Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6214/2023 от 24.04.2023

Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-6214/2023

УИД: 63RS0039-01-2022-007137-71

№ 2а-654/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей Лёшиной Т.Е. и Ромадановой И.А.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Исаева И.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., возражения представителя МИФНС России № 23 по Самарской области по доверенности Терешкиной Е.В. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Исаева И.Н. задолженности по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что административный ответчик является плательщиком обязательных платежей в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, обязанность по уплате налога в проверяемый налоговый период (2020 год) не исполнил, судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Исаева И.Н. недоимку по налогам за 2020 год в общем размере <данные изъяты> копейки, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> копейка, по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере <данные изъяты> копеек, по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> копейки.

Административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2023 г. административные исковые требования удовлетворены, с Исаева И.Н. взыскана недоимка по налогам за 2020 год в общем размере <данные изъяты> копейки, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> копейка, по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере <данные изъяты> копеек, по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> копейки, а также взыскана государственная пошлина в бюджет г.о. Самара в размере <данные изъяты> рубль (л.д. 62-64).

В апелляционной жалобе Исаев И.Н. просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 67).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть заявление в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.

Согласно пункта 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу абзаца 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Судом первой инстанции установлено, что Исаев И.Н. является плательщиком земельного, транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности в проверяемые налоговые периоды (2020 год) объектов налогообложения, что подтверждается сведениями налогового и регистрирующих органов (РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре, Управления Росреестра по Самарской области), а именно, транспортного средства «МитцубисиПаджеро», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, земельного участка (кадастровый номер ), квартиры (кадастровый номер ), гаража (кадастровый номер ) (л.д. 16-18, 49, 54).

Административному ответчику по адресу его регистрации налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 1 сентября 2021 г. о суммах транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2020 год со сроком уплаты до 1 декабря 2021 г. (л.д. 7-8, 10, 50).

Поскольку административным ответчиком в установленный в налоговом уведомлении срок налог не уплачен, налоговым органом выставлено требование № от 15 декабря 2021 г. об уплате в срок до 8 февраля 2022 г. недоимки по налогам в общем размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> копейки (л.д. 11-13, 14-15).

Административным ответчиком требование налогового органа оставлено без исполнения.

С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 26 мая 2022 г., то есть с соблюдением установленного шестимесячного срока (л.д. 56-59).

1 июня 2022 г. мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Исаева И.Н. задолженности по налогу в общем размере <данные изъяты> копейки (л.д. 60).

21 июля 2022 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д. 6, 61).

Административное исковое заявление согласно квитанции об отправке посредством портала «Электронное правосудие» подано в суд 28 ноября 2022 г. в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок после отмены судебного приказа (л.д. 41-43).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не исполнено требование налогового органа об уплате суммы налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Исаева И.Н. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил. В связи с чем, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что административный истец не был уведомлен о рассмотрении дел в порядке упрощенного производства, копию определения суда не получал, в связи с чем был лишен возможности являться стороной по делу и защищать свои права и законные интересы.

Указанные доводы проверены судебной коллегией и подлежат отклонению, как несостоятельные и противоречащие материалам административного дела.

Так, в силу части 2 статьи 140 КАС РФ в случаях, установленных настоящим Кодексом, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Согласно части 5.1 статьи 292 КАС РФ в определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Определением Ленинского районного суда г. Самары от 1 декабря 2022 г. административное исковое заявление принято к производству суда (л.д. 2).

Из содержания указанного определения следует, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства. В определении изложены права сторон, предусмотренные статьей 45 КАС РФ, сторонам предложено в срок до 23 декабря 2022 г. представить в суд и направить друг другу доказательства и возражения относительно предъявленных требований. В срок до 23 января 2023 г. сторонам предложено представить в суд и направить друг другу дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 4 Постановления от 17 декабря 2020 г. № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства», в случаях наличия оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренных частью 5 статьи 216, пунктом 2 части 1 статьи 291 КАС РФ, суд (судья) выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (определение о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, о принятии административного искового заявления к производству и подготовке административного дела к судебному разбирательству).

Неполучение административным ответчиком поступившей ему копии названного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, само по себе не служит препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения (статья 100 КАС РФ, статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что копия определения суда от 1 декабря 2022 г. направлена в адрес лиц, участвующих в деле, в том числе, Исаева И.Н. (л.д. 44).

Согласно уведомлению о вручении заказного почтового отправления с почтовым идентификатором , письмо направленное Ленинским районным судом г. Самары в адрес Исаева И.Н. 20 декабря 2022 г. возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (л.д. 52).

Таким образом, судом соблюдены положены закона, требующие обязательное направление в адрес лиц участвующих в деле определения о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке административного дела к судебному разбирательству.

Доказательств неполучения направленного в адрес административного ответчика определения суда по уважительным причинам Исаевым И.Н. не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о неполучении копии решения суда на момент подачи апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности выводом суда о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований и основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта не являются.

Кроме того, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

До настоящего времени административный ответчик не уплатил задолженность по налогу и пени. Доказательств обратного ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

Расчет задолженности по налогу и пени судебная коллегия находит обоснованным и арифметически правильным.

Из изложенного следует, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Исаева И.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 9 июня 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-6214/2023

УИД: 63RS0039-01-2022-007137-71

№ 2а-654/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

30 мая 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей Лёшиной Т.Е. и Ромадановой И.А.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Исаева И.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., возражения представителя МИФНС России № 23 по Самарской области по доверенности Терешкиной Е.В. против доводов апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Исаева И.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме будет изготовлено в течение десяти дней.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6214/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Исаев И.Н.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
24.04.2023Передача дела судье
30.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее