Судья Прилепова Н.Н. 11RS0001-01-2023-003228-93
дело №21-185/2023 (№12-305/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пешкин А.Г., при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Г., рассмотрев в г. Сыктывкаре 31 мая 2023 года жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова А.А. на постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 22 февраля 2023 года №<Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника МОСП по ВИП УФССП России по Республике Коми ФИО от 22 февраля 2023 года №<Номер обезличен> Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Минстроя Республики Коми Попов А.А. в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о том, что Министерством предпринимались и предпринимаются в настоящее время меры для исполнения требований решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 октября 2019 года по делу №<Номер обезличен>.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми 27 апреля 2023 года принято решение, в соответствие с которым постановление должностного лица от 22 февраля 2023 года оставлено без изменения, жалоба Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Выражая несогласие с принятыми актами, защитник Минстроя Республики Коми Попов А.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу, полагая, что Министерством предприняты все меры для исполнения решения суда, в том числе ежегодно доводятся денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) до ГКУ РК «УправтодорКоми», силами которого исполняется решение суда, однако ввиду недостаточности выделяемых средств из республиканского бюджета исполнить решение в установленный срок не представилось возможным.
Начальник МОСП по ВИП УФССП России по Республике Коми ФИО в суд на рассмотрение жалобы не явилась.
Защитник Минстроя Республики Коми Попов А.А. в судебном заседании жалобу поддержал.
Заслушав объяснения защитника, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда от 15 октября 2019 года по делу №<Номер обезличен> на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (в настоящее время в связи со сменой наименования - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми) и ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложена обязанность в срок до 1 сентября 2020 года привести автомобильную дорогу «Кослан - Большая Пысса - Латьюга - Зубово» в соответствие с требованиями законодательства, а именно: на участке с 15км+638м - 16км+666м нанести горизонтальную дорожную разметку; на участках с 15км+638м - 16км+666м в населенном пункте д. Елькыб установить наружное стационарное электрическое освещение автомобильной дороги.
22 ноября 2019 года решение суда вступило в законную силу, 21 июля 2020 года выдан исполнительный лист серии ФС №<Номер обезличен>, на основании которого в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возбуждено исполнительное производство.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 декабря 2020 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Постановлением от 21 июля 2021 года Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному штрафу в размере 30 000 рублей.
3 ноября 2022 года должнику вручено требование, в котором установлен новый срок исполнения исполнительного документа до 15 ноября 2022 года.
Вместе с тем требования исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, должником не исполнены.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы деяние, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, образует объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доводы жалобы о выделении финансирования на проведение работ по объектам капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог на 2022-2024 годы, сформированных ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», силами которого должно исполняться судебное решение, не влекут отмену постановления должностного лица и судебного акта. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О указано, что положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины, только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела. Из представленных документов не следует, что денежные средства выделены для исполнения судебного решения от 15 октября 2019 года по гражданскому делу №<Номер обезличен>. Само по себе осуществление финансирования не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку объектом правонарушения является фактическое исполнение судебного акта. Обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, при рассмотрении настоящего дела не установлено. Вопреки доводам жалобы, недофинансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства в совершении вмененного административного правонарушения, а безусловных и бесспорных доказательств того, что в настоящее время Министерством предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на получение денежных средств с целью исполнения решения суда, не представлено. Совершенное Министерством правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан. Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению. Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства. Неисполнение содержащихся в решении суда требований является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту. Оснований для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. При рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда проверены доводы защитника, им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных обстоятельств, не согласиться с которой оснований не имеется.Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 указанного Кодекса, является обоснованным. Несогласие с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не установлено. Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил:
постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 22 февраля 2023 года №<Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова А.А. - без удовлетворения.
Судья А.Г. Пешкин