Дело № 2-232/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2023 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Николаева О.В.,
с участием заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Краснова Н.В.,
при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства о противодействии коррупции,
установил:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики (далее – МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения») о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства о противодействии коррупции. В обоснование искового заявления указал, что прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения». Проверкой установлено, что МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» не соблюдаются требования, установлены ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», то есть меры по предупреждению и противодействию коррупции не разработаны и не приняты. Сотрудничество учреждения с правоохранительными органами не налажено. Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы учреждения, не разработаны и в практику не внедрены. Меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов не приняты, не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений. По результатам рассмотрения представления 26 июня 2023 года МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» конкретные меры не приняты, нарушения не устранены, сотрудничество организации с правоохранительными органами не наложено. Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы учреждения, не разработаны и в практику не внедрены. Не разработана единая антикоррупционная политика. Меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов не приняты. Таким образом, бездействие МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения», в сфере противодействия коррупции негативно влияет на работу учреждения по противодействию коррупционным проявлениям, не способствует достижению целей, провозглашенных законодательством о противодействии коррупции, влечет неисполнение требований государственной антикоррупционной политики, что в результате создает препятствия в искоренении коррупции в целом. Непринятие соответствующих мер по предупреждению коррупции влечет за собой повышенный риск ее проявления, что недопустимо. Свое право на обращение в суд с данным иском прокурор обосновал нормами ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Просит обязать МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
В судебном заседании заместитель прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Краснов Н.В. исковое заявление поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Ласточкин Н.П. исковое заявление признал полностью и пояснил, что в настоящее время ответчиком принимаются меры по устранению нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данный иск подан в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, что соответствует требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов. Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 вышеуказанного Федерального закона. Согласно данной норме, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 (далее - Методические рекомендации). Задачами Методических рекомендаций являются информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации. Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами) (пункт 3 Методических рекомендаций). Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации (пункт 1 раздела IV Методических рекомендаций). Таким образом, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Анализируя положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд приходит к выводу о том, что обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы данной организации и численности его работников.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» были выявлены нарушения указанного законодательства. По выявленным нарушениям прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики за исходящим № в адрес руководителя МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» 23 июня 2023 года внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. Из сообщения руководителя – главного бухгалтера МКУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» от 26 июня 2023 года на представление следует, что в настоящее время в учреждении разрабатываются документы по антикоррупционной политике. Справкой заместителя прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от 27 июня 2023 года подтверждается, что ответчиком не приняты меры по устранению нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, указанного в представлении от 23 июня 2023 года №.
Статья 5 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда. В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации».
Таким образом, заявленный прокурором способ защиты является понуждением ответчика устранить нарушение требований законодательства о противодействии коррупции.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность учреждения в решении вопросов отнесенных законом к его компетенции, а направлены на понуждение данного учреждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности и может быть обеспечено судебным решением.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Суд полагает, что для исполнения учреждением обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции возможно в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. При этом суд учитывает значимость и неотложный характер данной меры, а также требования разумности. При указанных обстоятельствах по делу имеются правовые основания для удовлетворения требований прокурора и возложения на ответчика обязанность устранить нарушения по неисполнению действующего законодательства.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 8 пункта 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить истец при подаче искового заявления неимущественного характера, как физическое лицо, поскольку иск предъявлен в суд прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц.
Следовательно, в соответствии с нормами указанных законов и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства о противодействии коррупции удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, ОГРН 1052133020961, ИНН 2105004310, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, <данные изъяты> государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Николаев
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2023 года.