Дело № 2 – 213/2023
УИД 33RS0010-01-2023-000223-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 апреля 2023 года город Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Антипенко Р.П.
при секретаре судебного заседания Кучиновой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области к Бондарь Марии Владимировне об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях дальнейшей продажи с публичных торгов, указании способа определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах в размере кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Министерство) обратилось с иском к Бондарь М.В. об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 520053 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, указании способа определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах в размере кадастровой стоимости.
В обоснование заявления указано, что ответчик является собственником вышеуказанного земельного участка, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (далее - Управление Россельхознадзора по Владимирской области) в ходе проверок установлено зарастание земельного участка по всей площади многолетней сорной и единичной древесно-кустарниковой растительностью, в связи с чем земельный участок не был приведен в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства и не был введен в сельскохозяйственный оборот. По результатам проверок ответчику неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений земельного законодательства в установленные сроки. Поскольку предписания ответчиком не исполнялись, а также ответчик неоднократно привлекалась к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, истец вынужден обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель истца в письменном ходатайстве просил суд провести заседание без его участия, поддержав заявленные требования.
Ответчик Бондарь М.В. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в суд не явилась, в телефонограмме просила отложить заседание на другую дату.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области) о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил суд провести заседание без его участия, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Третье лицо Управление Россельхознадзора по Владимирской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своих представителей и письменных возражений в суд не направило.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена заблаговременно на интернет-сайте Киржачского районного суда Владимирской области.
Суд определил в отсутствие участвующих в деле лиц и их представителей на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), отказав ответчику в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку доказательства наличия уважительных причин суду не представлены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Таким образом, в силу прямого указания закона собственник земельного участка обязан использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101- ФЗ) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника по решению суда в случае, если: в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет.
Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 101- ФЗ).
На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона № 101- ФЗ В случае неустранения правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания:
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов (п. 5 ст. 6 Федерального закона № 101- ФЗ).
Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона № 101- ФЗ начальной ценой изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.
Способ определения начальной цены изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для проведения публичных торгов указывается в решении суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и о его продаже с публичных торгов.
Из вышеприведенных норм закона следует, что основаниями для принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника являются неиспользование в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора неиспользования земельного участка по целевому назначению и неустранение собственником земельного участка фактов неиспользования земельного участка по целевому назначению после назначения ему административного наказания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются: наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;
При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка:
а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы - на земельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключением садоводства);
б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами и уборке их урожая - на земельном участке, предназначенном для садоводства или выращивания многолетних насаждений;
в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных - на земельном участке, предназначенном для животноводства;
г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещению ульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукции пчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, - на земельном участке, предназначенном для пчеловодства;
д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев, сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработке почвы - на земельном участке, предназначенном для питомников;
е) работы, предусмотренные подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, - на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства или для научного обеспечения сельского хозяйства.
Министерство является правопреемником Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области и комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области (п. 1.2. Положения о Министерстве, Приложение к Указу Губернатора области №250 от 08.12.2022 года) (л.д.52-61).
Министерство является органом исполнительной власти Владимирской области, наделенным полномочиями по направлению в суд заявления о принудительном изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и продаже их с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием (п. 3.21.3. Положения о Министерстве, Приложение к Указу Губернатора области №250 от 08.12.2022 года).
Распоряжением Губернатора Владимирской области № 14-ргк от 25.01.2023 года Министром имущественных и земельных отношений Владимирской области назначен Горланов В.Л. (л.д.62).
Из материалов дела следует, что Бондарь Марии Владимировне (СНИЛС №) на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования площадью 519230 +/- 6305 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 10.02.2023 года (далее –Земельный участок). Право собственности зарегистрировано 11.07.2007 года. (л.д.91-105).
Постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области № от 09.11.2022 года утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2022 года, которым также установлена кадастровая стоимость Земельного участка в размере 1 107 712,89 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.50-51,66).
Актом проверки Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 27.06.2017 года установлено, что Земельный участок зарастает сорной и древесно-кустарниковой растительностью, что является нарушением пп. 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ и свидетельствует о невыполнении Бондарь М.В. обязательных мероприятий по защите принадлежащих ей земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью (л.д.63-65).
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской <адрес> выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 27.06.2017 года, которым Бондарь М.В. предписано до 19.02.2018 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.67).
По результатам рассмотрения протокола № от 13.08.2017 года и материалов административного дела, постановлением зам.начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области № от 18.10.2017 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Постановление вступило в законную силу 15.12.2017 года (л.д. 68,69-70).
Актом проверки Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 27.02.2018 года установлено, что Бондарь М.В. не выполнила предписание№ от 27.06.2017 года. Так, Земельный участок не очищен от многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности (л.д.72-74).
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 27.02.2018 года, которым Бондарь М.В. предписано до 07.11.2018 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.79).
По результатам рассмотрения протокола № от 12.04.2018 года и материалов административного дела, постановлением мирового суди судебного участка № 417 района Арбат г.Москвы от 07.05.2018 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. Постановление вступило в законную силу 19.11.2019 года (л.д. 80,81-82).
Актом проверки Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 16.11.2018 года установлено, что Бондарь М.В. не выполнила предписание № от 27.02.2018 года. Так, Земельный участок не очищен от многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности (л.д.83-86).
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 16.11.2018 года, которым Бондарь М.В. предписано до 22.07.2019 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.79).
По результатам рассмотрения протокола № от 18.12.2018 года и материалов административного дела, постановлением мирового суди судебного участка № 417 района Арбат г.Москвы от 30.01.2019 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 89-90).
Управлением Россельхознадзора по Владимирской области по результатам проверки установлено, что Бондарь М.В. не выполнила предписание № от 16.11.2018 года в срок до 22.07.2019 года. Так, Земельный участок не очищен от многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности, а именно: вся площадь Земельного участка покрыта «подушкой» из сухостоя многолетней сорной растительности разного видового состава вегетационного периода 2018 года, над которой возвышается сорная растительность (пижма, полынь, вейник и др.), а также единичная древесно-кустарниковая растительность (молодая поросль сосны, высотой 50-70 см и др.). Северо-восточная часть участка, на площади примерно 5 га густо заросла древесно-кустарниковой растительностью, высотой более 3м (береза, ель, сосна и др.). Земельный участок не введен в сельхозоборот, что подтверждается актом поверки от 26.07.2019 года с приложенными документами (л.д.10-12,87-88).
Старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 26.07.2019 года, которым Бондарь М.В. предписано до 29.01.2020 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.13).
По результатам рассмотрения протокола № от 19.09.2019 года и материалов административного дела, постановлением мирового суди судебного участка № 417 района Арбат г.Москвы от 21.10.2019 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. Постановление вступило в законную силу 19.11.2019 года (л.д. 14,15-16).
Управлением Россельхознадзора по Владимирской области по результатам проверки установлено, что Бондарь М.В. не выполнила предписание № от 26.07.2019 года в срок до 29.01.2020 года. Так, Земельный участок не очищен от многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности, а именно: вся площадь Земельного участка покрыта подушкой из сухостоя многолетней сорной растительности разного видового состава вегетационного периода 2018 года, над которой возвышается сорная растительность (пижма, полынь, вейник и др.), а также единичная древесно-кустарниковая растительность (молодая поросль сосны, высотой 50-70 см и др.). Северо-восточная часть участка, на площади примерно 5 га густо заросла древесно-кустарниковой растительностью, высотой более 3м (береза, ель, сосна и др.). Земельный участок не приведен в состояния пригодное для сельскохозяйственного производства, а именно: не очищен от сорной и древесно-кустарниковой растительности. Земельный участок не введен в сельхозоборот, что подтверждается актом поверки от 06.02.2020 года с приложенными документами (л.д.17-19).
Старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 06.02.2020 года, которым Бондарь М.В. предписано до 16.09.2020 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.20).
По результатам рассмотрения протокола № от 19.03.2020 года и материалов административного дела, постановлением мирового суди судебного участка № 417 района Арбат г.Москвы от 29.04.2020 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 21, 22-23).
Управлением Россельхознадзора по Владимирской области по результатам проверки установлено, что Бондарь М.В. не выполнила предписание № от 06.02.2020 года. Так, Земельный участок не очищен от многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности, а именно: в юго-западной части участка на площади примерно 4,0 га проведена вспашка, на остальной части Земельного участка, примерно 48,0 га возвышается многолетняя сорная растительность разного видового состава (пижма, вейник, люпин и др.), а также древесно-кустарниковая растительность, растущая единично и очагами (молодая поросль березы, сосны, высотой 50-70 см и др.). Северо-восточная часть участка, на площади примерно 5 га густо заросла древесно-кустарниковой растительностью, высотой более 3м (береза, ель, сосна и др.). Земельный участок не введен в сельхозоборот, что подтверждается актом поверки от 21.09.2020 года с приложенными документами (л.д.24-26)
Старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 21.09.2020 года, которым Бондарь М.В. предписано до 07.06.2021 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.27).
По результатам рассмотрения протокола № от 28.10.2020 года и материалов административного дела, постановлением и.о. мирового суди судебного участка № 417 района Арбат г.Москвы от 27.11.2020 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 28, 29-30).
Управлением Россельхознадзора по Владимирской области по результатам проверки установлено, что Бондарь М.В. не выполнила предписание № от 21.09.2020 года. Так, Земельный участок по всей площади покрыт «подушкой» из сухостоя вызрешей многолетней сорной растительности вегетационного периода 2020 года, над которой так же возвышается сухостой сорной растительности разного видового состава (лебеда, пижма обыкновенная и др.) и сорная растительность вегетационного периода 2021 года (одуванчик, люпин многолистный, осот полевой и др.), а также древесно-кустарниковая растительность, растущая единично и очагами (молодая поросль березы, ольха, ивняк и др.). Северо-восточная часть участка, на площади примерно 5 га густо заросла древесно-кустарниковой растительностью, высотой более 3м (береза, ель, сосна и др.), в юго-западной части участка на площади примерно 4,0 га видны следы вспашки весенне-летнего периода 2020 года. Земельный участок не введен в сельхозоборот, что подтверждается актом поверки от 16.06.2021 года с приложенными документами (л.д.31-34).
Старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 16.06.2021 года, которым Бондарь М.В. предписано до 03.02.2022 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.35-36).
По результатам рассмотрения протокола № от 22.07.2021 года и материалов административного дела, постановлением мирового суди судебного участка № 417 района Арбат г.Москвы от 23.08.2021 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 37-38).
Управлением Россельхознадзора по Владимирской области по результатам проверки установлено, что Бондарь М.В. не выполнила предписание № от 16.06.2021 года. Так, Земельный участок по всей площади покрыт снежным покровом высотой более 70 см. Над снежным покровом единично возвышается сухостой сорной растительности разного видового состава (пижма обыкновенная, осот полевой и др.), а также древесно-кустарниковая растительность, растущая единично и очагами ( ольха, ивняк и др.). Северная часть участка, на площади примерно 5 га густо заросла древесно-кустарниковой растительностью, высотой более 3м (ель, сосна, береза и др.). Земельный участок не введен в сельхозоборот, что подтверждается протоколом осмотра от 04.02.2022 года и актом поверки от 15.02.2022 года с приложенными документами (л.д.39-45).
Старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управлением Россельхознадзора по Владимирской области выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 15.02.2022 года, которым Бондарь М.В. предписано до 27.10.2022 года очистить Земельный участок от сорной и древесно-кустарниковой растительности и ввести Земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д.46).
По результатам рассмотрения протокола № от 23.03.2022 года и материалов административного дела, постановлением мирового суди судебного участка № 417 района Арбат г.Москвы от 25.04.2022 года Бондарь М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст.19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 37-49).
При установлении фактических обстоятельств дела представленные доказательства оценены судом с учетом их взаимной связи, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 67 ГПК РФ.
Неиспользование ответчиком Земельного участка по целевому назначению впервые выявлено 27.06.2017 года.
Таким образом, в результате проведенных Управлением Россельхознадзора по Владимирской области проверочных мероприятий выявлен факт неиспользования ответчиком указанного в иске Земельного участка по целевому назначению более трех лет.
Выявленные нарушения в использовании спорного Земельного участка после привлечения Бондарь М.В. к административной ответственности ответчиком устранены не были.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленные вышеуказанными нормами права основания для изъятия у ответчика Земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях дальнейшей продажи с публичных торгов имеются.
То обстоятельство, что в юго-западной части Земельного участка в 2020 году на площади примерно 4,0 га была проведена вспашка, выводы суда не опровергает и не свидетельствует об устранении выявленных нарушений и введении Земельного участка в сельхозоборот, что подтверждается результатами проведенных Управлением Россельхознадзора по Владимирской области проверочных мероприятий при обследовании Земельного участка в 2021 и 2022 году.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Владимирской области, утверждены Постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области № от 09.11.2022 года по состоянию на 01.01.2022 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.02.2023 года, кадастровая стоимость Земельного участка составила 1 107 712,89 руб., что не оспаривалось ответчиком.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка утверждена, суд устанавливает начальную цену изъятого Земельного участка на публичных торгах исходя из кадастровой стоимости Земельного участка.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст.103 ГПК РФ, имеются основания для взыскания с ответчика в бюджет Муниципального образования Киржачский район Владимирской области государственной пошлины в размере 300 руб., согласно ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области (ИНН 3329013633, ОГРН 1023303357472) к Бондарь Марии Владимировне (СНИЛС №) удовлетворить.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования площадью 519230 +/- 6305 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, изъять у Бондарь Марии Владимировны (СНИЛС №) путем продажи с публичных торгов.
Установить начальную продажную цену земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, для иных видов сельскохозяйственного использования площадью 519230 +/- 6305 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его кадастровой стоимости 1 107 712 (один миллион сто семь тысяч семьсот двенадцать) рублей 89 копеек.
Взыскать с Бондарь Марии Владимировны (СНИЛС №) в бюджет Муниципального образования Киржачский район государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Р.П.Антипенко