Дело УИД № 37RS0019-01-2023-000968-31
2-898/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.
при секретаре Курдяевой А.А.,
с участием:
заместителя прокурора Советского района г. Иваново – Торговой А.Н.,
представителя ответчика Поздняковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства Администрации г. Иваново об устранении нарушений законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Советского района г. Иваново обратился в суд с иском к Управлению благоустройства Администрации г. Иваново об обязании выполнить ремонтные работы. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района г. Иваново по поручению прокуратуры Ивановской области с привлечением сотрудников ЦНПБДД ГИБДД УМВД России по Ивановской области проведена проверка организации безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на протяжении всей улицы Сарментовой отсутствуют обустроенные тротуары и пешеходные дорожки. Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Иваново, ул. Сарментовой относится к автомобильной дороге 3 класса 2 категории. Проезжая часть имеет асфальтобетонное покрытие с отсутствием тротуаров и пешеходных дорожек. В соответствии с требованиями п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары следует устраивать в пределах населённых пунктов на автомобильных дорогах 1-3 категорий,1-4 и 5 категорий с твердым покрытием. Согласно п.4.2.1 Решения Ивановской Городской Думы от 27.06.2012 №448 «Об утверждении Правил благоустройства города Иваново», работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают, в том числе, восстановление и замену покрытий дорог, проездов, тротуаров и их конструктивных элементов по мере необходимости. На названном участке дороги ежедневно осуществляется движение транспортных средств. Ненадлежащая организация безопасности дорожного движения на ул. Сарментовой г. Иваново создает возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП). Таким образом, нарушение законодательства о безопасности дорожного движения на ул. Сарментовой г.Иваново создает угрозу жизни и здоровья граждан. Выполнение мероприятий по ремонту дорожного полотна в пределах городского округа Иваново входит в компетенцию Управления благоустройства Администрации г. Иваново. По основаниям, изложенным в иске, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, п.п. 5,25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. ст. 6, 12, 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 2.2, 2.2.2 Правил благоустройства г. Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 448, прокурор просит обязать Управление благоустройства Администрации г. Иваново в срок до 30.10.2023 устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на ул. Сарментовой г. Иваново, обустроить надлежащим образом тротуары т пешеходные дорожки на ул.Сарментовой г. Иваново.
Представитель истца Торгова А.Н в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить. В связи с представлением муниципального контракта от 12.07.2023 не возражала относительно установления срока исполнения решения до 25.12.2023.
Представитель Управления благоустройства Администрации г. Иваново Позднякова О.В. в обоснование возражений представила муниципальный контракт от 12.07.2023, согласно которого срок выполнения работ установлен до 25.12.2023, срок приемки 01.04.2024. Контракт заключен во исполненине представления прокуратуры. Приложением к контракту является проектно-сметная документация, согласно которой предметом контракта является также обустройство тротуаров и пешеходных дорожек. Просила установить срок исполнения решения до 01.04.2024, поскольку до указанной даты должна быть закончена приемка работ. Установленный в контракте срок исполнения работ до 25.12.2023 сам по себе не свидетельствует о том, что к этому сроку работы будут выполнены в полном объеме и надлежащего качества.
Представитель третьего лица ЦНПБДД ГИБДД УМВД России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в праве обратиться в суд с заявлением о защите прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое значение.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Иваново по поручению прокуратуры Ивановской области с привлечением сотрудников ЦНПБДД ГИБДД УМВД России по Ивановской области проведена проверка организации безопасности дорожного движения на территории г. Иваново.
Из материалов проверки следует, что в реестре муниципального имущества Администрации г. Иваново числятся автомобильная дорога по ул. Сарментовой.
В соответствии с п.п. 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Частью 1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным и введенным в действие приказом агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Пунктами 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В ходе проверки установлены нарушения вышеуказанных норм: на протяжении всей улицы Сарментовой – отсутствуют обустроенные тротуары и пешеходные дорожки.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Иваново, ул. Сарментовой относится к автомобильной дороге 3 класса 2 категории. Проезжая часть имеет асфальтобетонное покрытие с отсутствием тротуаров и пешеходных дорожек.
В соответствии с п.п. 2.2, 2.2.2 Правил благоустройства г. Иваново, утвержденных Решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 448, благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих: благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.д.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Устава к вопросам местного значения города Иванова относится дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в грантах города Иванова, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 49 Устава Администрация города Иванова обладает полномочиями по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иванова и обеспечивает безопасность дорожного движения на них включая создание и обеспечение функционирование парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Иваново, а также осуществляют иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Ивановской городской Думы от 31.05.2006 № 150 «Об утверждении Положения об Управлении благоустройства администрации города Иванова», основными задачами функциями Управления являются: осуществление закупок на оказание услуг, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности города Иванова; осуществление функций муниципального заказчика на работы и услуги по благоустройству, предусмотренные действующим законодательством; организация и обеспечение реализации полномочий Администрации порода Иванова по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа; обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами по вопросам безопасности дорожного движения, рассмотрение предписаний контролирующих органов по вопросам ненадлежащего состояния автомобильных дорог местного значения; осуществление представительства Управления в судебных органах по искам, связанным с деятельностью Управления.
Таким образом, выполнение мероприятий по ремонту дорожного полотна в пределах городского округа Иваново входит в компетенцию Управления благоустройства Администрации г. Иваново.
Результаты проведенной проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии дороги на улице Сарментовой города Иваново и ненадлежащем исполнении Управлением благоустройства Администрации г. Иваново требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Советского района г. Иваново об обязании Управления благоустройства Администрации г. Иваново устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на ул. Сарментовой г. Иваново: обустроить надлежащим образом тротуары и пешеходные дорожки на ул.Сарментовой г. Иваново подлежат удовлетворению.
Что касается срока исполнения решения, суд приходит к следующему.
12.07.2023 между Управлением благоустройства Администрации г. Иваново и ООО «Союз Автодор» заключен муниципальной контракт на выполнение работ по ремонту автомобильные дорог общего пользования местного значения городского округа Иваново улица Сарментовой в целях реализации мероприятия «Финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (л.д.27-39).
Согласно п. 4.1 контракта срок его исполнения 25.12.2023.
Согласно п. 5.10. контракта датой исполнения Подрядчиком обязательств по выполнению работ, исполнения контракта является дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком в соответствие с ч.13 ст.94 Закона о контрактной системе.
Согласно п.9.1. контракта срок действия установлен до 01.04.2023.
Таким образом, окончательная приемка работ будет производиться после 25.12.2023 в срок до 01.04.2024 и будет возможна только при установлении факта выполнения работ надлежащего качества.
Таким образом, установление срока исполнения решения суда до 25.12.2023 не отвечает ни требованиям Закона о безопасности дорожного движения, ни требованиям Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку к указанному времени документация по приемке не будет готова, в связи с чем будет отсутствовать возможность проверить исполнение решения суда.
С учетом необходимого объема выполнения работ, суд считает необходимым установить срок для совершения указанных действий до 01.04.2023.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Советского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению благоустройства Администрации г. Иваново об обязании выполнить ремонтные работы удовлетворить.
Обязать Управление благоустройства Администрации г. Иваново в срок до 01 апреля 2024 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на ул. Сарментовой в г. Иваново: обустроить надлежащим образом тротуары и пешеходные дорожки на ул.Сарментовой в г. Иваново.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Маракасова
В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2023 года.