Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> РД 28 июня 2021 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова У.М., при секретаре Мусаевой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ГУ ОПФР по РД и УОПФР РФ по РД в <адрес> и <адрес> к Петровой Александре Федоровне о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
ГУ ОПФР по РД и УОПФР РФ по РД в <адрес> и <адрес> обратились в суд с иском к Петровой Александре Федоровне о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, в обосновании требований указав, что Петрова Александра Федоровна в июне 2009 года обратилась с заявлением о назначении компенсационной выплаты по уходу, что она нуждается в постоянном постороннем уходе. Одновременно ФИО3 обратился в УОПФР <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении компенсационной выплаты по уходу за Петровой А.Ф., как представитель лица, осуществляющего уход, и расписался об обязательстве в случае трудоустройства лица, осуществляющего уход сообщить в УОПФР <адрес> и <адрес>. По распоряжению комиссии УОПФР <адрес> и <адрес> на основании представленных документов Петровой А.Ф. была назначена компенсационная выплата за уход в размере 1200 рублей. Согласно п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат не работающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, но производится непосредственно к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии. В декабре 2019 года в ходе проверки индивидуальных сведений по страховым взносам работающих было выявлено, что ухаживающий ФИО3 является работающей за период: с 01.08.2010г. по 19.08.2010г.; с 01.08.2012г.по 11.08.2012г.; с 01.07.2014г. по 30.06.2017г.; с 01.06.2018г. по 30.11.2019г.. Данный факт подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в связи с этим образовалась переплата компенсационной выплаты по уходу. Просят в суд взыскать с Петровой А.Ф. в пользу ГУ ОПФР по РД сумму незаконно полученной компенсационной выплаты по уходу в размере 65 961, 28 рублей.
Представитель ГУ ОПФР по РД и УОПФР РФ по РД в <адрес> и <адрес> в судебное разбирательство не явился, направив в адрес суда заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения.
Ответчик Петрова Александра Федоровна в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает частично, при этом просит применить срок исковой давности в отношении требований истца.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда (ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований ГУ ОПФР по РД и УОПФР РФ по РД в <адрес> и <адрес> к Петровой Александре Федоровне о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии.
Судом установлено, что Петрова А.Ф. является получателем пенсии по возрасту, а с ДД.ММ.ГГГГ также компенсационной выплаты в сумме 1 200 рублей по уходу, как нуждающейся в постоянном постороннем уходе.
ДД.ММ.ГГГГ Петрова А.Ф. обратилась с заявлением в УОПФР <адрес> и <адрес> об оформлении ФИО3, по уходу за ней.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 дал обязательство, в случае трудоустройства сообщить в УОПФР <адрес> и <адрес> об указанном обстоятельстве.
В ходе проверки индивидуальных сведений по страховым взносам работающих, ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что ухаживающий за ответчиком Петровой А.Ф. – ФИО3 являлся работающим с 01.08.2010г. по 19.08.2010г.; с 01.08.2012г.по 11.08.2012г.; с 01.07.2014г. по 30.06.2017г.; с 01.06.2018г. по 30.11.2019г., что следует из протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии № от 26.12.2019г., а также решения о взыскании сумм пенсии.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО3.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1455 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвали<адрес> группы, ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные компенсационные выплаты.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 3 правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий.
Таким образом, в силу прямого указания закона получателем компенсационной выплаты является именно неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нуждающимся лицом, а не само лицо, несмотря на то, что ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В соответствии с пунктом 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
В силу пункта 10 названных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Ежемесячная компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособной Петровой А.Ф. выплачивалась на основании личных заявлений последней и ФИО3 и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Из указанных заявлений следует, что ответчица Петрова А.Ф. обязалась сообщить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> в 5-дневный срок об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной компенсационной выплаты.
Ответчик не представил суду доказательств того, что он известил орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами.
Вследствие установленных судом обстоятельств образовалась переплата компенсационной выплаты в размере 65961, 28 рублей за период с с 01.08.2010г. по 19.08.2010г.; с 01.08.2012г.по 11.08.2012г.; с 01.07.2014г. по 30.06.2017г.; с 01.06.2018г. по 30.11.2019г..
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (аналогичная норма содержалась в пункте 2 статьи 25 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
По смыслу положений нормативных актов, регулирующих осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а также ответственность за неосновательное обогащение, которые являются основанием заявленных требований, взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Таким образом, денежные средства, выплаченные ответчику без законных оснований Пенсионным фондом в счет компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами в период с 01.08.2010г. по 19.08.2010г.; с 01.08.2012г.по 11.08.2012г.; с 01.07.2014г. по 30.06.2017г.; с 01.06.2018г. по 30.11.2019г., составляют неосновательное обогащение.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 ГК РФ.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 Кодекса.
Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) - утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указал, что в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
Взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Учитывая, что в силу закона получателем компенсационной выплаты является ФИО3, однако данные средства ему ответчиком, к пенсии которого указанная выплата производилась, не передавались, обязанность по возврату неосновательного обогащения должна быть возложена на ответчика.
В ходе судебного разбирательства судом исследовано заявление ответчика о применении к возникшим правоотношениям срока исковой давности.
В соответствии со ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 3 Положения о пенсионном фонде утвержденного постановлением Верховного совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Пенсионный фонд обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР РФ, контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов.
Учитывая особенность правового положения истца являющегося финансово-кредитным учреждением, образованным в целях управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, принимая во внимание положения ст.200 ГК РФ, суд считает что срок исковой давности по требованию о взыскании компенсационной выплаты до ДД.ММ.ГГГГ истек, так как в данном случае Пенсионный фонд должен был узнать о нарушении своего права, ввиду того, что он наделен полномочиями по проверке документов послуживших основанием для назначения компенсационных выплат.
Учитывая, что выплата пенсии производится ежемесячно, то неосновательное обогащение возникает с момента получения ответчиком каждой выплаты, соответственно право на возврат пенсии возникает у Пенсионного фонда после каждого платежа с которого начинает течь срок исковой давности.
Таким образом, требования ГУ ОПФР по РД о взыскании с ответчика Петровой А.Ф. неосновательного обогащения, выплаченного до ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению, в связи с истечением срока исковой давности.
Следовательно, с ответчика Петровой А.Ф. подлежит взысканию за период переплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 600 рублей.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Пенсионный фонд РФ, осуществляющий управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий и пособий, при обращении в суд с настоящим исковым заявлением, по существу, наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, в связи с чем в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему иску.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и п.1 ч.1 ст.333.19 НК с ответчика Петровой А.Ф. следует взыскать государственную пошлину в размере 848 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ГУ ОПФР по РД и УОПФР РФ по РД в <адрес> и <адрес> к Петровой Александре Федоровне о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, – удовлетворить частично.
Взыскать с Петровой Александры Федоровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: РД, <адрес>, в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумму излишне полученной пенсии в размере 21 600 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Петровой Александры Федоровны государственную пошлину в доход государства в размере 848 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД, через Кизлярский городской суд РД в течении месяца с момента его оглашения.
Судья У.М. Магомедов