№ 21- 204/2023
УИД 38RS0018-01-2022-000454-33
решение
3 апреля 2023 года г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО3 на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от 25 августа 2022 года Номер изъят-АП и решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от 25 августа 2022 года Номер изъят-АП администрация Куретского муниципального образования – администрация сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО3 просит об отмене состоявшихся актов и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие состава административного правонарушения в связи с ликвидацией свалки и принятием органом местного самоуправления всех возможных мер для исполнения судебного решения. Одновременно в жалобе заявлено ходатайство о восстановлении срока на ее подачу.
Определением судьи Иркутского областного суда от 3 апреля 2023 года администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения восстановлен срок на обжалование состоявшихся по делу актов.
Глава Куретского муниципального образования ФИО4 и защитник ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
Учитывая, что при подготовке к рассмотрению дела обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанных лиц, не признано, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Номер изъят-АП, материалы дела Ольхонского районного суда Иркутской области № 12-46/2022, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно статье 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закон об исполнительном производстве.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела об административном правонарушении и материалов судебного дела установлено следующее.
27 августа 2018 года Ольхонским районным судом Иркутской области по гражданскому делу № 2а-219/2018 вынесено решение, которым суд обязал администрацию Куретского муниципального образования – администрацию сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку площадью 2,3 га на территории земельного участка, расположенного в местности Бориса Куретского муниципального образования Ольхонского района, в границах точек с координатами N52°49"18,6" Е106°11"01,2"; N52°49"18,5" Е106°11"03,7"; N52°49"32,2"Е 106°11"06,9"; N52°49"31,5" Е106°11"05,4", путем очистки территории от твердых коммунальных отходов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании указанного решения суда 6 августа 2019 года выдан исполнительный лист серии ФС Номер изъят.
15 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнен, 3 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Копия постановления получена должником 16 сентября 2020 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 июня 2022 года должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 8 июля 2022 года. Копия постановления получена должником 23 июня 2022 года.
К указанному сроку 8 июля 2022 года содержащиеся в исполнительном документе требования не исполнены, о чем составлен акт 18 августа 2022 года.
В отношении администрации Куретского муниципального образования 24 августа 2022 года составлен протокола Номер изъят-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
25 августа 2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 вынесено постановление Номер изъят-АП о привлечении администрации Куретского муниципального образования к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья Ольхонского районного суда Иркутской области согласился с изложенными в нем выводами.
Между тем, судьей районного суда не учтено следующее.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 18 августа 2022 года администрацией муниципального образования получено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 24 августа 2022 года для составления протокола об административном правонарушении.
24 августа 2022 года к судебному приставу-исполнителю явился защитник органа местного самоуправления ФИО3, который участвовал при составлении протокола об административном правонарушении и получил его копию.
В указанном протоколе имеются сведения о рассмотрении дела об административном правонарушении 25 августа 2022 года в 14 часов 30 минут.
В нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 30.4, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда не истребованы в службе судебных приставов сведения об извещении законного представителя органа местного самоуправления о рассмотрении дела об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем 25 августа 2022 года в 14 часов 30 минут.
Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о законности привлечения к административной ответственности администрации Куретского муниципального образования.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья районного суда не запросил сведения об извещении законного представителя органа местного самоуправления о рассмотрении дела об административном правонарушении, следовательно, не выполнил в полном объеме требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о законности и обоснованности постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от 25 августа 2022 года Номер изъят-АП сделан без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований статей 1.6, 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные судьей Ольхонского районного суда Иркутской области при пересмотре дела по жалобе органа местного самоуправления нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание изложенное, решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению в
Ольхонский районный суд Иркутской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Жалобу защитника ФИО3 удовлетворить частично.
Решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения возвратить на новое рассмотрение в Ольхонский районный суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.А. Ткачук