Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1098/2023 ~ М-745/2023 от 11.09.2023

24RS0054-01-2023-000957-86 (2-1098/2023)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 декабря 2023 года                                                                           город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.

при секретаре Мазур Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Гончаровой Олесе Александровне о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с исковым заявлением к Гончаровой О.А. о взыскании выплаченных денежных средств в размере 70000 рублей, а также оплаченной государственной пошлины в размере 2300 рублей. Требования мотивированы тем, что Гончарова О.А. 13.05.2022 обратилась через «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в г. Ужуре в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан на развитие личного подсобного хозяйства. На основании заявления Гончаровой О.А. территориальным отделением КГКУ «УСЗН» принято решение о предоставлении материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства от 25.05.2022 № 56000057181ВС/1. 26.05.2022 с Гончаровой О.А. заключено соглашение № 25/6, сроком до 31.12.2022. Гончаровой О.А. предоставлена денежная выплата в размере 70000 рублей, перечисленная на расчетный счет, указанный в заявлении. Однако Гончарова О.А. не отчиталась о расходовании бюджетных средств по целевому назначению. Территориальным отделением 28.02.2023 в адрес Гончаровой О.А. направлено требование от № 80/1/21-403 о возврате полученных денежных средств в размере 70000 рублей. До настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили.

Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения истец извещен надлежащим образом. От представителя учреждения Шахова П.Г. в суд поступило заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме.

Ответчик Гончарова О.А. в судебное заседание не явилась, уведомить ее о дате судебного заседания не представилось возможным. Почтовое отправление по адресу регистрации ответчика возвратилось в суд с отметкой об истечении срока хранения. В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против чего истец возражений не заявил.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.

В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении

В случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 3.1 статьи 78 БК РФ).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 9 к Подпрограмме.

В соответствии с пунктом 3.1 указанной Подпрограммы ее финансирование осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Согласно пункту 3.4.11 Подпрограммы мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.

Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (пункт 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 8 Порядка).

Согласно пункту 11 Порядка при реализации мероприятия, указанного в подпункте 3 пункта 8 Порядка (по ведению личного подсобного хозяйства), заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 200000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства.

Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».

Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В соответствии с пунктом 29 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.

Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым данного пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 35 Порядка).

Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что уважительными причинами, препятствующими выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, являются: тяжелая болезнь (беспомощное состояние) получателя (члена семьи получателя, за которым требуется уход), смерть близких родственников; призыв на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

При возникновении уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в абзаце первом настоящего пункта, получатель в течение 2 недель со дня наступления соответствующей причины обращается в уполномоченное учреждение с заявлением о внесении изменений в программу социальной адаптации или продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации, в котором указывает способ направления уведомления о принятом решении о внесении (об отказе во внесении) изменений в программу социальной адаптации либо продлении (об отказе в продлении) срока действия социального контракта (путем почтового отправления либо направления по адресу электронной почты, либо в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или на краевом портале государственных и муниципальных услуг), и прилагает к нему документы, подтверждающие наличие уважительной причины, препятствующей выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом.

При возникновении уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом получатель в течение 2 недель со дня наступления соответствующей причины обращается в уполномоченное учреждение с заявлением о внесении изменений в программу социальной адаптации или продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации и прилагает к нему документы, подтверждающие наличие уважительной причины, препятствующей выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом. Уполномоченное учреждение рассматривает заявление о внесении изменений в программу социальной адаптации или продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации и прилагаемые к нему документы в течение 10 дней со дня их получения и принимает решение о внесении изменений в программу социальной адаптации или продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации (при наличии уважительной причины, предусмотренной в абзаце первом настоящего пункта) либо об отказе во внесении изменений в программу социальной адаптации или продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации (при отсутствии уважительной причины, предусмотренной в абзаце первом настоящего пункта).

Согласно подпункту 5 пункта 36 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 29 Порядка.

Положениями пункта 37 Порядка определено, что получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 36 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

На основании пункта 39 Порядка денежные средства, средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что 13.05.2022 Гончарова О.А. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявлением о назначении ей материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».

25.05.2022 территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения» принято решение о назначении Гончаровой О.А. материальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства в размере 70000 рублей.

26.05.2022 между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Гончаровой О.А. заключено соглашение № 25/6, согласно пунктам 1.2, 2.1 которого Гончаровой О.А. предоставляется единовременная адресная материальная помощь для разведения личного подсобного хозяйства (приобретение домашней птицы, бычка и сельскохозяйственных кормов) в размере 70000 рублей.

Денежные средства по социальному контракту в размере 70000 рублей переведены на расчетный счет Гончаровой О.А., что подтверждается платежным поручением № 798005 от 10.06.2022 и не оспаривается ответчиком.

В силу подпункта 3 пункта 4.1. соглашения Гончарова О.А. обязана в период действия соглашения ежемесячно представлять в Управление информацию в письменной форме о выполнении мероприятий (действий), указанных в пункте 1.2.

Согласно пункту 5.1 соглашения оно заключается на срок 31.12.2022.

Таким образом, ответчик Гончарова О.А. по условиям соглашения должна представить отчет о выполнении мероприятий в срок до 26.06.2022, 26.07.2022, 26.08.2022, 26.09.2022, 26.10.2022, 26.11.2022 и 26.12.2022.

Отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных соглашением 26.05.2022, ответчиком предоставлены не были.

На основании подпункта 3 пункта 3.2. соглашения КГКУ «УСЗН» имеет право расторгнуть соглашение в одностороннем порядке по истечении 1 месяца с даты направления уведомления заявителю о выявлении фактов неисполнения обязательств соглашения и (или) мероприятий (действий), указанных в пункте 1.2, в случае невыполнения заявителем обязанностей, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 4.1 соглашения, и (или) мероприятий (действий), указанных в пункте 1.2.

28.02.2023 КГКУ «УСЗН» направлено в адрес Гончаровой О.А. требование о необходимости возврата денежных средств, полученных и не использованных по целевому назначению в рамках исполнения соглашения.

Принимая во внимание, что при заключении соглашения Гончарова О.А. была предупреждена об ответственности за нарушение взятых на себя обязательств, однако не представила своевременно ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных соглашением, суд находит требования о взыскании с ответчика денежных средств, полученных ею в виде материальной помощи в размере 70000 рублей, подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, с Гончаровой О.А. подлежат взысканию понесенные КГКУ «УСЗН» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2300 рублей. Указанные расходы подтверждены платежным поручением № 1014128 от 31.07.2023.

Руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.

Взыскать в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» () с Гончаровой Олеси Александровны, <данные изъяты>), сумму полученной материальной помощи на основе соглашения от 26.05.2022 № 25/6 в размере 70000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2300 рублей, а всего взыскать 72300 (семьдесят две тысячи триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                    Л.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 18 декабря 2023 года

2-1098/2023 ~ М-745/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУЗ "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Гончарова Олеся Александровна
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Макарова Лариса Альфредовна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
11.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2023Подготовка дела (собеседование)
05.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.11.2023Предварительное судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее