Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-394/2024 (2-4815/2023;) ~ М-4192/2023 от 06.12.2023

УИД 5RS0-09

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2024 года                                           <адрес>

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО4, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Центрального административного округа <адрес> к ФИО1 о признании объекта самовольной постройкой и его сносе,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ЦАО <адрес> обратилась к ФИО1 с иском о признании объекта самовольной постройкой и его сносе, в обоснование указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило уведомление <адрес> о выявлении самовольной постройки по адресу: <адрес> угол 10 лет Октября <адрес>. На земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3037 начато возведение здания, с нарушением минимальных отступов расположения здания от границ земельного участка, более того, здание расположено в границах элемента планировочной структуры планировочного района 1, в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения (от 2-6 этажей), частично в границах 6-метрового отступа от красной линии <адрес>, разрешение на строительство указанного объекта капитального строительства администрацией округа не выдавалось.

Просил, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать самовольной постройкой объект незавершенного капитального строительства с кадастровым номером 55:36:120103:10040, расположенный по адресу: <адрес>A, обязать ФИО1 осуществить снос самовольно возведенного объекта незавершенного капитального строительства с кадастровым номером 55:36:120103:10040, расположенного по адресу: <адрес>А, самостоятельно либо за счет собственных средств.

В отзыве на исковое заявление ФИО1 просит в удовлетворении иска отказать, в обоснование указывая, что доводы истца о том, что объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес> является самовольной постройкой и подлежит сносу, не соответствуют требованиям закона и правоприменительной практики по данной категории дел. Полагает, что в настоящем случае применяется ч. 5 ст. 16 Закона № 340-ФЗ о возможности уведомить уполномоченный орган о начале строительства до ДД.ММ.ГГГГ, что является правом ответчика. Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительства либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 уточненные исковые требования поддержала, указав, что вновь возведенное здание не соответствует градостроительным нормам, а именно: нарушены трехметровые отступы от границ земельных участков, красная линия фактически пересекает строение. Полагала, что указанное строение подлежит сносу.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель ответчика ФИО1ФИО7 по доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО14 просил удовлетворить исковые требования.

Представители третьих лиц Департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, Департамента имущественных отношений администрации <адрес>, ППК Роскадастра, ФИО15, ФИО16 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется (п. 22 постановления Пленума ВС РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

По правилам ст. 48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260) (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ).

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются ст. 222 ГК РФ.

Одним из признаков самовольной постройки, является возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли населенных пунктов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральным законами и требованиями специальных федеральных законов.

В п. 7 ст. 1 ГрК РФ определено понятие «территориальные зоны», это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

По смыслу ст. ст. 34, 42, 43, 52 ГрК РФ при осуществлении градостроительной деятельности (при установлении территориальных зон, проектов планировки территории, проектов межевания территории, выдаче разрешений на строительство, осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства) правовое значение имеет расположение красных линий - линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пунктом 3.22 СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , участки общественных зданий, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки.

Согласно п. п. 11 и 12 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ относит к территориям общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды). Из смысла указанной нормы следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Кроме того, красные линии утверждаются в составе документации по планировке территории, и являются действующими и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30 красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами права собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 приобрел жилой дом общей площадью 32,70 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (т.1 л.д.183а).

Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён проект границ по образованию земельного участка по <адрес> ЦАО <адрес> (т.1 л.д.73).

На основании распоряжения ГУ по земельным ресурсам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности на землю, площадью 384 кв.м, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, для жилищных нужд.

Согласно определению Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении мирового соглашения по делу о разделе общего имущества супругов, в собственность ФИО1 переходит земельный участок площадью 384 кв.м, с кадастровым номером 55:36:12 0101:0162 по адресу, <адрес>, жилой дом общей площадью 32,7 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, объект незавершенного строительства литера Б, Б1, Б2, расположенный по адресу: <адрес>А (т.1 л.д.74-77).

Право собственности ФИО1 на объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке.

Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3037 установлен вид разрешенного использования для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, право собственности ФИО1 на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В силу распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена почтово-адресная нумерация индивидуальному жилому дому, расположенному около жилого дома по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3037, <адрес>А (т.1 л.д.110).

Из выписки ЕГРН на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:120103:10040, расположенный по адресу: <адрес>А следует, что право собственности на который ФИО1 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, площадь застройки 159 кв.м, степень готовности 50%, проектируемое назначение – жилое.

Согласно акту обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ Администрации ЦАО <адрес> установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3037 по адресу: <адрес> угол <адрес>, начато возведение здания (предположительно индивидуального жилого дома): частично выполнен демонтаж старого жилого дома, возведен объект капитального строительства с количеством этажей - 2, из кирпича и блоков (далее - объект). Земельный участок огорожен ограждением, на момент обследования строительно-монтажные работы не велись, объект не эксплуатируется. Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3037, площадью 384 кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Центральный АО, <адрес>, учтен и сформирован с видом разрешенного использования «для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки», принадлежит на праве собственности ФИО1 (номер регистрационной записи 55-55-01/263/2013-420 от ДД.ММ.ГГГГ). Объект капитального строительства с кадастровым номером 55:36:000000:11137, площадью 32,7 кв. м., <адрес>, г Омск, <адрес>, учтен и сформирован как «Жилой дом», принадлежит на праве собственности ФИО1 (номер регистрационной записи 55-55-01/263/2013-421 от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ минимальные отступы от границ земельного участка до жилого дома должны составлять 3,0 м, фактически минимальный отступ от жилого дома до границ земельного участка составляет менее 3,0 м. Также размещение объекта частично: в границах элемента планировочной структуры планировочного района 1, в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения (от 2 до 6 этажей), частично в границах 6-метрового отступа от красной линии <адрес>, в красных линиях <адрес> расположенное на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3037 построено с нарушением отступов от границ смежных земельных участков.

Разрешение на строительство указанного объекта капитального строительства администрацией округа не выдавалось, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

Суд, разрешая заявленные исковые требований, не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно письму № ДАГ05-03/7594 от ДД.ММ.ГГГГ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> красные линии магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения <адрес> установлены проектом планировки территории, расположенной в границах: <адрес> – левый берег реки Оми – Окружная дорога – <адрес><адрес><адрес><адрес><адрес><адрес> – в Центральном, Октябрьском административных округах <адрес>, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (т.2 л.д.165).

В период с 01.012.2009 до ДД.ММ.ГГГГ проект планировки территории в отношении вышеуказанной территории отсутствовал. Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> утверждены решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно карте градостроительного зонирования территорий <адрес>, утвержденной в составе Правил, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3037 были установлены территориальные зоны объектов административно-делового и общественного назначения ОД-1 и городского наземного транспорта ИТ2.

Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила, в том числе в части присвоения территориальной зоне ОД-1 номера ОД1-858. Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ в отношении рассматриваемой территории внесены изменения в правила, согласно которым земельный участок отнесен к одной территориальной зоне ОД1-858.

Согласно ст. 42 Правил (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей)» являлся условно-разрешенным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны ОД1, требующим получения специального разрешения в порядке ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

В настоящее время решение Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила, в том числе в отношении земельного участка в части изменения территориальной зоны ОД1-858 на территориальную зону ОЖ-1/60, которая включает в себя участки территории, предназначенные для формирования центров обслуживания населения преимущественно в малоэтажных удаленных районах <адрес>, размещения многоквартирных домов средней этажности, многоквартирных домов малой этажности, а также иных объектов капитального строительства с широким спектром общественных функций.

Градостроительным регламентом территориальной зоны ОЖ-1, установленным ст. 40 Правил, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе, основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является индивидуальное жилищное строительство (т.2 л.д.165).

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (п. 1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2).

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», действовавшего на день вынесения оспариваемого решения, дополнительно разъяснено, что самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:

- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;

- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;

- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;

- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.

Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт статьи 71 Конституции РФ, пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса РФ).

Если на день вынесения решения суда ранее выявленные признаки самовольной постройки устранены или более не являются таковыми вследствие изменения правового регулирования и отсутствуют иные основания для признания постройки самовольной, суд отказывает в удовлетворении требования о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями (п. 2).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО БНОЭ «ЭТАЛОН», на разрешение эксперта поставлены вопросы соответствует ли объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>А градостроительным, строительным нормам и правилам, создает ли объект незавершенного строительства угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает ли права и законные интересы третьих лиц.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «БНОЭ «Эталон» на основании результатов проведенного общего и детального обследования в процессе экспертизы, нарушения действующих строительных норм и правил, относящихся к несущим и ограждающим конструкциям, не выявлены, техническое состояние конструкций здания, классифицируется как исправное (см. п. 3 СП 13-102-2003. «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»: «категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности».

В настоящее время здание является объектом незавершённого строительства. В процессе экспертизы нарушения требований №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 60.13330.2016«Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», СП 73.13330.2016 «Внутренние санитарно-технические системы», требований №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной Безопасности», СП 30.13330.2016 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения», требований СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», СП 51.13330.2011 «Защита от шума», требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации помещений, организации и проведению производственных, общественных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не выявлены. Имеются отклонения от предельных параметров в части отступа от границ соседних земельных участков до исследуемого здания с юго-восточной стороны. Нарушения требований СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

На основании результатов проведенного общего и детального обследования в процессе экспертизы. нарушения действующих строительных норм и правил, относящихся к несущим и ограждающим конструкциям, не выявлены, техническое состояние конструкций здания, классифицируется как исправное (см. п. 3 СП 13-102-2003. «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»: «категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности»).

Отступления от требований п. 8 № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не выявлены, механическая безопасность объекта обеспечивается. Строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Заключение эксперта суд оценивает в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ наряду с другими представленными доказательствами. Не доверять выводам эксперта оснований не имеется. Эксперт имеет специальное образование, соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение является мотивированным и обоснованным. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, в материалы дела не представлено, ответная сторона о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы ходатайств не заявляли.

Изменение требований к строительству после начала правомерного строительства или реконструкции объекта (например, установление границ территорий общего пользования (красных линий) после начала строительства объекта с соблюдением правового режима земельного участка) не является основанием для признания такой постройки самовольной (абзац первый пункта 1 статьи 222 ГК РФ)(абз. 3 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке»).

Согласно распоряжению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 выдано разрешение на строительство одноэтажного кирпичного жилого дома размером 7,0х6,0 м на земельном участке площадью 384 кв.м с кадастровым номером 55:36:120103:3037, расположенном относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес <адрес>, рекомендовано застройщику по окончании строительства выполнить благоустройство прилегающей территории и сдать домовладение в эксплуатацию (т.1 л.д.24).

Как усматривается из технического паспорта незавершенного строительством жилого <адрес>А по <адрес> в <адрес>, годом начала строительства является – 2009 (т.1 л.д.86об.).

Из ретроспективных снимков местности Яндекс Карты усматривается, что по состоянию на 2010 год незавершенный строительством объект уже существовал (т.1л.д.79).

Пункт 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которым предусмотрен запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ.

Более того, согласно письму № ДАГ05-03/7594 от ДД.ММ.ГГГГ ДАГ Администрации <адрес> в ответ на запрос суда красные линии магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения <адрес> установлены проектом планировки территории, расположенной в границах: <адрес> – левый берег реки Оми – Окружная дорога – <адрес><адрес><адрес><адрес><адрес><адрес> – в Центральном, Октябрьском административных округах <адрес>, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проект планировки территории в отношении вышеуказанной территории отсутствовал. Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> утверждены решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ .

Соответственно, собственник земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 0103:3037 начал строительство в 2009 году, то есть до утверждения в 2011 года Постановления Правительства об установлении красных линий магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения <адрес> всяком случае, собственнику выдано разрешение на строительство до установления красных линий на его земельном участке, что, согласно разъяснениям Верховного суда РФ, данных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для признания постройки самовольной и как следствие не подлежит сносу.

В силу п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

При выдаче разрешения на строительство ФИО9 уполномоченный орган провел правовую оценку документов, представленных им, и вынес положительное решение, что также свидетельствует о добросовестности ФИО9, как застройщика.

Согласно землеустроительному делу при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3017 (А), представленному стороной ответчика, а также проекту границ по образованию нового земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3017 (А), согласованным с собственниками смежных земельных участков ФИО10 и ФИО11, споров при согласовании проекта от 2007 г. границ земельного участка со смежными землепользователями не выявлено. При этом в указанных документах никаких упоминаний о том, что по участку проходит красная линия, не имеется (т.2 л.д.122-156).

Согласно распоряжению Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ утверждён прилагаемый проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 384 кв.м для жилищных нужд под строение; местоположение земельного участка установлено относительно жилого дома с почтовым адресом <адрес> Центральном административном округе <адрес>

Кроме того, согласно выводам судебного эксперта, изложенным в заключении ООО «БНОЭ «Эталон», при строительстве объекта незавершенного строительства нарушения требований противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм не выявлены, угроза жизни и здоровью граждан не установлена, объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3037.

В материалы дела также представлена подготовленная директором БНОЭ «Эталон» ФИО12 схема расположения жилых домов, согласно которой расстояние от спорного <адрес>А по <адрес> в <адрес> до <адрес>А составляет в самой ближней точке 4,164м, расстояние до смежного <адрес> составляет 4,480м. (т.2 л.д.120).

Доказательств того, что несоблюдение минимальных отступов от границ земельного участка до жилого дома, с учетом того, что спорный объект недвижимости возведен в границах принадлежащего ответчику земельного участка, не представлено.

При этом суд учитывает, что снос самовольной постройки является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лиц, осуществивших такое строительство, во всяком случае, истец требований о приведении объекта незавершенного строительства в соответствии с градостроительными нормами не заявлял, назначить судебную экспертизу об установлении способов устранения нарушений градостроительных норм не просил, в связи с чем суд полагает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации Центрального административного округа <адрес> к ФИО1 о признании объекта самовольной постройкой и его сносе отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                Е.В. Благова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-394/2024 (2-4815/2023;) ~ М-4192/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Центрального административного округа города Омска
Ответчики
Степанян Маня Володяевна
Другие
Данилова Лариса Борисовна
Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска
Райшев Искандер Рашидович
Бурутова Татьяна Борисовна
Департамент имущественных отношений администрации г. Омска
ППК Роскадастр
Госстройнадзор Омской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Омска
Судья
Благова Евгения Владиславовна
Дело на сайте суда
kuybcourt--oms.sudrf.ru
06.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Подготовка дела (собеседование)
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
28.06.2024Производство по делу возобновлено
09.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее