УИД 23RS0024-01-2022-002562-71
К делу №2-1755/2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Крымск «27» сентября 2022 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кияшко В.А.,
при секретаре Соловьевой М.Н.,
с участием помощника Крымского межрайонного прокурора Лысенко П.П.,
представителя ответчика администрации по доверенности Петюновой Г.М.,
представителя ответчика управления образования по доверенности Михайлик В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к МБОУ ООШ №23 х. Красный МО Крымский район, администрации МО Крымский район, управлению образования администрации МО Крымский район об устранении нарушений требований антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор обратился в Крымский районный суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к МБОУ ООШ №23 х. Красный МО Крымский район, администрации МО Крымский район об устранении нарушений требований антитеррористического законодательства.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и антитеррористического законодательства, которой установлено, что в МБОУ ООШ № 23 х. Красный не в полном объеме соблюдаются требования к антитеррористической защищенности зданий. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п.«д» ст.24 требований (утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) в МБОУ ООШ № 23 х. Красный отсутствует система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории), обеспечивающая оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Вопреки п. «а» ст. 24 требований в МБОУ ООШ №23 х. Красный отсутствует охранная сигнализация. Несмотря на внесенное 18.06.2021г. межрайонной прокуратурой представление №7-01-2021/1900 об устранении нарушений антитеррористического законодательства и требований пожарной безопасности выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Несоответствие образовательных организаций требованиям к антитеррористической безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, сотрудников, а также посетителей учреждений, то есть неопределенного круга лиц.
В связи с этим просит суд: 1). обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБОУ ООШ № 23 х. Красного в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности путем приобретения и установки системы оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории), обеспечивающая оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта; охранной сигнализации; 2). обязать Управление образования администрации муниципального образования Крымский район в течение трех месяцев со дня предоставления МБОУ ООШ № 23 х. Красного расчета выделить денежные средства на приобретение и установку системы оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории), обеспечивающая оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта; охранной сигнализации; №3). обязать МБОУ ООШ № 23 х. Красного в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств провести мероприятия, направленные на приобретение и установку системы оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории), обеспечивающая оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта; охранной сигнализации.
В судебном заседании помощник Крымского межрайонного прокурора Лысенко П.П. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ ООШ №23 МО Крымский район – Литвяков И.В. в судебное заседание не явился, представил ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Управления образования администрации МО Крымский район – Михайлик В.И. в судебном заседании исковые требования не признал. Указал, что в МБОУ ООШ №23 в сентябре 2022г. установлена система оповещения и управления эвакуацией на объекте, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте об угрозе совершения террористического акта, а для 4 группы категории опасности не требуется установление охранной сигнализации.
Представитель третьего лица администрации МО Крымский район – Петюнова Г.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что нарушения в части установления системы оповещения и управления эвакуацией на объекте, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте об угрозе совершения террористического акта устранены, а для 4 группы категории опасности не требуется установление охранной сигнализации.
Представитель третьего лица управления ФСБ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника Крымского межрайонного прокурора Лысенко П.П., представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Крымского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией предоставляется обучающимся, помимо прочего, право на охрану жизни и здоровья.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273- ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований по антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и антиторристического законодательства, в ходе которой было установлено, что в МБОУ ООШ №23 х. Красный не в полном объеме соблюдаются требования к антитерростической защищенности зданий, а именно: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории), обеспечивающая оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, отсутствует охранная сигнализация.
Как указано в исковом заявлении 18.06.2021г. Крымской межрайонной прокуратурой вынесено представление №7-01-2021/1900 об устранении нарушений антитерростического законодательства и требований пожарной безопасности, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Однако судом установлено, что согласно договора подряда №103 от 18.08.2022г. и акта приема выполненных работ за сентябрь 2022 года от 05.09.2022г. на момент вынесения решения в МБОУ ООШ №23 х. Красный установлена система оповещения и управления эвакуацией на объекте, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте об угрозе совершения террористического акта.
При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в данной части не подлежат удовлетворению.
Решая вопрос в части установления в МБОУ ООШ №23 х. Красный охранной сигнализации суд приходит к следующему.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 3 ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями, в том, числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также- осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1,2 ст.215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно п.1.1–1.3 устава МБОУ ООШ №23 х. Красный, утвержденного постановлением главы муниципального образования Крымский район от 28.07.2015 №897 школа является бюджетным учреждением.
В силу п.1.4 устава учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Крымский район. Функции учредителя осуществляет администрация муниципального образования Крымский район в лице управления образования администрации муниципального образования Крымский район (далее по тексту - Управление).
Решением Совета муниципального образования Крымский район от 23.06.2020 №558 утверждено Положение об управлении образования администрации муниципального образования Крымский район (далее -Положение), согласно которому (п.п. 3,17) Управление осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования Крымский район в отношении муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, а также контроль за целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений.
В силу п.п.3.32, 3,33 Положения Управление осуществляет финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений; координирует деятельность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, по обустройству прилегающих к ним территорий, организует мероприятия по подготовке к новому учебному году.
Таким образом, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее -БК РФ) Управление как главный распорядитель бюджетных средств не только имеет право распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования, но и в силу п.4,6 ч.1 ст.158 БК РФ, осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Несоответствие образовательных организаций требованиям к антитеррористической безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, сотрудников, а также посетителей учреждений, то есть неопределенного круга лиц.
Доводы ответчиков о том, что согласно паспорта безопасности МБОУ ООШ №23 х. Красный присвоена четвертая категория безопасности, которая не требует обязательных мероприятий по оснащению объекта охранной сигнализацией судом не могут быть приняты во внимание, так как паспорта были возвращены управлением ФСБ по Краснодарскому краю для устранения недостатков, что не оспаривается сторонами. Сам по себе акт категорирования объекта МБОУ ООШ №23 х. Красный безусловным основанием для присвоения определенной категории безопасности не является, поскольку паспорт безопасности подписывается уполномоченными руководителями заинтересованных отделов и служб, в отличие от акта категорирования, который подписывается исполнителями.
Судом установлено, что система оповещения и управления эвакуацией МБОУ ООШ №23 х. Красный была установлена в ходе производства по делу, что подтверждается договором подряда №109 от 18.08.2022г. и актом о приемке выполненных работ от 05.09.2022г., в связи с чем в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Присвоение в будущем МБОУ ООШ №23 х. Красный 4 категории безопасности, может являться основанием для пересмотра настоящего решения либо для прекращения его исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Крымского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к МБОУ ООШ №23 х. Красный МО Крымский район, администрации МО Крымский район, управлению образования администрации МО Крымский район об устранении нарушений требований антитеррористического законодательства, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №23 х. Красный в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности путем приобретения и установки охранной сигнализации.
Обязать управление образования администрации муниципального образования Крымский район в течение трех месяцев со дня предоставления МБОУ ООШ №23 х. Красный расчета выделить денежные средства на приобретение и установку вышеуказанного оборудования.
Обязать МБОУ ООШ №23 х. Красный в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств провести мероприятия, направленные на приобретение и установку охранной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья: В.А. Кияшко