Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2022 (2-1850/2021;) ~ М-1695/2021 от 19.10.2021

Дело № 2-102/2022 (50RS0050-01-2021-002851-45)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                           26 января 2022 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,

при секретаре Усуровой С.Н.,

с участием истца Войтенко А.И., его представителя по доверенности Войтенко Т.К., представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области по доверенности Казаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войтенко Анатолия Ивановича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Московской области о возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченной суммы налога и выплату процентов за несвоевременное перечисление излишне уплаченного налога,

установил:

Войтенко А.И. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Московской области о возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченной суммы налога.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником одноэтажного здания родильного отделения с кадастровым номером общей площадью 1 422,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, право на которое возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 10 октября 2011 г. В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ обратился в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости. Распоряжением от 23 июля 2018 г. № 13ВР-972 были внесены изменения в приложение № 1 распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 18 апреля 2013 г. № 476, в соответствии с которым строка 54072 изложена в новой редакции. Сведения о кадастровой стоимости орган регистрации прав вносит в течение десяти рабочих дней с даты их получения. 09 апреля 2021 г. он (истец) обратился с заявлением в Межрайонную ИФНС России № 4 по Московской области о возврате излишне уплаченного имущественного налога в сумме 91 109 руб., на которое 16 июня 2021 г. налоговый орган вынес решение об отказе в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченного налога с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. Считая указанное решение незаконным, просит с учетом имевшего место дополнения исковых требований обязать ответчика возвратить из бюджета излишне уплаченный налог за 2015 г. в размере 81 738 руб. и выплатить проценты за несвоевременное перечисление излишне уплаченного налога в размере 3 737,55 руб.

В судебном заседании истец Войтенко А.И., его представитель по доверенности Войтенко Т.К. исковые требования поддержали.

Ответчик представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области по доверенности Казакова Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, одновременно считая, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения стороны истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Войтенко А.И. является собственником объекта недвижимости – здания родильного отделения с кадастровым номером площадью 1 422,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Право зарегистрировано 29 ноября 2011 г.

Кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 1 января 2013 г. составляла 91 108 845,21 руб.

Исходя из имеющихся данных, Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области был исчислен имущественный налог, налоговое уведомление от 10 октября 2016 г. направлено по месту жительства истца, последнему предложено уплатить налог за здание, строение, сооружение с кадастровым номером в размере 91 109 руб.

Указанный налог на имущество физических лиц истцом полностью оплачен, что не отрицалось сторонами по делу.

Поскольку кадастровая стоимость названного объекта распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 23 июля 2018 г. была пересмотрена и установлена в размере 9 371 524,08 руб., Войтенко А.И. обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете уплаченного им налога, на что получил отказ.

В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 403 НК РФ в редакции, действующей в спорный период).

Положениями ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4).

В соответствии со ст. ст. 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пени и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренным настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из анализа положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.

Оценка сумм налогов как излишне уплаченных в целях применения положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности.

В силу абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ в действующей редакции).

    Налоговая база в отношении объекта недвижимости, принадлежащего истцу, была определена налоговым органом, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 91 108 845 руб.

Как следует из многочисленной переписки Войтенко А.И. с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 9 371 524,08 руб. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 января 2021 г. Указанные сведения о кадастровой стоимости для целей налогообложения подлежат применению с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

Разрешая возникший спор по существу, исходя из установленного факта переплаты истцом налога на имущество физических лиц, поскольку налоговая база в отношении объекта недвижимости, принадлежащего Войтенко А.И., была определена налоговым органом, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости без учета распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 23 июля 2018 г. , суд считает требования истца о возложении обязанности по возвращению излишне уплаченного налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 81 738 руб. подлежащими удовлетворению.

Установив наличие переплаты по налогу на имущество физических лиц, что частично не оспаривалось и самим налоговым органом, а также сведений о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта и ее установления по состоянию на 1 января 2015 г. (период возникновения спорных правоотношений) в меньших размерах, чем те, исходя из которых исчислена налоговая база, отказ в возврате излишне уплаченной суммы налога не может быть признан законным.

    Наличие технической ошибки в программе, с помощью которой вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта налогообложения, период времени, в течение которого данные сведения были внесены в базу, не может быть поставлено в вину налогоплательщика.

При проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Права налогоплательщиков, в том числе на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21, пункт 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации).

К таким обязанностям Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, относит сообщение налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога (подпункты 7, 9 пункта 1 статьи 32, пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Каких-либо данных о том, что налоговый орган свои обязанности, предусмотренные подпунктами 7, 9 пункта 1 статьи 32, пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, по направлению соответствующего извещения налогоплательщику о ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога исполнил, материалы дела не содержат, как не содержат они и заявлений Войтенко А.И. о перерасчете ранее уплаченного налога, что действительно могло бы свидетельствовать об осведомленности истца о имеющейся у него переплате.

Отсутствие таких сведений у налогоплательщика ввиду неисполнения налоговым органом указанной выше обязанности, тем более в случае, когда оплата налога производится на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, препятствует гражданину определиться по поводу способа использования переплаты, в том числе своевременно принять решение о реализации своего права на возврат сумм излишне уплаченного налога.

С учетом изложенного, решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области, выраженное в письме от 16 июня 2021 г. об отказе в возврате налога на имущество физических лиц вынесено в нарушение норм налогового законодательства.

По общему правилу пункта 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Согласно пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 названной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления; возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, проценты подлежат начислению на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок.

Расчет суммы излишне уплаченного налога и процентов является правильным и не вызывает сомнений у суда, ответчиком не оспорен и соответствует установленным обстоятельствам дела.

Пунктом 1 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров по искам налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа.

Судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми и при наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними.

По общему правилу, в случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд решает вопрос о законности ненормативного правового акта и по результатам может принять решение о возложении на налоговый орган обязанности возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания его недействительным.

Порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов и сборов регламентирован ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой также отсутствует указание о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога только при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса о возврате излишне взысканных сумм.

Поскольку подача заявления о возврате излишне взысканных платежей в налоговый орган является правом налогоплательщика, но не его обязанностью, доводы ответчика о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения являются необоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Войтенко Анатолия Ивановича удовлетворить.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Московской области возвратить Войтенко Анатолию Ивановичу излишне уплаченный налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 81 738 (восемьдесят одна тысяча семьсот тридцать восемь) рублей, произвести выплату процентов за несвоевременное перечисление уплаченного налога за период с 11 мая 2021 г. по 17 января 2022 г. в размере 3 737 (три тысячи семьсот тридцать семь) рублей 55 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           Е.А. Жигарева

Мотивированное решение составлено 31.01.2022

Председательствующий                                                                           Е.А. Жигарева

2-102/2022 (2-1850/2021;) ~ М-1695/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Войтенко Анатолий Иванович
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Московской области
Другие
Казакова Елена Владимировна
Войтенко Татьяна Константиновна
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Жигарева Екатерина Александровна
Дело на странице суда
shatura--mo.sudrf.ru
19.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022Дело оформлено
14.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее