Материал № 13-46/2023
(Дело № 2-56/2018, УИД 32RS0011-01-2018-000080-60)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 апреля 2023 года г. Злынка
Злынковский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Чубченко А.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление главы администрации Злынковского района Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Злынковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018,
У С Т А Н О В И Л :
Глава администрации Злынковского района обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Злынковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018 до ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свое заявление тем, что исполнение указанного решения по принятию мер по очистке территории, прилегающей к свалке ТБО, по адресу: Брянская область, г. Злынка, <адрес> 300 метров севернее <адрес>, будет произведено в рамках реализации природоохранного проекта «Рекультивация несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области», площадью 4,3 га, с учетом того, что не предоставляется возможным разделить предмет исполнения по вышеуказанному делу и по делу №, в рамках которого решением Злынковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Злынковского района Брянской области возложена обязанность в течение 9 (девяти) месяцев после вступления решения в законную силу произвести ликвидацию и рекультивацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 2,4 га, расположенной в 300 метрах севернее дома № 34 по ул. Карла Маркса гор. Злынка Брянской области.
Суд, в силу положений ст. 203.1 ГПК РФ счел необходимым вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Представитель администрации Злынковского района Брянской области в судебное заседание не явился.
Природоохранный прокурор представил ходатайство о рассмотрении заявления без участия представителя природоохранной прокуратуры. В связи с заключением муниципального контракта на выполнение работ по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов в г. Злынка Брянской области не возражал в предоставлении отсрочки судебного решения сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив заявление, приложенные к нему документы, ходатайство прокурора и материалы дела, в соответствии с ч.1 ст. 203.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Согласно ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Решением Злынковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № исковое заявление Брянского природоохранного прокурора к администрации Злынковского района Брянской области и МКП «Коммунальщик» о понуждении к совершению действий удовлетворено. На администрацию Злынковского района Брянской области возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу принять меры по очистке территории, прилегающей к свалке ТБО по адресу: Брянская область, г. Злынка, <адрес> 300 метров севернее <адрес>. На МКП «Коммунальщик» возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу произвести очистку территории, прилегающей к свалке ТБО по адресу: Брянская область, г. Злынка<адрес>, 300 метров севернее <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судом выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, которое к настоящему времени не окончено, решение суда не исполнено.
Дважды администрация Злынковского района Брянской области обращалась с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №.
По результатам рассмотрения указанных заявлений определениями Злынковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заявления администрации Злынковского района Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда были оставлены без удовлетворения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 2,4 га, расположенной в 300 метрах севернее дома <адрес> г. Злынка, в соответствии с распоряжением администрации Злынковского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ определен как место складирования отходов производства и потребления. Администрацией района и МКП «Коммунальщик», осуществлявшими деятельность по сбору и размещению отходов, допускались существенные нарушения законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами, в нарушение требований законодательства отходы производства и потребления размещались на непредназначенном для этих целей месте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, планировка территории свалки и рекультивация земельного участка проведены не были, пересыпка отходов изолирующим материалом не осуществлялась, территория свалки огорожена не была, продолжалось складирование отходов, вследствие чего происходило накопление в почве токсичных веществ, сохранялся высокий уровень ее бактериального заражения, что влечет угрозу жизни и здоровью граждан, распространения заболеваний, негативному воздействию на все компоненты окружающей среды.
Виду указанного решением Злынковского районного суда Брянской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Злынковского района Брянской области была возложена обязанность в течение 9 (девяти) месяцев после вступления решения в законную силу произвести ликвидацию и рекультивацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 2,4 га, расположенной в 300 метрах севернее дома № 34 по ул. Карла Маркса гор. Злынка Брянской области.
Вместе с тем, в ходе проведенного Брянской природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ осмотра установлено, что на земельном участке, прилегающем к несанкционированной свалке, продолжается размещение отходов производства и потребления, территория вокруг несанкционированной свалки захламлена, ввиду чего Злынковским районным судом Брянской области ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу 2-56/2018 было принято решение об обязании администрации Злынковского района Брянской области принять меры по очистке территории, прилегающей к свалке ТБО.
Как следует из представленных вместе с заявлением материалов, во исполнение решения суда и в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок ликвидации и рекультивация несанкционированной свалки, администрацией Злынковского района приняты определенные меры по ликвидации и рекультивации указанной свалки, в частности заключены договоры и контракты на разработку инженерно-геологических, инженерно-геодезических изысканий по рекультивации свалки, на разработку проектной документации по рекультивации, на оказание услуг по межеванию земельных участков, на которых расположена свалка, на выполнение работ по разработке материалов оценки воздействия намеченной хозяйственной деятельности на окружающую среду, на выполнение инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий на объекте, которые к настоящему времени исполнены, зарегистрировано право собственности муниципального образования на земельные участки, на которых расположена свалка, в результате чего решением комиссии Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ природоохранный проект «Рекультивация несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области» отобран в целях предоставления из федерального бюджета бюджету Брянской области субсидии на софинансирование расходных обязательств в 2023 году, связанных с реализацией этого проекта. Кроме этого, финансовым отделом администрации Злынковского района Брянской области доведены лимиты бюджетных обязательств на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, в том числе на мероприятия в сфере охраны окружающей среды на 2023 год в размере 54372420 рублей. Департаментом финансов Брянской области до администрации Злынковского района Брянской области доведено о предоставлении в 2023 году субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок, с Департаментом природных ресурсов Брянской области заключено соглашение о предоставлении субсидии на рекультивацию несанкционированной свалки.
Так же заявитель указал, что по результатам проведения электронного аукциона с ООО «АС МОНТАЖ» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по рекультивации несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области. Вместе с тем, к заявлению приложен только проект указанного договора, не подписанный сторонами.
При этом представленные материалы не содержат достаточных сведений об исполнении администрацией Злынковского района Брянской области решения Злынковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, либо принятии исчерпывающих и полных мер по своевременному исполнению этого решения.
Кроме этого, все представленные материалы в полной мере возможно отнести к сведениям об исполнении решения Злынковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым на администрацию Злынковского района Брянской области возложена обязанность произвести ликвидацию и рекультивацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 2,4 га, расположенной в 300 метрах севернее дома <адрес> гор. Злынка Брянской области.
Вместе с тем, решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, по которому заявитель просит предоставить отсрочку, на администрацию Злынковского района Брянской области возложены иные обязанности – принять меры по очистке территории, прилегающей к свалке ТБО, по адресу: Брянская область, г. Злынка<адрес>, 300 метров севернее дома № 34., для чего проект рекультивации несанкционированной свалки не нежен.
Приведенные решения суда приняты о разных предметах, ввиду чего довод заявителя о том, что не предоставляется возможным разделить предмет исполнения по вышеуказанному делу и по делу №, безоснователен.
Несмотря на то, что решение суда по делу № вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, достаточные и необходимые меры к очистке территории, прилегающей к свалке ТБО по адресу: Брянская область, г. Злынка, <адрес>, 300 метров севернее <адрес>, администрацией Злынковского района Брянской области своевременно приняты не были, в связи с чем суд приходит к выводу, что указанное решение суда на протяжении длительного периода (более 4 лет 10 месяцев) безосновательно не исполнялось и не исполнено к настоящему времени.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения администрацией района данного судебного решения, не установлено, доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств, суду не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 19 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Как установлено судом, после вступления решения суда в законную силу у заявителя имелся продолжительный срок, установленный этим решением, для принятия необходимых мер к его исполнению, однако это решение, как в установленный срок, так и спустя длительное время после его истечения, в том числе и к настоящему времени, не исполнено, сведений о том, что к настоящему времени заявителем приняты полные и исчерпывающие меры к исполнению решения, отсутствуют, доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению этого решения, заявителем судье не представлено.
Отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих такому исполнению, однако достаточных доказательств, свидетельствующих о безусловном наступлении таких обстоятельств, и того, что указанное решение будет исполнено по истечении срока отсрочки его исполнения, то есть к ДД.ММ.ГГГГ, в представленных материалах не имеется, таких доказательств заявителем судье не представлено.
Принимая во внимание, что решение Злынковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в части, до настоящего времени не исполнено, учитывая то, что непринятие указанных мер влечет угрозу для жизни и здоровья граждан, негативного воздействия на окружающую среду, и что отсрочка исполнения этого решения будет отдалять реальную защиту охраняемых законом интересов общества и государства, суд приходит к выводу, что предоставление отсрочки исполнения указанного судебного решения поставит в неравное положение участников этих правоотношений, ущемляя их права и законные интересы, а также будет противоречить принципу разумного срока исполнения судебного акта, предусмотренному ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ.
Представленные документы о фактах принятых администрацией Злынковского района Брянской области мер по исполнению решения суда не являются безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку не свидетельствуют о принятии всего комплекса мер по очистке территории, прилегающей к свалке ТБО.
Приведенные заявителем доводы о том, что возложенная на него судом обязанность по принятию мер к очистке территории, прилегающей к свалке ТБО, будет исполнена в результате реализации проекта «Рекультивация несанкционированной свалки в городе Злынка Брянской области» при приведенных выше обстоятельствах суд считает безосновательными и не являющимися основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку запланированная реализация указанного проекта не освобождают администрацию Злынковского района Брянской области от исполнения возложенной на нее судом обязанности.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, заявителем не представлено, приведенные им в обоснование заявления доводы, по мнению суда, к таким обстоятельствам не относятся, при этом возложенная судом на администрацию Злынковского района Брянской области обязанность подлежала исполнению как в установленный для этого срок, так и к настоящему времени, однако эта обязанность заявителем в полном объеме не исполнена, очистка территории, прилегающей к свалке ТБО не проведена, что указывает на непринятие администрацией Злынковского района мер к ее проведению.
Длительный период неисполнения администрацией района решения суда умаляет не только сам смысл судебного решения, но и грубо нарушает права граждан на судебную защиту, что является недопустимым.
Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств и то, что целью исполнения судебного решения является обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, предотвращение угрозы возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует об особой значимости своевременного исполнения этого решения, неотложности правовой защиты, судья приходит к выводу, что удовлетворение заявления о предоставлении отсрочки его исполнения повлечет неоправданное затягивание срока исполнения судебного решения и поскольку предоставление такой отсрочки является правом, а не обязанностью судьи, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления главы администрации Злынковского района Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 203, 203.1 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Заявление главы администрации Злынковского района Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-56/2018 оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд Брянской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья А.М. Чубченко