Административное дело № 5-53/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 марта 2020 года пос. Ува Удмуртская Республика
Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Лобанов Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Почта России»,
У С Т А Н О В И Л :
Акционерное общество «Почта России» привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
05.02.2020 года в 9 часов 30 минут в отделении почтовой связи Поршур-Тукля по адресу: Увинский район, д. Поршур-Тукля, ул. Пислегина, 28, непосредственно обнаружены нарушения требований Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», которые посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и влекут угрозу жизни и здоровью людей, могут явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
1. В нарушение п.п.1.3, 5.2 СП 2.3.6.1066-01- в ОПС Поршур-Тукля, где осуществляется реализация пищевой продукции, готовой к употреблению (кондитерские изделия, мясные и рыбные консервы, майонез, чай, кофе) не соблюдается поточность торговых процессов – через одни двери осуществляется вход посетителей и загрузка пищевых товаров.
Перечисленные выше нарушения посягают на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создают условия возникновения угрозы жизни и здоровью населения, могут привести к вторичному обсеменению продуктов питания болезнетворными микробами, явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
Согласно п. 1.3 СП 2.3.6.1066-01 ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками.
В соответствии с п. 5.2 в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
2. В нарушение п. 5.9, п. 10.8, п. 10.2 СП 2.3.6.1066-01 в ОПС Поршур-Тукля в зале обслуживания, техническом помещении не проводится своевременно косметический ремонт на стенах и потолке трещины, подтеки, следы грибкового поражения. Стены облицованы деревянной вагонкой, что не позволяет проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Имеются щели между стеной и полом. Не проводится своевременно генеральная уборка помещений.
Перечисленные выше нарушения посягают на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создают условия возникновения угрозы жизни и здоровью населения, могут привести к вторичному обсеменению продуктов питания болезнетворными микробами, явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 10.2 СП 2.3.6.1066-01 ежемесячно проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды и др.
В соответствии с п. 10.8 СП 2.3.6.1066-01 текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости.
В соответствии с п. 5.9 СП 2.3.6.1066-01 для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
3. В нарушение п. 4.8, 10.3 СП 2.3.6.1066-01 в помещениях ОПС Поршур-Тукля оконные стекла ввиду ветхости оконных блоков недоступны для проведения уборки (окна грязные, между рамами скопление насекомых, паутина и т.д.).
Данные нарушения могут привести к вторичному обсеменению продуктов питания болезнетворными микробами, явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 4.8 СП 2.3.6.1066-01 оконные стекла должны быть доступными для проведения уборки, санитарной обработки, осмотра и ремонта. Для защиты от инсоляции световые проемы оборудуются защитными устройствами (жалюзи, карнизы и т.д.).
В соответствии с п. 10.3 СП 2.3.6.1066-01 осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности окон и проемов содержатся в чистоте и очищаются по мере загрязнения.
4. В нарушение п. 4.2 СП 2.3.6.1066-01 помещения ОПС Поршур-Тукля не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией. Данное нарушение ведет к несоблюдению гигиенических требований, предъявляемых к микроклимату производственных помещений.
В соответствии с п. 4.2 СП 2.3.6.1066-01 торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой металлической сеткой.
5. В нарушение п. 3.1, п. 13.3 СП 2.3.6.1066-01 в ОПС Поршур-Тукля отсутствуют водопровод и канализация, отсутствует раковина для мытья рук персонала.
Данное нарушение не позволяет соблюдать правила личной гигиены сотрудников почтового отделения, не позволяет качественно проводить влажную уборку помещений, может привести к вторичному обсеменению продуктов питания болезнетворными микробами, явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 3.1 СП 2.3.6.1066-01 стационарные организации торговли обеспечиваются водоснабжением и канализацией.
В соответствии с п. 13.3. СП 2.3.6.1066-01во всех организациях торговли создаются необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены ( наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и др.).
6. В нарушение п. 7.5 СП 2.3.6.1066-01 помещение ОПС Поршур-Тукля не оборудовано холодильниками, что не позволяет осуществлять хранение пищевых продуктов в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности, что может привезти к преждевременной порче пищевых продуктов, явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 7.5 СП 2.3.6.1066-01 хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продуктов.
7. В нарушение п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01 ОПС Поршур-Тукля не обеспечено моющими и дезинфицирующими средствами, разрешенными органами госсанэпиднадзора, что ведет к некачественному проведению текущей и генеральной уборки, способствует вторичному обсеменению продуктов питания болезнетворными микробами, явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами госсанэпиднадзора.
8. В нарушение п. 1.4 СП 2.3.6.1066-01 АО «Почта России» не организован производственный контроль.
В соответствии с п. 1.4 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли, независимо от форм собственности организуется производственный контроль.
9. В нарушение п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 не предусмотрены контейнеры для сбора мусора и пищевых отходов, не оборудована площадка с твердым покрытием. Мусор собирается в мешки и вывозится на транспорте, предназначенном для перевозки почтовых отправлений.
Данное нарушение ведет к созданию благоприятных условий для обитания и миграции грызунов – разносчиков инфекционных заболеваний создается угроза жизни и здоровью людей.
Согласно п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
10. В нарушение п. 3.11, п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 12.2, п. 12.3 СП 2.3.6.1066-01 работы по поддержанию санитарного состояния на объекте в рабочих и подсобных помещениях не проводятся: имеются отверстия в полу, отсутствуют металлические решетки в местах прохода коммуникаций. Не представлены акты выполненных работ по дератизации.
В нарушение п.4.2, п.4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" не проводятся мероприятия по защите объекта от синантропных членистоногих: наличие отверстий в полу, герметизация швов мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены отсутствует.
Данные нарушения подтверждаются актом санитарно-эпидемиологического обследования №16/6 от 14.02.2020г., представленного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» в п. Ува.
Согласно п. 12.2. СП 2.3.6.1066-01мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся постоянно и регулярно в установленном порядке.
Согласно п. 12.3. СП 2.3.6.1066-01 методика, кратность и условия проведения дезинсекционных и дератизационных работ регламентируются гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ.
Перечисленные выше нарушения посягают на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создают условия возникновения угрозы жизни и здоровью населения (могут привести к вторичному обсеменению продуктов питания болезнетворными микробами, явиться причиной возникновения и распространения пищевых отравлений и инфекционных заболеваний).
В соответствии с п.5 ст. 15 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 17.02.2020 года АО «Почта России» в качестве дополнительного вида экономической деятельности заявлен код 47.11 «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах». Кроме того, из представленных по мотивированному запросу документов следует, что в отделениях почтовой связи на реализации имеется пищевая продукция, а именно: макаронные и крупяные изделия, сахарный песок, чай, кофе, консервы и т.д., что подтверждается ассортиментным перечнем товаров для Увинского почтамта на 2020 г.
Таким образом, поскольку в ОПС Поршур-Тукля реализуется пищевая продукция, юридическим лицом АО «Почта России» должны соблюдаться санитарные требования, предъявляемые к организациям торговли.
В ходе осмотра помещений 05.02.2020 г. в 9 часов 30 минут в ОПС по адресу: Увинский район, д. Поршур-Тукля, ул. Пислегина, 28 главным специалистом – экспертом ШЕН проводилась фотосъемка фотоаппаратом SONY в присутствии КЕВ
Вина юридического лица АО «Почта России» подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.02.2020 года, протоколами осмотра помещений от 05.02.2020г, фотографиями, актом санитарно-эпидемиологического обследования №16/6 от 14.02.2020г.
Юридическое лицо АО «Почта России» имело возможность для соблюдения требований санитарного законодательства РФ, но не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом АО «Почта России» требований санитарного законодательства РФ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в территориальный отдел не представлено.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республика в п. Ува, извещенный надлежащим образом не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, а также указал, что настаивает на привлечении юридического лица к административной ответственности в виде приостановления деятельности по реализации пищевых продуктов на максимальный срок.
Представитель АО «Почта России», извещенный надлежащим образом, в суд не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, а также указал, что с требованиями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республика в п. Ува согласен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что АО «Почта России», юридический адрес: г.Москва, Варшавское шоссе, д.37, фактический адрес: Удмуртская Республика, Увинский район, д. Поршур-Тукля, ул. Пислегина, д.28, осуществляет деятельность по реализации пищевых продуктов в отделении почтовой связи Поршур-Тукля, расположенном по адресу: Увинский район, д. Поршур-Тукля, ул. Пислегина, д.28.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ч.3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона №52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Доказательствами совершения данного административного правонарушения являются: протокол об административном правонарушении от 28.02.2020 года, протокол о временном запрете деятельности от 28.02.2020 года, фотографии с места проверки, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 28.01.2020 года, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Представителем АО «Почта России» КЕВ факт совершения административного правонарушения не оспаривается.
По мнению суда АО «Почта России» имело возможность для соблюдения требований санитарного законодательства Российской Федерации, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения АО «Почта России» требований санитарного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, не представлены.
Действия АО «Почта России» суд квалифицирует по ст.6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий.
Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
По мнению суда только наказание в виде административного приостановления деятельности по реализации пищевых продуктов в отделении почтовой связи Поршур-Тукля АО «Почта России» по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, д. Поршур-Тукля, ул. Пислегина, д.28, предотвратит угрозу жизни и здоровью людей и предупредит совершение данным юридическим лицом новых правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, учитывая, что административное правонарушение АО «Почта России» совершено впервые, отягчающие наказание обстоятельства отсутствуют, суд приходит к выводу о назначении АО «Почта России» административного наказания в виде административного приостановления деятельности по реализации пищевых продуктов в отделении почтовой связи Поршур-Тукля АО «Почта России» по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, д. Поршур-Тукля, ул. Пислегина, д.28, сроком на 80 суток.
В соответствии с ч.2 ст.3.12. КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.3.12, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Акционерное общество «Почта России» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по реализации пищевых продуктов в отделении почтовой связи Поршур-Тукля АО «Почта России» по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, д. Поршур-Тукля, ул. Пислегина, д.28, сроком на 80 суток.
Незамедлительно направить постановление для исполнения в Увинский МРО СП УФССП России по Удмуртской Республике.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Лобанов