дело № 12-118/23
(12-134/23, 12-148/23, 12-594/22, 12-598/22)
РЕШЕНИЕ
г. Нижнекамск, РТ 05 апреля 2023 года
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.Ф. Хабибрахманова,
при секретаре судебного заседания Л.Е. Горюшевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Строительная группа «Волга» на постановления по делам об административных правонарушениях от ...: ... по статье 8.46 КоАП РФ, ... по статье 8.1 КоАП РФ, ... по статье 8.5 КоАП РФ, ... по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ, ... по части 1 статье 8.2 КоАП РФ и объединенные в одно производство, вынесенные государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий-Эл и Чувашской Республике, специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов и земельного надзора Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
... в 16 час. 00 мин. должностными лицами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная группа «Волга» (далее – ООО «СГВ»), осуществляющего деятельность на объекте капитального строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секций 3210, 3310)», расположенного по адресу: ..., промышленная зона (на территории «Комплекса АО «НПиНХЗ» АО «Танеко» - Объекта 1 категории HBOC), которым выявлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды.
В рамках проведенной проверки, в отношении ООО «СГВ» ... составлены следующие протоколы об административных правонарушениях:
- ... - не поставлен на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду объекта капитального строительства «Комбинициированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210, 3310)», заявка на постановку объекта на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от ... ..., до настоящего времени не подана в Волжско-Камского межрегиональное управление Росприроднадзора;
- ... – представлена программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК) по объекту капитального строительства «Комбинициированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210, 3310)», разработанная не в соответствии с требованиями Приказа Минприроды РФ ...; в срок до ... не представлен отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК за 2021 год;
- ... – не начислена и не внесена в бюджеты Республики Татарстан плата за негативное воздействие по капитального строительства «Комбинициированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210, 3310)» в установленном законом сроки; в статистическом отчете (сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления) по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год указана недостоверная информация; между ООО «СГВ» и ООО «Полигон-НК» заключен договор на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов V класса опасности на полигоне, по акту ... от ... ООО «СГВ» переданы ООО «Полгон-НК» отходы V класса опасности для размещения в объеме 9 м3, по акту ... от ... в объеме 30 м3, по акту ... от ... в объеме 30 м3, данные объемы переданных отходов не отражены в журнале учета в области обращения с отходами за 2020 год ООО «СГВ», согласно журналу учета в области обращения с отходами за 2020 года ООО «СГВ» накопление отходов на конец отчетного периода с целью накопления по III классу опасности составила 1,4768 т., по IV классу – 1,9564, по V классу – 188,9046, данные накопления не отражены в журнале учета в области обращения с отходами за 2021 год ООО «СГВ» в графе «наличие на начало квартала»;
- ... – на территории строительной площадке установки мойки коле не выявлено, установлено обустройство водонепроницаемого покрытия автодорог не по всей территории строительной площадки (установлен факт движения автотранспорта по дорогам без покрытия), системы ливневой канализации не выявлено, отвод сточных вод не осуществляется, производственный экологический контроль не осуществляется;
- ... – 3 пластмассовых контейнера расположены на водонепроницаемой площадке, 2 - пластмассовых контейнера на необорудованной площадке (поверхность почвы не забетонирована, не имеется изоляционного покрытия), заключен договор по обращению с отходами IV класса опасности с ООО «Биосервис», не имеющей соответствующую лицензию.
Постановлениями по делам об административных правонарушениях от ... ООО «СГВ» подвергнуто следующим административным наказаниям:
- постановление ... по ст. 8.46 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.;
- постановление ... по ст. 8.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.;
- постановление ... по ст. 8.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.;
- постановление ... по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.;
- постановление ... по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Представитель ООО «СГВ», не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилась в суд с жалобами, в которых просит постановления отменить, производства по делу прекратить, поскольку состав вменяемых административных правонарушений отсутствует, согласование внеплановой проверки с прокуратурой не производилось.
Жалобы представителя ООО «СГВ» на вышеуказанные постановления по делам об административных правонарушениях объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель ООО «СГВ» по доверенности ФИО3 жалобы поддержала по изложенным в них основаниям. По каждому из постановлений пояснила следующее:
По постановлению ... - Объект строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210.33101» относится к объектам I категории. ООО «СГВ» являлся подрядчиком на объекте строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210,3310)», выполняло строительные работы более 6 месяцев, соответственно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ... N 2398, его деятельность относится к деятельности на объекте III категории.
ООО «СГВ» не является застройщиком объекта, не является техническим заказчиком объекта, разрешение на строительство выдано на застройщика ПАО Татнефть им. ФИО4 (... от ...)
... ООО «СГВ» обращалось в территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с заявкой на постановку объекта HBOC на государственный учет;
... уполномоченный орган отказал в постановке, объекта HBOC на государственный учет по причине того, что заявка должна быть подана застройщиком объекта, которым ООО «СГВ» не является.
Письмом ... от 09.11,2022 г. Закамское территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан сообщило, что ... действительно была отклонена заявка ... о постановке на учет объектов негативного воздействия на ОС с отметкой «Постановку на государственный учет объекта HBOC, на котором осуществляется деятельность по строительству объекта капитального строительства должен осуществлять застройщик» согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Заявка на постановку объекта HBOC на учет подается по месту нахождения объекта (п. 1, пп. 1, 2 п. 2 ст. 65 Закона об охране окружающей среды, п. 9 Административного регламента, утв. Приказом Росприроднадзора от ... N 104, п. 1.3.4 Информации Росприроднадзора):
Строительные работы на объекте строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210,3310) производятся более 6 месяцев, то указанный строительный объект является объектам HBOC III категории и относится к региональному государственному экологическому контролю надзору.
Таким образом, ООО «СГВ» обратилось с заявкой территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, поскольку в данном случае является уполномоченным органом, рассматривающим вопрос постановки объектов HBOC на региональном уровне, согласно действующему законодательству, получив отказ ввиду того, что не является застройщиком объекта.
Тогда как государственному надзору Волжско-Камского межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродназдора) подлежат объекты I категории; к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение.
В приложении к приказу ... от ... указано, что застройщиком (техническим заказчиком) является ПАР «Татнефть» им. ФИО4.
Законодательно не предусмотрена передача обязанностей застройщика подрядчику. Из буквального толкования пп. 16 п. 1 ГрК РФ передача функций застройщика может быть осуществлена техническому заказчику. ООО «СГВ» техническим заказчиком не является.
Письмом Минприроды России от ... N 12-50/4954-ОГ "О постановке на государственный учет объектов" разъяснено: в соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах HBOC, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Для объектов HBOC, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, дату утверждения проектной документации.
ООО «СГВ» разрешение на строительство объекта не получало, как следует из документов проверки разрешение на строительство выдано на застройщика ПАО Татнефть им. ФИО4 (RU16530117-01-08 от ...).
ООО «СГВ» объект не использует и не эксплуатирует, договор аренды не заключался.
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм и разъяснений следует, что объекты HBOC полежат постановке на государственный учет следующими лицами;
1) собственником объекта (лицо, которое использует (эксплуатирует) объект;
2) застройщиком объекта (лицо, на которое выдано разрешение на строительство);
3) арендатором объекта HBOC при заключении договора аренды.
ООО «СГВ» не относится ни к одному из вышеперечисленных лиц, к которым закон предъявляет требование о постановке объекта HBOC на государственный учет.
Между ПАО «Татнефть» им. ФИО4 и ООО «СГВ» договора подряда ... от ... на выполнение работ на объекте строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210,3310)» в редакции дополнительного соглашения .../ДС ... от ..., согласно которому пунктом 14 Приложения № 8 «Требования в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды» предусмотрены обязанности Подрядчика (ООО «СГВ») при выполнении работ, самостоятельно, в законодательно установленном порядке осуществить постановку на учёт объектов негативного воздействия.
Вместе с тем, из буквального толкования пункта 14 Приложения № 8 следует, что принятые обязательства по постановке на учёт объектов негативного воздействия должны исполняться ООО «СГВ» в законодательно установленном порядке.
Для объектов HBOC, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства, в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, дату утверждения проектной документации.
Дополнительное соглашение ..., предусматривающее обязанность ООО «СГВ» поставить объект HBOC на государственный учет заключено ..., т.е. по истечению шестимесячного срока с даты выдачи разрешения на строительство.
Кроме этого, объект капитального строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210,3310)» отнесен к I категории, а не к III категории, поэтому подрядчик, не являющийся застройщиком объекта, не может в силу закона поставить объект HBOC по I категории.
ПАО «Татнефть им. ФИО4» указывает, что генеральным подрядчиком объекта «Комбинициированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210,3310)» является ООО «СГВ». К выполнению работ на объекте привлечены следующие подрядные организации: ООО «Профиль», ООО «РастрСервис», ООО «Реновация», ООО «СварТехСтрой», ООО «УК ТНХМ», ООО «МоноСтрой», ООО «ФИО1», ООО «Смарт Вил», ООО «Татэм», ООО «Энергосила-НК».
Утверждение ПАО «Татнефть им. ФИО4 не отражает фактические обстоятельства дела, ООО «СГВ» не является генеральным подрядчиком объекта.
Вопреки доводам ПАО «Татнефть им. ФИО4 о наличии статуса ООО «СГВ» генерального подрядчика, это опровергается тем, что ООО «СГВ» не заключало договоров субподряда и не привлекало ООО «Профиль», ООО «РастрСервис», ООО «Реновация», ООО «СварТехСтрой», ООО «УК ТНХМ», ООО «МоноСтрой», ООО «ФИО1», ООО «Смарт Вил», ООО «Татэм», ООО «Энергосила-НК» к выполнению работ на объекте «Комбинициированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210,3310)», соответственно, в силу ст. 706 ГК РФ ООО «СГВ» не является генеральным подрядчиком объекта и обязательств генерального подрядчика на себя не принимало.
ПАО «Татнефть им. ФИО4» заключало с указанными подрядчиками прямые договоры выполнения работ на объекте.
Также из текста договора с ООО «СГВ» следует, что он привлечен как подрядчик, а не как генеральный подрядчик.
Кроме этого, действующим законодательством не предусмотрена постановка одного объекта несколькими лицами.
Разрешение на строительство выдано на имя застройщика ПАО «Татнефть им. ФИО4», соответственно, именно на нем лежит обязанность по постановке на федеральный учет объекта, относящегося к I категории, от обязанности которой оно уклоняется, а контрольно-надзорный орган игнорирует данный факт, выставляя незаконные требования к лицу, в обязанности которого не вменена постановка на федеральный учет объекта, относящегося к I категории.
По постановлению ... - поскольку ООО «СГВ» не является лицом, обязанным ставить объект HBOC на государственный учет, то вытекающая из этого обязанность по разработке Программы ПЭК у ООО «СГВ» законодательно отсутствует.
Проверкой не установлено, что ООО «СГВ» является предприятием, имеющим объекты HBOC какой-либо категории, поставленных на государственный учет, следовательно, в силу пункта 2 статьи 67 Закон N 7-ФЗ не является лицом, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий и обязанным разрабатывать и утверждать программу ПЭК.
Согласно п. 2 Приложения ... к приказу Минприроды России от ... ... юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
ООО «СГВ» подало об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Уполномоченный орган отклонил отчет ООО «СГВ» о выполнении производственно-экологического контроля за 2021 г., в связи с тем, что ООО «СГВ» не имеет объекта HBOC на учете в РОНВОС.
Проверкой установлено, что разработанная ООО «СГВ» программа ПЭК не соответствует требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ... ... «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного контроля».
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ... ... «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного контроля» утратил силу с ... Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено ....
Вместе с тем, ООО «СГВ», будучи предприятием, не имеющим категорию, т.е. не имеющего объекта HBOC, поставленного на государственный учет, исполняло законодательные требования по предоставлению отчетности, предусмотренные законодательством.
В ходе проведения проверки ООО «СГВ» предоставило:
1. Порядок учета в области обращения с отходами согласно Порядку N 1028;
2. Отчет по форме 2-ТП;
3. Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Принимая во внимание, что ООО «СГВ» не является лицом, имеющим объекта HBOC, вышеуказанная отчетность является исполнением природоохранного законодательства для лиц, не имеющих категорию (не имеющего объекта HBOC, поставленного на государственный учет), ООО «СГВ» не является лицом, обязанным ставить объект HBOC на государственный учет, то вытекающая из этого обязанность по разработке Программы ПЭК у ООО «СГВ» законодательно отсутствует, нормативный акт, нарушение которого вменяется ООО «СГВ» утратил силу.
По постановлению ... - Декларация о плате за HBOC представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лицами, которые должны вносить плату за HBOC (п. 8 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). Срок перечисления платы за год - не позднее 1 марта года, который следует за отчетным (п. п. 2,3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Декларация о плате HBOC за 2020 г. - сумма платы, подлежащая внесению в бюджет 7087,89 руб. Платежным поручением ... от ... произведена оплата в размере 7087,89 руб. Декларация о плате HBOC за 2021 г. - сумма платы, подлежащая внесению в бюджет 19 468,17 руб. Платежным поручением ... от ... произведена оплата в размере 19 468,17 руб.
Обязанность по сдаче Декларации о плате за HBOC, начислению платы за негативное воздействие по объекту, внесению платы за негативное воздействие по объекту ООО «СГВ» исполнена в полном объеме и в законодательно установленные сроки, что исключает состав правонарушения, вменяемого ООО «СГВ».
В статистическом учете (сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления) по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год указана недостоверная информация: Согласно Журналу учета в области обращения с отходами за 2021 год ООО «СГВ» отход «лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков с преимущественным содержанием алюминия и мед» (код отхода по ФККО 4 62 011 11 20 3) образован в отчетном периоде в объеме 0,0250 тонн, по отчету 2-ТП (отходы) данный отход образован в объеме - 0 тонн.
Проверяющим органом не учтено следующее.
Между ООО «СГВ» и ООО «Полигон-НК» заключен договор на оказание услуг по размещению г (захоронению) отходов V класса опасности на полигоне ...ТМ/20 от ....
По акту ... от ... ООО «СГВ» переданы ООО «Полигон -НК» отходы V класса опасности для размещения (захоронения) в объеме 9 м3; по акту ... от ... в объеме 30 м3; по акту ... от ... в объеме 30 м3. Данные объемы переданных отходов не отражены в журнале учета в области обращения с отходами за 2020 г. ООО «СГВ».
Согласно журналу учета в области обращения с отходами за 2020 г. ООО «СГВ» накопление отходов на конец отчетного периода с целью накопления по III классу составляет 1,4768 тонны, по IV классу - 1,9564, по V классу - 188,9046, но данные накопления не отражены в журнале учета в области обращения с отходами за 2021 год ООО «СГВ» в графе «наличие на начало квартала».
Форма 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" утверждена Приказом Росстата от ... N 627. Данная форма представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения не позднее 1 февраля после отчетного периода юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Таким образом, форма ...- ТП является формой статистического учета, а не документом для расчета и начисления платы за негативное воздействие.
Срок подачи формы для организаций, ИП - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
По акту ... от ... ООО «СГВ» переданы ООО «Полигон -НК» отходы V класса опасности для размещения (захоронения) в объеме 9 м3; по акту ... от ... в объеме 30 м3; по акту ... от ... в объеме 30 м3. Данные объемы переданных отходов не отражены в журнале учета в области обращения с отходами за 2020 г. ООО «СГВ».
Вместе с тем, акты ..., ..., ... датированы после ..., т.е. после даты сдачи отчета по форме 2-ТП (отходы) и не могли быть внесены в форму статистического учета Формы 2-ТП за 2020 ... этого, законодательно отсутствует механизм внесения каких-либо изменений в ранее сданные отчеты по форме 2-ТП Г отходы
Кроме этого, истек срок привлечения к административной ответственности в соответствии с положениями статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверкой установлено, что по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год указана недостоверная информация, протокол ... составлен ..., постановление об административном правонарушении ... вынесено ..., т.е. по истечению срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст. 4.5. КоАП РФ.
По постановлению ... - Согласно Приказу .../ГЭЭ от ... заказчиком государственной экологической экспертизы является ПАО «Татнефть» им. ФИО4, что достоверно было известно проверяющему органу принимая во внимание, что в приказе ... от ... об утверждении программы проверок объекта строительства в разделе программа проверок имеется ссылка на приказ .../ГЭЭ от ....
ООО «СГВ» не являлось заказчиком Государственной экологической экспертизы, утвержденной Приказом Росприроднадзора .../ГЭЭ от ... «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Титул 1013 «Комбинициированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210,3310)», соответственно в силу ст. 27 Закона об экологической экспертизе требования к нему не применимы.
Установлено, что в период строительства объекта предусмотрено проведение производственного экологического контроля 1 раз в год.
Проверка проводилась в отношении объекта I категории, надлежащим субъектом проверки является заказчик - ПАО Татнефть им. ФИО4. Деятельность ООО «СГВ» относится к деятельности, относящейся к III категории. ООО «СГВ» привлечено к выполнению части работ на объекте, в связи с чем, один из подрядчиков не может в период строительства проводить производственный экологический контроль по всему объекту I категории - за состоянием атмосферного воздуха на период строительства осуществляется 1 раз в год, по веществам: азота диоксид, азота оксид, сера диоксид, углерод оксид, сажа, -контроль грунтов по следующим показателям: свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть, бен(а)пирен, нефтепродукты, pH, суммарный показатель загрязнения. Периодичность -1 раз в год
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено ..., при этом не установлены нарушенные сроки, соответственно, не соблюдены положения п. 1 ст. 4.5. КоАП РФ.
По постановлению ... - Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вышло за пределы своих полномочий и вынесло незаконное постановление о привлечении к административной ответственности.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, в соответствии с пунктами 4 и 5 Положения является Роспотребнадзор, организацию государственного надзора осуществляет руководитель Роспотребнадзора - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
ООО «СГВ» привлечено к административной ответственности за нарушение требований, установленных к местам (площадкам) накопления отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ... ... «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ...-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, что отнесено к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора.
Пункт 3 СанПиН ...-21 содержит также отсылку на ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таким образом, в основу привлечения к административной ответственности положено нарушение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ... ... «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ...-21, что как указано выше не отнесено к компетенции Росприроднадзора, в связи с чем, протокол об административном правонарушении ..., административное расследование и привлечение к административной ответственности путем вынесения постановления об административном правонарушении ... от ... составлен, проведено и вынесено неуполномоченным лицом.
Указанные правила СанПиН ...-21 не регулируют требования к содержанию строительных площадок.
Из оспариваемого постановления не следует, что на объекте капитального строительства отсутствуют оборудованные площадки, а указано, что 2 пластмассовых контейнера на момент осмотра располагались на необорудованной площадке.
Принимая во внимание, что пластмассовые контейнеры являются передвижными и в случае производственной необходимости для обеспечения проезда крупногабаритного транспорта (его разворота), контейнеры могут передвигаться, что и было зафиксировано при осмотре.
Дополнительно пояснила, что проверка проведена не законно. Постановление правительства от 10 марта ... указывает «установить в 2022 году не проводятся плановые, контрольные, надзорные мероприятия». Сама программа проверок была утверждена в период проверок, что запрещено. Мораторий введен с 10 марта. Программа проверок утверждена ... и программа проверок без согласования прокуратуры.
Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5, в судебном заседании просила в удовлетворении жалоб отказать, пояснила, что для полного разъяснения они должны были обратиться в Росприроднадзор. У СГВ есть договор подряда, в котором прописаны все требования. ПАО «Татнефть» являются заказчиком.
На основании договора подряда СГВ обязаны соблюдать экологический контроль. Мы ссылаемся на договор, у них все прописано в договоре. Страница договора 13, пункты, 12, 13, 14, прописано, что все мероприятия по охране атмосферного воздуха осуществляет подрядчик. В приложении ... указано, что подрядчик должен выполнять работы в соответствии с проектной документацией.
В соответствии с требованиями санпина накопление отходов возможно только в специально предусмотренных местах. За рамки своих полномочий не выходили. В соответствии с ФЗ ... проводил проверку Росприроднадзор. Роспортебнадзор не уполномочен проводить у вас проверку.
Выслушав доводы участников судебного процесса и исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ... N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Федерального закона от ... N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ... N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В случаях, если в соответствии с положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Правительством Российской Федерации, соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления работ по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности заявлено при получении лицензии или при внесении изменений в реестр лицензий о наличии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, лицензирующий орган не вправе рассматривать наличие указанных зданий, строений, сооружений и помещений в качестве соответствия лицензионным требованиям иного соискателя лицензии или иного лицензиата, намеревающихся осуществлять те же виды работ, составляющие лицензируемый вид деятельности, в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях.
В случаях, если соискателем лицензии или лицензиатом заявлено об осуществлении иных видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, с использованием зданий, строений, сооружений и помещений, в которых уже осуществляется заявленный иным лицензиатом вид работ или планируется осуществлять иным соискателем лицензии вид работ, лицензирующий орган не вправе отказать в предоставлении лицензии или во внесении изменений в реестр лицензий по основаниям, связанным с использованием одних и тех же зданий, строений, сооружений и помещений.
Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи применяются также в отношении земельных участков.
В случаях прекращения лицензиатом осуществления работ, составляющих лицензируемый вид деятельности и предусмотренных лицензией, в том числе прекращения выполнения работ в отдельных зданиях, строениях, сооружениях, помещениях или на отдельных земельных участках, лицензиат обязан в соответствии с Федеральным законом от ... N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" направить в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий и (или) прекращении действия лицензии.
В силу ст. 13.4 названного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 30 ст. 12 Федерального закона от ... N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
В соответствии с ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, административным правонарушением признается осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ... N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:
представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона;
оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;
осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
На основании ст. 34 Федерального закона от ... N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу статьи 36 названного Федерального закона, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду.
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды.
Архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения, а также с учетом необходимости создания системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ.
При ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности должны учитываться расходы на проведение мероприятий по охране окружающей среды.
В силу пунктов 1-3, 4, 6-8 статьи 67 названного Федерального закона, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
об обращении с отходами производства и потребления;
о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять в указанный федеральный орган исполнительной власти отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Согласно п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от ... N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункта 2 статьи 69.2 указанного Федерального закона).
В силу ст. 8.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от ... N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 19 Федерального закона от ... N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от ... N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду"), плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ... в 16 час. 00 мин. должностными лицами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «СГВ», осуществляющего деятельность на объекте капитального строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секций 3210, 3310)», расположенного по адресу: ..., промышленная зона (на территории «Комплекса АО «НПиНХЗ» АО «Танеко» - Объекта 1 категории HBOC), которым выявлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды.
В рамках проведенной проверки, в отношении ООО «СГВ» ... составлены следующие протоколы об административных правонарушениях указанные выше и вынесены 5 постановлений по делам об административных правонарушений предусмотренных гл. 8 КоАП РФ, административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
Факт совершения ООО «СГВ» административных правонарушений подтверждается следующими материалами дела, а именно: протоколоми об административном правонарушении от ... ..., ..., ..., ..., ... составленными в отношении ООО «СГВ»; решением о проведении внеплановой выездной проверки от ... в отношении ООО «СГВ», проводимой в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), предметом которой является проверка соблюдения ООО «СГВ» обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, утвержденных приказом Росприроднадзора от ... ... (в редакции приказа ... от ...); актом внеплановой выездной проверки от ..., которым выявлены нарушения указанные в протоколе об административном правонарушении; протоколом осмотра территории «Комплекса АО «НПиНХЗ» АО «ТАНЕКО», промзона ... от ... и фототаблицами к нему, приказом Росприроднадзора .../ГЭЭ от ..., приказом от ... об утверждении программы проверок объекта капитального строительства объекта капитального строительства АО «Танеко» «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секций 3210, 3310)», расположенного по адресу: ..., промышленная зона (на территории «Комплекса АО «НПиНХЗ») и программой проверок к нему и другими материалами дела.
Исходя из вышеуказанных доказательств, суд считает, что постановления должностного лица подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
По смыслу пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
Принятие мотивированного решения предполагает не только обоснование в постановлении по делу об административном правонарушении виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, но и опровержение его доводов, а также мотивы принятия за основу одних доказательств и отвержение других
Согласно пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ).
Установлено, что Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ... ПАО «Татнефть» им. ФИО4 выдано разрешение на строительство № RU..., объекта капитального строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секций 3210, 3310)».
Между ПАО «Татнефть» им. ФИО4 с ООО «СГВ» заключен договор подряда ..., предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с проектно-сметной документацией на объекте капитального строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секций 3210, 3310)», расположенного по адресу: ..., промышленная зона (на территории «Комплекса АО «НПиНХЗ» АО «Танеко» - Объекта 1 категории HBOC).
Согласно ответа из ПАО «Татнефть» им. ФИО4 по запросу суда следует, что к выполнению работ на объекте привлечены следующие подрядные организации: ООО «Профиль», ООО «РастрСервис», ООО «Реновация», ООО «СварТехСтрой», ООО «УК ТНХМ», ООО «МоноСтрой», ООО «ФИО1», ООО «Смарт Вил», ООО «Татэм», ООО «Энергосила-НК».
... должностными лицами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «СГВ», осуществляющего деятельность на объекте капитального строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секций 3210, 3310)», расположенного по адресу: ..., промышленная зона (на территории «Комплекса АО «НПиНХЗ» АО «Танеко» - Объекта 1 категории HBOC), по результатам которой ООО «СГВ» привлечено к административной ответственности.
Застройщиком объекта капитального строительства «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210, 3310)» является ПАО «Татнефть» им ФИО4 (УРПС).
В соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, ПАО «Татнефть» им ФИО4 направлено извещение, согласно пункта 9 извещения указан перечень подрядных организаций привлекаемых для строительства объекта, в том числе ООО «СГВ».
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Титул 1013 «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210, 3310)» от ..., заказчиком государственной экологической экспертизы является ПАО «Татнефть» им ФИО4.
Из ответа первого заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан директору ООО «Эко Плюс», с которым у ООО «СГВ» заключен договор ... от ..., согласно которого указанное общество для ООО «СГВ» подготавливает экологическую отчетность и осуществляет сдачу документы в уполномоченный орган, следует, что согласно письму Росприроднадзора от ... № МК-02-02-34/2531, обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по объекту капитального строительства, должен осуществлять застройщик.
Как указано в приказе руководителя Управления Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от ... об утверждении программы проверок объекта капитального строительства и программы проверок к нему, застройщиком объекта капитального строительства «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Титул 1013 «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210, 3310)», является ПАО «Татнефть» им ФИО4, ООО «СГВ» осуществляет строительство, реконстуркцию.
Из ответа начальника Закамского территориального управления Минэкологии Республики Татарстан ... от ..., директору ООО «СГВ» следует, что ... Закамским территориальным управлением Минэкологии Республики Татарстан была отклонена заявка ... о постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, по основаниям, что постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по объекту капитального строительства, должен осуществлять застройщик.
Ответом направленным Минэкологии Республики Татарстан на личный кабинет природопользователя по заявке ООО «СГВ», отклонена заявка общества представленного отчета о выполнении производственного экологического контроля.
Как пояснял в ходе судебного заседания представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5, ООО «СГВ» должен был действовать в соответствии с договором подряда, где указаны все права, обязанности и требования к подрядчику. ООО «СГВ» обязаны соблюдать экологический контроль. В договоре прописано, что все мероприятия по охране атмосферного воздуха осуществляет подрядчик. В приложении ... указано, что подрядчик должен выполнять работы в соответствии с проектной документацией. Однако, с данными доводами суд согласиться не может ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
...4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Как установлено материалами дела, что в принципе сторонами не опровергается на объекте капитального строительства «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Титул 1013 «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210, 3310)», помимо ООО «СГВ» осуществляют деятельность иные подрядные организации, с которыми у ООО «СГВ» не заключен договор субподряда, ООО «СГВ», согласно условий договора подряда ... не является генеральным подрядчиком. При привлечении ООО «СГВ» к административной ответственности должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора данные положения не учтены, не дана оценка и не обосновано, почему должностное лицо пришло к выводу, о нарушении требований в области охраны окружающей среды именно со стороны ООО «СГВ».
Не дана оценка следующим документам:
- заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Титул 1013 «Комбинированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секции 3210, 3310)» от ..., согласно которой заказчиком государственной экологической экспертизы является ПАО «Татнефть» им ФИО4;
- ответу первого заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан директору ООО «Эко Плюс», с которым у ООО «СГВ» заключен договор, где сообщается, что согласно письму Росприроднадзора от ... № ..., обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по объекту капитального строительства, должен осуществлять застройщик;
-приказу руководителя Управления Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ... от ... об утверждении программы проверок объекта капитального строительства и программы проверок к нему, где застройщиком значится ПАО «Татнефть» им ФИО4, ООО «СГВ» осуществляет строительство, реконстуркцию;
- ответу начальника Закамского территориального управления Минэкологии Республики Татарстан ... от ..., директору ООО «СГВ» следует, что об отклонении заявки ... о постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, по основаниям, что постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по объекту капитального строительства, должен осуществлять застройщик;
- ответу Минэкологии Республики Татарстан направленного на личный кабинет природопользователя по заявке ООО «СГВ», которым отклонена заявка общества представленного отчета о выполнении производственного экологического контроля.
К тому же, не дана оценка доводам представителя ООО «СГВ» о том, что ООО «СГВ» не является застройщиком объекта, не является техническим заказчиком объекта, разрешение на строительство выдано на застройщика ПАО Татнефть им. ФИО4. ... уполномоченный орган отказал в постановке, объекта HBOC на государственный учет по причине того, что заявка должна быть подана застройщиком объекта, которым ООО «СГВ» не является. ООО «СГВ» разрешение на строительство объекта не получало, объект не использует и не эксплуатирует, договор аренды не заключался. ООО «СГВ» не является лицом, обязанным ставить объект HBOC на государственный учет, то вытекающая из этого обязанность по разработке Программы ПЭК у ООО «СГВ» законодательно отсутствует.
Не дана оценка имеющейся в деле Декларации о плате HBOC за 2020 г. И платежному поручению ... от ..., которым произведена оплата в размере 19 468,17 руб. доводам о том, что обязанность по сдаче Декларации о плате за HBOC, начислению платы за негативное воздействие по объекту, внесению платы за негативное воздействие по объекту ООО «СГВ» исполнена в полном объеме и в законодательно установленные сроки. Доводам, о том, что акты ..., ..., ... датированы после ..., т.е. после даты сдачи отчета по форме 2-ТП (отходы) и не могли быть внесены в форму статистического учета Формы 2-ТП за 2020 г.
Оставлено также без внимания, что ООО «СГВ» не являлось заказчиком Государственной экологической экспертизы, утвержденной Приказом Росприроднадзора .../ГЭЭ от ... «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Титул 1013 «Комбинициированная установка аминовой очистки и отпарки кислых стоков (секция 3210,3310)».
Считаю необходимым отметить, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ... ... (в редакции на момент проведения проверки) установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Деятельность ООО «СГВ» к случаям, указанным в п. 2 постановления не относится. Данное обстоятельство должностным лицом Росприроднадзора, также оставлено без внимания.
Согласно нормам КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по статьям 8.46, 8.1, 8.5, ч. 2 ст. 8.4, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, составляет 1 год. Проверка нарушении требований в области охраны окружающей среды проведена ..., то есть на момент рассмотрения дела, срок привлечения к ответственности не истек.
С учетом изложенного, суд считает, что должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы проверки, установить субъект административного правонарушения и полноценно рассмотреть дело об административном правонарушении. Поэтому суд отменяет постановление должностного лица от ... и возвращает объединенное дело об административных правонарушениях на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дел об административных правонарушениях должностному лицу необходимо учесть изложенное, надлежащим образом проанализировать, материалы дела, документы, доказательства и принять законное, обоснованное и справедливое решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий-Эл и Чувашской Республике, специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов и земельного надзора Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 ... ... по статье 8.46 КоАП РФ, ... по статье 8.1 КоАП РФ, ... по статье 8.5 КоАП РФ, ... по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ, ... по части 1 статье 8.2 КоАП РФ и объединенные в одно производство, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительная группа «Волга» отменить, возвратить указанные объединённые дела на новое рассмотрение в Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора.
Жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Строительная группа «Волга» удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии.
Судья А.Ф. Хабибрахманов