иными организациями, в том числе, исследовательскими институтами, хлебоприемными пунктами, деятельность в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут быть компенсированы наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности у названных организаций.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным Списком.
Из материалов дела видно, что 12.04.2018 г. Пастушок А.И. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара (межрайонное) № от 02.10.2018 г. Пастушку А.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, засчитав в специальный стаж 25 лет 02 месяца 07 дней.
Ответчиком не засчитаны в специальный стаж истца следующие периоды:
- с 01.03.2014 г. по 13.02.2015 г. в должности врача-кардиолога в ООО «<данные изъяты>», так как данное учреждение не предусмотрено Списком, сведения индивидуального персонифицированного учета;
- с 25.03.2014 г. по 01.06.2014 г., с 02.06.2014 г. по 31.08.2015 г. в должности врача-кардиолога в ОАО «Санаторий им.ФИО», так как данное учреждение не предусмотрено Списком, сведения индивидуального персонифицированного учета;
- с 01.09.2015 г. по 12.03.2017 г., с 01.04.2017 г. по 23.10.2017 г. в должности старшего врача, заместителя главного врача скорой медицинской части в ГБУЗ «<данные изъяты>», так как данная должность не предусмотрена Списком, сведения индивидуального персонифицированного учета;
- нахождение на курсах повышения квалификации с 30.01.1988 г. по 05.07.1988 г., с 08.04.1991 г. по 08.06.1991 г., с 05.03.1996 г. по 04.12.1996 г., с 01.09.1997 г. по 30.12.1997 г., с 29.05.2000 г. по 27.06.2000 г., с 05.05.2003 г. по 27.06.2003 г., с 16.05.2005 г. по 27.05.2005 г., с 13.05.2008 г. по 27.06.2008 г., с 27.03.2018 г. по 06.04.2018 г.
Обращаясь в суд с иском, Пастушок А.И. просил включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды, не включенные ответчиком, а также просил включить в его специальный стаж период работы с 04.05.1996 г. по 03.11.1996 г. в должности врача выездной бригады Станции скорой медицинской помощи г.Самара.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции включил в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 30.01.1988 г. по 05.07.1988 г., с 08.04.1991 г. по 08.06.1991 г., с 05.03.1996 г. по 03.05.1996 г., с 04.11.1996 г. по 04.12.1996 г., с 01.09.1997 г. по 30.12.1997 г., с 29.05.2000 г. по 27.06.2000 г., с 05.05.2003 г. по 27.06.2003 г., с 16.05.2005 г. по 27.05.2005 г., с 13.05.2008 г. по 27.06.2008 г., с 27.03.2018 г. по 06.04.2018 г., а также период работы с 04.05.1996 г. по 03.11.1996 г. в должности врача выездной бригады Станции скорой медицинской помощи г. Самары.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и не является предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.03.2014 г. по 13.02.2015 г. в должности врача-кардиолога в ООО «<данные изъяты>», с 25.03.2014 г. по 01.06.2014 г., с 02.06.2014 г. по 31.08.2015 г. в должности врача-кардиолога в ОАО «Санаторий им.ФИО», суд пришел к выводу о том, что организации, в который работал истец в спорные периоды являются коммерческими и не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения.
Из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, усматривается, что в разделе "Наименование учреждений" такое наименование учреждения, как общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрено.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшей в период спорных отношений и до 1 сентября 2014 г.) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных отношений и до 1 сентября 2014 г.).
Аналогичные нормы об учреждениях содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей с 1 сентября 2014 г.
В соответствии со ст. 87 ГК РФ предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Из статьи 66 ГК РФ следует, что хозяйственные общества, в том числе в форме акционерного общества, отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, акционерное общество не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из учредительных документов, в частности Устава ООО «<данные изъяты>» следует, что целью деятельности общества является расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, из Устава ОАО «Санаторий им. ФИО» следует, что основной целью общества является извлечение прибыли, в связи с чем, в силу пункта 1 статьи 50 ГК РФ, названные организации являются коммерческими и, следовательно, не могут быть отнесены к учреждению.
Кроме того, согласно данным индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы Пастушка А.И. в оспариваемые периоды работы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.09.2015 г. по 12.03.2017 г., с 01.04.2017 г. по 23.10.2017 г. в должности старшего врача, заместителя главного врача скорой медицинской части в ГБУЗ «<данные изъяты>», суд пришел к выводу о том, что не представлены доказательства, подтверждающие осуществление истцом в спорные периоды работы врачебной деятельности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., предусмотрены должности «врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность».
При этом Списком № 781 не предусмотрено право на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "старший врач", указанная должность в названном Списке не поименована.
Согласно должностным инструкциям старшего врача скорой медицинской помощи ГБУЗ <данные изъяты> к обязанностям Пастушка А.И. относилось осуществление оперативного руководство персоналом дежурной смены, всеми выездными бригадами, контроль работы дежурной смены фельдшеров по приему вызовов подстанций и выездных бригад, оказание консультативной и методической помощи бригадам находящимся на вызовах, организация работы станции скорой медицинской помощи, проверка работы подстанций и другие функции, не связанные непосредственно с оказанием помощи больным.
Данная должностная инструкция соответствует Положению о старшем враче станции скорой медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации". Этим же Приказом предусмотрено Положение о враче станции скорой медицинской помощи, в функциональные обязанности которого входит непосредственное оказание медицинской помощи больным.
Таким образом, должность старший врач, занимаемая истцом в спорный период времени, относится к руководящим должностям, является самостоятельной должностью.
Из должностной инструкции заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ <данные изъяты> также следует, что в обязанности Пастушка А.И. входило организовать работу медицинской части и контролировать рабочий процесс, и не входило непосредственное оказание медицинской помощи больным.
Таким образом, какие-либо относимые и допустимые доказательства, подтверждающие осуществление истцом в периоды работы в должности старшего врача и заместителя главного врача скорой медицинской помощи врачебной деятельности, стороной истца не представлено.
Представленная справка от 21.05.2019 г. №, в которой указано, что в оспариваемые периоды Пастушок А.И. осуществлял врачебную деятельность, не содержит ссылку на документы, подтверждающие данные обстоятельства, в связи с чем не может быть принята судом во внимание.
При этом в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из ИЛС периоды работы в должности старшего врача и заместителя главного врача подтверждены работодателем на общих основаниях.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца вышеуказанных спорных периодов работы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорные периоды истец осуществлял лечебную деятельность, юридическое лицо подлежит лицензированию независимо от организационной формы, ООО «<данные изъяты>» участвовала в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области, что подтверждено представленными в материалы дела документами, ОАО «Санатрий им.ФИО» преобразовано из государственного учреждения в акционерное общество, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Таким образом, ни при обращении к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии, ни в ходе судебного разбирательства истцом не подтвержден в установленном порядке льготный характер условий его труда в спорный период времени.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено наличие у истца необходимого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии на дату обращения к ответчику 12.04.2018 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить истцу указанную пенсию с 12.04.2018 г.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на ошибочном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пастушка А.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: