Судья: Турбина Т.А. Гр. дело № 33-10551/2023
(номер дела суда первой инстанции 2-1635/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ивановой Е.Н.,
судей – Ереминой И.Н., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре – Меньшовой В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковенко Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ о включении в общий стаж периодов учебы, произведении перерасчета,
по апелляционным жалобам Волковенко Н.А. и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самара от 13 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волковенко Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении в общий стаж периодов работы, перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 21.07.2016 она является получателем страховой пенсии по старости. Полагает, что при назначении страховой пенсии, пенсионным органом допущена ошибка в пенсионных расчетах, часть периодов осталась не включенной в страховой стаж, однако данные периоды могу повлиять на размер назначенной истцу страховой пенсии.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, уточнив исковые требования, Волковенко Н.А. просила суд:
- включить в общий страховой стаж период учебы 8 месяцев, с 01.12.1980 по 31.08.1981,
- обязать Отделение считать у Волковенко Н.А. общий страховой стаж 23 года 4 месяца, с 01.09.1978 по 01.01.2002, общий страховой стаж 12 полных лет, с 01.09.1978 по 01.01.1991,
- обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с 21.07.2016 с выплатой задолженности по недоплаченной пенсии (л.д.93-94).
Решением Ленинского районного суда г.Самара от 13 июня 2023 года постановлено: «Исковые требования Волковенко Н.А. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ о включении в общий стаж периодов учебы, произведении перерасчета – удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Самарской области включить в страховой стаж Волковенко Н.А. периоды учебы с 01.12.1980 по 31.08.1981, с произведением перерасчета размера страховой пенсии по старости истцу с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении иска в остальной части – отказать».
В апелляционной жалобе Волковенко Н.А. просит отменить решение в части отказа в удовлетворении исковых требований, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Самарской области просит отменить решение суда в части возложения обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которым устанавливаются и выплачиваются страховые пенсии.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ, нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Закону N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Расчет размера пенсии за периоды трудовой деятельности до 31 декабря 2014 производится по нормам Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 36 Закона о страховых пенсиях со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 14 Закона о страховых пенсиях, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Аналогичное положение содержится в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 № 1015, согласно которым периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из вышеизложенного, стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Порядок расчета пенсии по старости определен положениями статьи 15 Закона о страховых пенсиях. Основания перерасчета размера страховой пенсии и срок определены в статье 18 Закона о страховых пенсиях.
На основании части 1 статьи 15 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии по старости определяется по формуле - ИПК x СПК, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно части 10 статьи 15 Закона о страховых пенсиях периоды трудовой деятельности, имеющие место до 1 января 2015 исчисляются в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется по формуле - ИПКс = П / 64,10, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 г.;
64,10 - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (пункт 1 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации) по приведенной в данной статье формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации).
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона о трудовых в Российской Федерации пенсиях под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР /ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Судом установлено, что решением УПФР по Самарской области от 24.08.2016 Волковенко Н.А. с 21.07.2016 назначена страховая пенсия по старости бессрочно, суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 21.07.2016 составляет 8 923,78 рублей, с последующим индексированием.
Истец неоднократно обращалась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области с обращениями и жалобами.
Ответами Государственным учреждением разъяснено, что расчет размера страховой пенсии произведен в соответствии с нормами пенсионного законодательства, какие-либо ошибки или неточности в расчете отсутствуют, оснований для перерасчета не имеется.
Однако при назначении страховой пенсии не учтены спорные периоды, в связи с чем истец полагает, что пенсионные права определены неверно, что привело к нарушению его пенсионных прав.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Как следует из представленной стороной истца справки от 19.04.2023, выданной ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России Егошина Н.А. (добрачная фамилия), ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ноября 1980 обучалась на подготовительном отделении Куйбышевского медицинского института имени Д.И.Ульянова Главного управления учебных заведений Министерства здравоохранения РСФСР. 01.09.1981 истец зачислена на первый курс дневного (очного) отделения лечебно-профилактического факультета Куйбышевского медицинского института имени Д.И. Ульянова Главного управления учебных заведений Министерства здравоохранения РСФСР по специальности «лечебное дело», приказ от 22.08.1981 № 89-у. Решением Государственной экзаменационной комиссии от 26.06.1987 выдан диплом с присвоением квалификации «врач», дата выдачи диплома 29.06.1987.
Согласно копии дубликата трудовой книжки от 29.12.1980, Волковенко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 01.12.1980 уволена с должности <данные изъяты> по собственному желанию, в связи с зачислением слушателем подготовительного отделения Куйбышевского медицинского института (приказ от 02.12.1980 № 209), 02.12.1980 зачислена слушателем подготовительного отделения Куйбышевского медицинского института имени Д.И.Ульянова, 24.09.1984 принята в 7 городскую инфекционную больницу <данные изъяты>, 03.01.1986 уволена по собственному желанию, с 03.08.1987 принята на должность <данные изъяты> 31.07.1989 уволена с занимаемой должности в связи с окончанием интернатуры, с 01.08.1989 принята на должность цехового <данные изъяты>
При назначении страховой пенсии по старости Волковенко Н.А. спорный период обучения с 01.12.1980 по 31.08.1981 не был включен ввиду не представления документа о периоде обучения.
Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", одновременно с назначением пенсии гражданам, имеющим периоды работы до 01 января 2002 года, осуществлялась оценка их пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который исчислялся на основании расчетного размера трудовой пенсии. Расчетный пенсионный капитал, согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяется по формуле, установленной этим законом.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ.
В случае выбора гражданином исчисления размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в данном пункте.В случае выбора гражданином исчисления размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 01 января 2002 года (служба в Вооруженных Силах Российской Федерации; периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях); периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности, и в других перечисленных в данном пункте случаях).
В силу ч. 3, ч. 4 ФЗ № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости), в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 может быть определен по двум вариантам, установленным в п.3 либо п.4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, при этом для каждого варианта исчисления размера пенсии применяется свой вариант подсчета общего трудового стажа. Согласно первому варианту (п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ) в общий трудовой стаж в календарном порядке засчитывается трудовая или иная общественная полезная деятельность до 01.01.2002, в этом случае включение в стаж учебы не предусмотрено. По второму варианту (п.4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ) в общий трудовой стаж наравне в периодами работы засчитывается учеба и иные периоды, однако, при этом к размеру трудовой пенсии применяются ограничения.
Продолжительность страхового стажа на 01.01.2002 у Волковенко Н.А. составила 13 лет 9 месяцев 18 дней, с учетом периодов работы с 01.09.1978 по 06.10.1978, с 16.10.1978 по 01.12.1980, с 24.09.1984 по 02.09.1985, с 15.10.1986 по 15.03.1987, с 28.07.1987 по 01.09.1987, с 02.09.1987 по 02.03.1989 (уход за ребенком 02.09.1987 года рождения), с 03.03.1989 по 31.07.1989, с 01.08.1989 по 14.08.1995, с 15.08.1995 по 15.02.1997 (уход за ребенком 15.08.1995 года рождения), с 16.02.1997 по 02.05.1998 (уход за ребенком 02.11.1996 года рождения), с 03.05.1998 по 11.04.2000, с 12.04.2000 по 30.10.2001, с 01.11.2001 по 31.12.2000.
Согласно представленным письменным возражениям Отделения, исчисление размера пенсии истца производится по наиболее выгодному варианту расчета пенсионного обеспечения с применением п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.
Однако, право выбора между способами расчета, а также оценка выгодности каждого из способов расчета принадлежит застрахованному лицу, то есть истцу, Волковенко Н.А. не лишена возможности обращения за перерасчетом размера страховой пенсии с применением п. 4 ст. 30 указанного Федерального закона, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии правового значения включения спорного периода в страховой стаж истца являются несостоятельными.
Анализируя правовое регулирование, действующее на период обучения истца на подготовительных курсах и на период возникновения права на назначение пенсии, а также обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что обучение на подготовительных курсах являлось частью обучения в высшем учебном заведении и возможность зачета такого обучения в стаж, необходимый для назначения пенсии, предусмотрена законодательством. Последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Следовательно, заявленные стороной истца периоды обучения подлежат включению в страховой стаж Волковенко Н.А. ввиду наличия правовых оснований для его включения в общий страховой стаж.
В заявленных истцом требованиях, вопреки возражениям ответчика, не ведется речь о необходимости учета спорного периода при расчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона, а фактически ставится вопрос об изменении сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Аналогичные положения содержались в ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент назначения истцу пенсии по старости.
Из анализа указанных норм следует, что предоставляя гражданам право на пенсионное обеспечение, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный характер для перерасчета пенсии на основании документов, перечень которых строго определен законом.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что после назначения ей пенсии по старости с 21.07.2016 истец в установленном порядке обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии и представляла необходимые документы, подтверждающие, в том числе наличие страхового стажа, не включенного при назначении пенсии.
В ходе рассмотрения дела, истец в судебном заседании подтвердила, что непосредственно с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в пенсионный орган не обращалась.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу положений ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком пенсионеру может быть выплачена только пенсия, не полученная своевременно по вине пенсионного органа, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела нарушения прав истца со стороны пенсионного органа не установлено, вопреки доводам истца при назначении истцу пенсии по старости пенсионным органом надлежащим образом произведена оценка пенсионных прав истца и правильно определена продолжительность страхового стажа на основании представленных заявителем документов, а также учитывая, что с заявлением о перерасчете размера пенсии с представлением документов, подтверждающих основания для такого перерасчета, истец в пенсионный орган не обращался, суд пришел к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии истца и осуществить доплату к пенсии с момента ее назначения, то есть с 21.07.2016 у суда не имеется.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении пенсии.
Вместе с тем, дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении страховой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
В связи с этим, если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено право истца на включение периодов обучения в страховой стаж, что документы, подтверждающие право истца на включение спорных периодов в страховой стаж представлены ей только в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с представлением необходимых документов истец в пенсионный орган не обращалась, чем фактически лишил пенсионный орган возможности самостоятельно провести проверку представленных документов и осуществить перерасчет размера пенсии, суд полагает возможным возложить на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии истца с учетом включенных судом периодов обучения с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, оснований выйти за пределы заявленных требований по настоящему делу у суда не имеется.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", анализируя представленные в материалы дела доказательства, с учетом изложенных норм права, суд пришел к выводу о том, что общий страховой стаж для расчета страховой пенсии по старости, оценка пенсионных прав истца при его подсчета территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации определены правильно и верно, продолжительность страхового стажа на 01.01.2002 составляет 13 лет 9 месяцев 18 дней, в связи с чем заявленные Волковенко Н.А. требования подлежат частичному удовлетворению.
Решение суда в части включения в общий страховой стаж истца периода учебы с 01.12.1980 г. по 31.08.1981 г. не обжалуется сторонами и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверяя доводы апелляционных жалоб истца и ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости истцу Волковенко Н.А. с момента вступления в законную силу решения суда с вынесением в указанной части нового решения об отказе в иске Волковенко Н.А.
Статьей 30 Закона N 173-ФЗ для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу, предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Таким образом, оценка пенсионных прав и их конвертация в расчетный пенсионный капитал производится с учетом положений статьи 30 Закона N 173-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 года.
С 1 января 2002 года на размер страховой пенсии влияет сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо.
Из пункта 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию. Включение в общий трудовой стаж периодов обучения не предусмотрено.
Согласно пункту 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Таким образом, учет периода учебы в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ при подсчете трудового стажа для целей оценки пенсионных прав не предусмотрен.
Период профессионального обучения засчитывается в трудовой стаж только при определении расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, определяемого по иной формуле.
Судебной коллегии ответчиком предоставлены расчеты страховой пенсии истца по п.3 и по п.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ.
Проверив варианты оценки пенсионных прав истца по пункту 3 и пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", судебная коллегия пришла к выводу о том, что при оценке пенсионных прав истца использовался как наиболее выгодный вариант, предусмотренный пунктом 3 статьи 30 N 173-ФЗ, которым период обучения не учитывается.
В случае оценки пенсионных прав истца по правилам пункта 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, где период учебы может быть зачтен, размер получаемой истцом пенсии уменьшится.
Возможность одновременного применения формул подсчета стажа при определении размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ действующее законодательство не предусматривает.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области подлежит удовлетворению, а апелляционная жалоба Волковенко Н.А. удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы Волковенко Н.А. о несогласии с решением суда и произведенным ответчиком расчетом стажа и пенсии, не служат самостоятельным основанием для отмены или изменения решения суда, и перерасчета.
Доводы жалобы о неверном определении стажа являются бездоказательными и подлежат отклонению.
Несогласие истца с размером получаемой пенсии, основанием для ее перерасчета не является, поскольку она верно рассчитана в соответствии с положениями пенсионного законодательства. Нарушений прав истца со стороны ответчика не установлено и по материалам дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 13 июня 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости истцу Волковенко Н.А. с момента вступления в законную силу решения суда.
Постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Волковенко Н.А. о перерасчете пенсии отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области удовлетворить.
Апелляционную жалобу Волковенко Н.А. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: