Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-7133/2024 от 02.05.2024

Судья: Ананьева Е.В.                                           гр. дело № 33-7133/2024

(дело № 2-3/20234

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2024 года                                                                                 г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.

судей Евдокименко А.А., Куршевой Н.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гинеатулиным Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байлукашевой Ф.С. к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о защите прав потребителя, вытекающих из договора поставки газа и по встречному иску ООО «Газпром межрегионгаз Самара к Байлукашевой Ф.С. о взыскании задолженности за безучетное потребление газа, по апелляционной жалобе Байлукашевой Фатимы Самаргалиевны на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 7 февраля 2024 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Байлукашевой Ф.С. к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о защите прав потребителя, вытекающих из договора поставки газа отказать.

Встречные исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Самара к Байлукашевой Ф.С. о взыскании задолженности за безучетное потребление газа удовлетворить.

Взыскать с Байлукашевой Ф.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт ) в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ОГРН ) задолженность за безучетное потребление газа за период с 24.08.2022г. по 24.11.2022г. в размере 530 972 руб., 51 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 8 509 руб. 73 коп.

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А.

УСТАНОВИЛА:

Байлукашева Ф.С. обратилась в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о защите прав потребителя, вытекающих из договора поставки газа, указав, что проживает по адресу: <адрес>. Поставку газа для бытовых нужд осуществляет ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» по договору от 26.10.2020г. Учёт потребления газа осуществлялся с помощью , заводской номер , дата поверки 26.02.2020г., срок поверки 10 лет, дата установки в день заключения договора 26.10.2020г., пломба в месте присоединения ПУ (на контргайках) .

24.11.2022г. сотрудник ответчика Кудрявцева, провела проверку ПУ и ставила соответствующий Акт об отсутствии нарушения пломб. Выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта, вмешательство в работу счётного механизма, нарушение целостности счётного механизма.

06.12.2022г. произведена замена прибора учета, однако, 13.03.2023г. ответчик направил истцу Претензию и расчёт о начислении долга за несанкционированное потребление газа в сумме 530972 рубля 51 копейка. Не согласившись с указанным доначислением, в том числе по мотиву исправности ПУ, Потребитель обратился в специализированную организацию для исследования ПУ на предмет возможного вмешательств в счётный механизм ПУ.

Согласно заключению АНО «Центр строительных экспертиз» от 24.05.2023г. следов вмешательства в работу ПУ не имеется, вмешательство в работу ПУ через зазор между корпусом и крышкой ПУ – невозможно.

Указанное заключение предоставлено Потребителем Поставщику 29.05.2023г вместе с заявлением об устранении незаконного начисления долга.

Байлукашева Ф.С. не согласна с порядком расчёта задолженности по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Считает, что подлежат применению Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549. Также незаконным является Расчёт экономического ущерба, причинённого несанкционированным подключением в работу прибора учёта газа приложенный к Претензии от 13.03.2023г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Байлукашева Ф.С. просила суд признать необоснованным доначисление ответчиком задолженности по лицевому счёту № в сумме 530 972 руб. 51 коп., и исключить из указанного лицевого счёта задолженность в сумме 530972 руб. 51 коп.

Взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в ее пользу штраф в размере 50% от необоснованно начисленной суммы 265 486 руб. 25 коп.; понесённые расходы на проверку ПУ в размере 12100 руб.; компенсацию морального вреда в 30000 руб. Судебные расходы распределить согласно ГПК РФ.

ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратился в суд со встречным иском к Байлукашевой Ф.С. о взыскании задолженности за безучетное потребление газа в домовладении, по адресу: <адрес>, д., по договору поставки природного газа № .

По результатам обследования системы газоснабжения домовладения по адресу<адрес>, составлен акт проверки системы газоснабжения от 24.12.2022, подписанный Байлукашевой Ф.С. без замечаний.

24.12.2022 в ходе проверки газового оборудования по указанному адресу сотрудниками Общества выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа марки , заводской номер , 2020 года выпуска, нарушение целостности счетного механизма. Процесс проверки зафиксирован фото и видеосъёмкой.

В связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа, за период с 24.08.2022 по 24.11.2022 начисления за газ по лицевому счету произведены в соответствии с утвержденными нормативами потребления газа за 3 месяца с применением повышающего коэффициента 10, что составило 530 972,51 руб.

Расчет с применением повышенного коэффициента направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путем предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей, применение повышающего коэффициента при расчете представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг воздержаться от несанкционированного подключения и вмешательства в работу приборов учета.

Применяемые при расчете тарифы утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Самарской области".

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» просил взыскать с Байлукашевой Ф.С. в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» задолженность за безучетное потребление газа за период с 24.08.2022 по 24.11.2022 г. в размере 530 972 руб. 51 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 8509 руб. 73 коп.

Определением Кинель-Черкасского районного суда от 13.09.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования привлечено ООО «Раско Газэлектроника».

Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просит проверить Байлукашева Ф.С., полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности применён неверный порядок расчета, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.05. № 354, полагая, что указанное Постановление не подлежит применению к спорным правоотношениям.

В материалах дела противоречивые доказательства, которые не подтверждают, что потребитель мог произвести замену деталей в приборе учета газа. Не устранены противоречия в показаниях эксперта, проводившего судебную экспертизу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 13.06.2024 Байлукашева Ф.С. и ее представитель поддержали доводы жалобы, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Самара» возражал против удовлетворения жалобы.

В судебное заседание после перерыва 20.06.2024 поступило ходатайство ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в дополнение указано о правильном размере задолженности.

Представитель Байлукашевой Ф.С. направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии Байлукашевой Ф.С. и ее представителя.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате рассмотрения настоящего дела.

На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из положений ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного ч. 3 ст. 169 данного кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через соединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательства.

Согласно ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учёта энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу положений ст. 25 Федерального Закона Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В целях регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг, Правилами № 354 определены такие понятия, как «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно п. 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 17 Правил № 354 Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", - до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Раздел VII Правил N 354 определяет порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.

Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В подпунктах "г", "д" пункта 34 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку и обеспечивать проведение проверок приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.

В силу пунктов 81(1) и 81(13) Правил N 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу; при проведении исполнителем, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежит, в том числе целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора, наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; нарушение таких показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета; при обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета; если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги; такой перерасчет производится за период не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя.

Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила поставки газа).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил поставки газа абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей проверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.

Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета (подпункт "а" пункта 82 Правил N 354).

Как установлено пунктом 24 Правил поставки газа, при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю проверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной проверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25).

Правилами поставки газа случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учета прямо не урегулированы, поэтому в данном случае подлежат применению Правила N 354.

В соответствии с п.81(11) Правил №354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

В соответствии с пунктом 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков проверки; в) механического повреждения прибора учета; д) истечения межповерочного интервала проверки приборов учета.

Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что Байлукашева Ф.С. являлся собственником жилого дома и земельного участка, по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Установлено, что между ООО «Газпром мержегионгаз Самра» и Байлукашевой Ф.С. заключен договор газоснабжения от 26.10.2020г. № , согласно которому ООО «Газпром межрегионгаз Самара» производит поставку природного сетевого газа Байлукашевой Ф.С. Приложением N 1 к указанному договору установлены расчетные параметры, используемые при проведении расчетов за газ, с определением вида и количества газопотребляющего оборудования – двух газовых плит и двух котлов, площадей отапливаемых жилого помещения 295,8 кв.м. и Бани площадью 14,007 кв.м.

Байлукашева Ф.С. использует поставляемый ООО «Газпром межрегионгаз Самра» газ через систему газоснабжения домовладения по вышеуказанному адресу, прибор учета газа , заводской номер .

24.11.2022 сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» проведено обследование системы газоснабжения домовладения по вышеуказанному адресу. В ходе проверки выявлено «несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газосчетного механизма, нарушение целостности счетного механизма», что подтверждается актом проверок системы газоснабжения от 24.11.2022 и подтверждаются видеофиксацией проводимой проверки. Указанный акт подписан Байлукашевой Ф.С. без замечаний.

06.12.2022 г. Байлукашева Ф.С. счётчик заменила, что подтверждается актом на замену от 06.12.2022г.

В связи с установлением неисправности прибора учета газа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ответчиком произведены начисления в соответствии с утвержденными нормативами потребления газа за 3 месяца с применением повышающего коэффициента 10, перерасчет стоимости потребленного истцом газа за период с 24.08.2022г. по 24.11.2022г. составил 530 972 руб.51 коп.

Из материалов дела следует, что согласно заключению специалиста Автономная некоммерческая организация «Центр строительных экспертиз» от 24.05.2023г., выполненного на основании договора с Байлукашевой Ф.С., в рамках досудебного урегулирования спора, «следов вмешательства в прибор учета газа (ВК –G, заводской №06714805, года выпуска 2020) не имеется. Осуществить вмешательство в счётный механизм, через зазор между крышкой счетного механизма и корпусом счетчика (без модификации счётчика), невозможно.

Вместе с тем, согласно заключению ООО МЭЦ «Стандарт оценка» от 12.01.2024г. №2-757, выполненному экспертом Хохловым П.И, на основании Определением суда от 08.11.2023, на корпусе прибора учета счетчика газа BK-G4, №, 2020 года изготовления контрольно-защитные наклейки (КЗН) №: , , , , , , , установленные поставщиком вовремя проверки 24.11.2022 в ходе осмотра не выявлены.

Прибор учета имеет неисправное состояние п. 13 ГОСТ 27.102-2021. Выявленный дефект п.38 ГОСТ 15467-79 объекта экспертного исследования п.43 ГОСТ 15467-79 является критическим дефектом, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

Согласно п.5 ГОСТ 27.102- 2021 выявленные дефекты не соответствуют надежности объекта экспертного исследования. Прибор учета имеет погрешность «Протокол поверки , № от 21.12.2023». Прибор учета не обеспечивает учет расхода газа во всем диапазоне. Свинцовая пломба, установленная на прибор учета имеет следообразование в виде спаивания головки цилиндра. Оттиск на верхней и нижней части свинцовой пломбы соответствует образцу госповерителя ФБУ «Нижегородский ЦСМ». Оттиск верхней части свинцовой пломбы не имеет деформации. Оттиск свинцовой пломбы, расположенный на нижней части, не имеет деформацию, однако внешней периметр окружности имеет деформацию стенок. Целостность корпуса не нарушена. На корпусе прибора учета наружной стороны механические повреждения, сколы, спилы, следы клеящих веществ, смесей отсутствуют. Механические повреждения, сколы, спилы, царапины, следы клеящих веществ или смесей не выявлены в ходе проведения осмотра.

При исследовании установлено, что присутствует замена: корпусной части отсчетного механизма; узла в сборе отсчетного механизма.

При натурном осмотре и исследовании счетчика газового и производных объектов, расположенных в материалах гражданского дела установлено, что присутствует факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. При воздействии постоянным магнитным полем, создаваемым неодимовым магнитом с рым ботом (Вг <1,14Тл) в разных точках на корпусе при пропускании через прибор учета поток воздуха со значением расхода, установлено, что счетный механизм и внутренние подвижные узлы производят работу устойчиво, без заедания. Показания счетного устройства равномерно увеличивается. Расчет экономического ущерба, причиненного несанкционированным вмешательством в работу прибора учета газа, составляет 531 002 руб. 312 коп.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства эксперт Хохлов П.И., пояснил, что при проверке объекта экспертного исследования по нижнему диапазону установлено, что вращение отсчетного механизма и как следствие учет создаваемого расхода не происходит.

Объект не обеспечивает учет расхода во всем диапазоне, в частности при создаваемом малом расходе, установлено, что присутствует погрешность. На основании проведенной проверки выдан «Протокол поверки от 21.12.2023г.».

Таким образом, объект экспертного исследования имеет неисправное состояние и не соответствует заявленному производителем качеству продукции.

Выявленный дефект является критическим дефектом, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. Свинцовая пломба, изготовленная в заводских условиях, имеет способ изготовления литьё под давлением в пресс форме тем самым структура монолитная и однородная в данном случае свинцовая пломба, установленная на счетчике газа диафрагменном имеет отличительные признаки, подтверждающие несанкционированное действие.

При исследовании корпусной части отсчетного механизма установлено, что корпусная часть изготовлена в 2013. Отсутствует дополнительная антивандальная защелка. С 2016 года на данном типе изделия применяются корпусные части счетного механизма нового типа, с антивандальными защелками предотвращающие и сигнализирующие о несанкционированном вскрытии корпусной части отсчетного механизма. Также установлено, что узел с отсчетом, установленный на данный счетчик, имеет дату изготовления «06.07.2020г.», то есть узел установлен после выпуска изделия и поверки изделия госповерителем.

При установке плоского длинного предмета происходит смещение отсчетного механизма роликов на одну сторону и как следствие остановка отсчета при созданном расходе газа. В конструктивном заводском исполнении и не производимых видоизменениях при созданных действиях остановка счетного механизма не представляется возможным из-за конструктивных особенностей.

В конструкции счетчиков серии BK-G(T), серийно выпускавшихся ООО «Эльстер электроника», применялась специальная крышка отсчетного механизма, обладающая свойством фиксации от внешних механических вмешательств. При ее использовании невозможен доступ к элементам счетного механизма без нарушения целостности крышки.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о несанкционированном вмешательстве, в работу счетного механизма. Установить, кто и когда произвел замену деталей на данном газовом счетчике, не представляется возможным. Влияние магнитного поля на работоспособность объекта не выявлено.

Судебная коллегия принимает экспертное заключение ООО МЭЦ «Стандарт оценка» в качестве достоверного, допустимого и относимого к предмету спора, доказательства. Экспертное заключение основано на полном и объективном исследовании предмета экспертизы, выводы, к которым эксперт пришел в ходе проведения экспертизы, экспертом обоснованы, даны полные ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Экспертное заключение составлено в соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Следовательно, у судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности представленного заключения.

Заключение специалиста Автономная некоммерческая организация «Центр строительных экспертиз» от 24.05.2023г. не может быть принято в качестве доказательства, бесспорно опровергающего выводы судебной экспертизы, поскольку судебный эксперт провел более тщательное исследование, и пришел к выводу о наличии несанкционированного вмешательства в прибор учета.

Из ответа ООО «Раско Газэектроника» - представителя завода изготовителя приборов учета газа марки BK-G(Т), серийно выпускавшихся ООО «Эльстер Газэлектроника», адресованного ООО «Газпром межрегионгаз Самара» от 19.09.2023г. следует, что к данными приборам учета газа применялась специальная крышка отсчетного механизма, обладающая свойством фиксации внешних механических вмешательств. При ее использовании не возможен доступ к элементам счетного механизма без нарушения целостности крышки. В случае попытки демонтажа крышки (с нарушением или без нарушения установленных пломб) происходит откалывание части материала, появляются видимые трещины. При выпуске с производства крышка счётного механизма плотно прилегает к корпусу прибора с небольшим зазором, не допускается люфт и внешние повреждения. Данные параметры контролировались службой ОТК предприятия перед упаковкой прибора. При выявлении нарушений, счётчик газа марки ВК нельзя допускать к эксплуатации в связи с внесением изменений в заводскую конструкцию.

Суд первой инстанции, оценив в совокупности доказательства, пришел к обоснованному выводу об установлении факта несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учета газа, соответственно прибор учета газа является неисправным; не может быть использован для учета потребленного газа.

На ответчике, как на собственнике и пользователе жилого помещения лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средства измерения - счетчика газа, ответчик о неисправности прибора учета, поставщика газа не уведомлял, нарушение прибора учета было установлено в ходе проверки.

Доводы ответчика и представителя, а также доводы в апелляционной жалобе о недоказанности вмешательства в прибор учета газа со стороны ответчика, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу указанных норм материального права, именно собственник прибора учета потребления коммунального ресурса несет ответственность за его сохранность и надлежащее техническое состояние.

При этом, судебная коллегия полагает правомерными выводы суда первой инстанции о правильном начислении долга за потребленный газ, в соответствии с п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), согласно которому в случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерном применении Постановления Правительства РФ № 354 при расчете задолженности за несанкционированно потреблённый газ, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений ст. 25 Федерального Закона Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг учёт объёма коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учёта. К использованию допускаются приборы учёта утверждённого типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В подп. «г», «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что потребитель обязан в целях учёта потребленных коммунальных услуг использовать приборы учёта, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку и обеспечивать проведение поверок приборов учёта в сроки, установленные технической документацией на прибор учёта.

В силу пп. 81(1) и 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учёта должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Потребитель в случае выхода прибора учёта из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя. Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения поверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа.

В соответствии с подп. «б» п. 21 Правил поставки газа абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учёта газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учёта газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учёта газа.

Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введённых в эксплуатацию приборов учёта (подп. «а» п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг).

Как установлено п. 24 Правил поставки газа, при наличии приборов учёта газа определение объёма поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учёта газа.

Определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учёта газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учёта газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учёта газа присоединён к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учётом периодичности её проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учёта газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учёта газа находится в исправном состоянии (п. 25).

Правилами поставки газа случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта прямо не урегулированы, поэтому в данном случае подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считая его законным и обоснованным. Доводы жалобы проверены в полном объеме, и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байлукашевой Ф.С. оставить без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.

Председательствующий

Судьи

33-7133/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Байлукашева Ф.С.
Ответчики
ООО Газпром межрегионгаз Самара
Другие
ООО «Раско Газэлектроника»
Смирнов Александр Юрьевич (представитель истца)
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.05.2024[Гр.] Передача дела судье
13.06.2024[Гр.] Судебное заседание
20.06.2024[Гр.] Судебное заседание
15.07.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее