Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
10 января 2024 года <адрес>
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия
в составе: председательствующего - судьи Манджиева С.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> РК ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора <адрес> Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия об обязании совершить определенные действия,
установил:
И.о прокурора <адрес> Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском к администрации Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Гашун-Бургустинское СМО), мотивируя следующим. Прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о местном самоуправлении по организации освещения улиц, которой установлено, что в нарушение положений действующего законодательства улицы и проезжие части населенных пунктов СМО должным образом не освещены. Отсутствие в темное время суток искусственного освещения на улицах, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, а также создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений. Между тем организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.
Просит обязать администрацию Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования РК в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение по <адрес>, А.Мучкаева, им. Бр. Лиджиевых, Манджиева, им. Бр.Найминовых, им. Зунова <адрес> в соответствии с ФИО6 55706-2023 «Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» путем установки уличных светильников и включением этих светильников в централизованном режиме.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Глава Гашун-Бургустинского СМО РК ФИО4 в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 50 названного Закона в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения поселения: относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
Частью 3 ст. 14 данного Федерального закона закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе п. 19 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона.
Согласно п.1 ФИО6 55706-2023 «Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.
Согласно п.п. 3.29, 3.31 ФИО6 55706-2023 улица - это пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками
Утилитарное наружное освещение это стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на магистралях, улицах, велосипедных дорожках, в пешеходных зонах в темное время суток в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.
В соответствии с п.5 ФИО6 55706-2023 утилитарное наружное освещение должно быть предусмотрено на всех объектах улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов, а также за пределами улиц и дорог всех категорий, проходящих в городских и сельских населенных пунктах, на расстоянии от них не менее 100 м. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.2 Свода правил «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 266, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств, пешеходов.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ФИО6 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Так, государственным стандартом РФ ФИО6 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятые постановлением Росстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (ФИО6 50597-2017), предусмотрено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах отнесено к техническим средствам организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ФИО6 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, а также у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500м.
Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес глав сельских муниципальных образований района прокуратурой района внесены представления об устранении нарушений, в том числе путем организации уличного освещения на территориях населенных пунктов. Вместе с тем требования прокурора остались без удовлетворения, нарушения не устранены.
Согласно сведениям Администрации Гашун-Бургустинского СМО РК на улицах <адрес>, имеющих наибольшую протяженность, расположено следующее количество уличных фонарей: <адрес> (0,8 км) - 2, А.Мучкаева (1 км) - 2, им. Бр.Лиджиевых (2 км) - 3, Манджиева (2 км) – 3, им. Бр. Найминовых (0,9 км) – 2, им. Зунова (1 км) -1.
Из изложенного следует, что имеющийся уровень уличной освещенности <адрес> не отвечает предъявляемым требованиям.
Отсутствие в темное время суток искусственного освещения на указанных улицах, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, а также создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования и может повлечь за собой наступление тяжких последствий.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░.░░░░░░░░, ░░. ░░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░. ░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░6 55706-2023 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░