УИД 10RS0001-01-2023-000274-56
Дело №2-245/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2023 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Каменевой А.А. |
с участием прокурора | Бобро В.А., |
представителя муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» | Рускуль В.Д., |
ответчика | Светлинской Ю.Ю., |
представителя Совета муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» | Нурлиной С.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Беломорского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц, публично-правового образования – муниципальное образование «Летнереченское сельское поселение» к Светлинской Ю.Ю. признании незаконными и недействительными распоряжений Главы муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» о премировании, изданные с мая 2020 года по январь 2023 года в отношении себя лично, а также распоряжения № 29 от 19 сентября 2018 г. в части начисления и выплаты ежемесячной премии в размере 3689,40 руб., взыскании со Светлинской Ю.Ю. в казну муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» неосновательногообогащения в сумме 238 549, 56 руб.,
установил:
прокурор Беломорского района Республики Карелия 24 мая 2023 г. в интересах неопределенного круга лиц, публично-правового образования – муниципальное образование «Летнереченское сельское поселение» с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Светлинской Ю.Ю. о признании незаконными и недействительными распоряжений главы муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» о премировании, изданных смая 2020 года по январь 2023 года в отношении себя лично, а также распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления и выплаты ежемесячной премии в размере 3689,40 руб., взыскании со Светлинской Ю.Ю. в казну муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» (далее – МО «Летнереченское сельское поселение») неосновательного обогащения в сумме № руб.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района был проведен анализ соблюдения антикоррупционного законодательства муниципальными служащими МО «Летнереченское сельское поселение», выявлены нарушения.
Установлено, что распоряжения о премировании Главы МО «Летнереченское сельское поселение» № 13 от 25 мая 2020 г., № 15 от 25 июня 2020 г., № 19 от 25 июля 2020 г., №22 от 25 августа 2020 г., № 25 от 28 сентября 2020 г., № 30 от 27 октября 2020 г., № 33 от 20 ноября 2020 г., № 34 от 21 декабря 2020 г., № 2 от 25 января 2021 г., № 6 от 25 февраля 2021 г., № 10 от 25 марта 2021 г., № 15 от 26 апреля 2021 г., № 18 от 26 мая 2021 г., № 22 от 25 июня 2021 г., № 27 от 26 июля 2021 г., № 31 от 25 августа 2021 г., № 33 от 25 сентября 2021 г., № 34 от 27 октября 2021 г., № 35 от 26 ноября 2021 г., № 37 от 24 декабря 2021 г., № 1 от 24 января 2022 г., № 3 от 24 февраля 2022 г., № 5 от 22 марта 2022 г., № 9 от 25 апреля 2022г., № l1 от 23 мая 2022 г., № 13 от 24 июня 2022 г., № 18 от 25 июля 2022 г., № 20 от 26 августа 2022 г., № 24 от 26сентября 2022г., № 28 от 26 октября 2022 г., № 30 от 29 ноября 2022 г., № 32 от 29 декабря 2022 г., № 2 от 25 января 2023 г.,издавались самим Главой поселения Светлинской Ю.Ю., как и распоряжение № 29 от 19 сентября 2018 г. о вступлении в должность в части начисления и выплаты ежемесячной премии в размере 3689,40 руб. (33 % должностного оклада) (пункт 2 распоряжения).
Общая сумма денежных средств, фактически выплаченных Светлинской Ю.Ю. в качестве премии за период с мая 2020 года по январь 2023 г. с учетом районного коэффициента и северной надбавки за вычетом НДФЛ составила 238 549,56 руб.
Поскольку в спорный период времени в МО «Летнереченское сельское поселение» отсутствовал муниципальный правовой акт о порядке назначении и выплаты премии Главе поселения, при этом Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устав поселения устанавливают, что Глава поселения подконтролен представительному органу – Совету, в связи с чем вопрос о назначении премии Главе поселения относится к исключительной компетенции Совета поселения, прокурор полагает, что оспариваемые распоряжения являются незаконными, поскольку вынесены некомпетентным органом, в связи с чем являются недействительными и не могут порождать правовых и фактических последствий. Предъявляя требования о возврате данных денежных средств по правилам о неосновательном обогащении, прокурор ссылается на недобросовестность Главы поселения при вынесении распоряжений о назначении премии самой себе, обосновывая данные доводы тем, что Глава поселения создала ситуацию конфликта интересов по основанию личной заинтересованности при принятии решения, несмотря на то, что являясь муниципальным служащим, обязана соблюдать ограничения и запреты, то есть по сути совершила коррупционное правонарушение.
В судебном заседании прокурор уточненные требования поддержал, указал, что требования об отмене распоряжений основаны на некомпетентности должностного лица в вопросах их принятия, а требования о взыскании неосновательного обогащения – на недобросовестности Главы поселения, которая выразилась в допущении ситуации личной заинтересованности (оценка качества работы самой себя). Пояснил, что не приводит суду доводов об излишне выплаченных суммах, поскольку размер выплаченной премии не превысил сумм, заложенных на данные цели в Фонд оплаты труда. Положение об оплате труда выборного должностного лица и муниципальных служащих органов местного самоуправления Летнереченского сельского поселения (далее – Положение об оплате труда муниципальных служащих) не оспаривает в связи с отсутствием такой необходимости, поскольку данный муниципальный правовой акт не содержит норм о порядке назначения премии Главе поселения. Доводов о том, что работа Главы поселения в спорный период не заслуживала положительной оценки не заявляет.
Ответчик Светлинская Ю.Ю. в судебном заседании против требований прокурора возражала. Указала, что при издании оспариваемых распоряжений о премировании руководствовалась Положением об оплате труда муниципальных служащих, которое прошло антикоррупционную экспертизу, а потому не имеется оснований полагать, что распоряжения являются незаконными. Пояснила, что размер расходов на премирование Главы поселения (шесть должностных окладов в год) заложены в бюджет поселения, размер фонда премирования утвержден Советом поселения, в связи с чем она не превысила тот лимит премий, который был установлен. Результаты работы Главы поселения ежегодно оценивались Советом, замечаний к её работе не поступало. Каких-либо недобросовестных действий при издании распоряжений о премировании она не совершала, в связи с чем, в отсутствие недобросовестности, суммы выплаченных премий не могут быть взысканы с неё по правилам о неосновательном обогащении. Доводов об оспаривании размера заявленной к взысканию суммы премии не заявляет. Просила отказать в иске в связи с пропуском срока давности, установленного ст. 392 ТК РФ. Указала, что Совет собирается один раз в квартал, а поскольку премия распределяется и выплачивается ежемесячно, она не могла вынести данный вопрос на разрешение Совета.
Глава МО «Летнереченского сельского поселения» Рускуль В.Д. в судебном заседании против иска возражала по доводам, приведённым в письменных возражениях. В частности, указала, что муниципального правового акта, который предусматривает порядок назначения премии Главе поселения в Летнереченском сельском поселении в спорный период не имелось, однако в поселении за длительное время сложился правовой обычай, который состоит в том, что Глава поселения премирует сам себя не вынося вопрос на обсуждение Совета. Положение об оплате труда муниципальных служащих поселения прошло антикоррупционную экспертизу, каких-либо замечаний прокуратура не высказала. Светлинская Ю.Ю. при назначении себе премий в спорный период не вышла за пределы утвержденного на эти цели фонда оплаты труда, а именно шести должностных окладов, размеры фонда утвердил Совет поселения, в связи с чем, фактически Глава поселения не определял размер своей премии, а просто распределял её в пределах установленного лимита.В дополнение к указанному и для сведения суда пояснила, что в порядке урегулирования конфликта интересов она, как Глава поселения, своим распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № отменила пункт 2 своего распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № «О вступлении в должность» в части указания на то, что она назначает себе ежемесячную премию в размере 33 % от должностного оклада, поскольку при вынесении данного решения допустила личную заинтересованность. В настоящее время в муниципальные правовые акты внесены изменения в части указания на то, что вопрос о назначении премии Главе поселения решает Совет.
Председатель Совета МО «Летнереченское сельское поселение»в судебном заседании подтвердила, что решение вопроса о назначении премии Главе поселения в спорный период времени относилось к компетенции Совета, муниципального правового акта по вопросу назначении премии Главе поселения не было принято. Вместе с тем, от имени Совета поселения против иска возражает, поскольку полагает, что имеется также и вина Совета в том, что вопрос о назначении премии Главе поселения с 2020 по 2023 гг. не выносился на обсуждение коллегиального органа. Кроме того, указала, что деятельность Главы поселения в спорный период времени была оценена Советом положительно, к дисциплинарной ответственности она не привлекалась, а потому фактически основания для назначения ей премии имелись. При назначении премии Глава поселения не вышел за пределы установленного лимита в шесть должностных окладов.
Изучив материалы дела, заслушав стороны и представителя третьего лица, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 19 сентября 2018 г. Светлинская Ю.Ю. вступила в должность Главы МО «Летнереченское сельское поселение», издав распоряжение от 19 сентября 2018 г. «О вступлении в должность» №, пунктом 2 которого назначила себе ежемесячную премию в размере 3689,40 руб. (33 процента от должностного оклада).
Исполняя полномочия Главы поселения, Светлинская Ю.Ю. в период с мая 2020 года по январь 2023 г. издала распоряжения № 13 от 25 мая 2020 г., № 15 от 25 июня 2020 г., № 19 от 25 июля 2020 г., №22 от 25 августа 2020 г., № 25 от 28 сентября 2020 г., № 30 от 27 октября 2020 г., № 33 от 20 ноября 2020 г., № 34 от 21 декабря 2020 г., № 2 от 25 января 2021 г., № 6 от 25 февраля 2021 г., № 10 от 25 марта 2021 г., № 15 от 26 апреля 2021 г., № 18 от 26 мая 2021 г., № 22 от 25 июня 2021 г., № 27 от 26 июля 2021 г., № 31 от 25 августа 2021 г., № 33 от 25 сентября 2021 г., № 34 от 27 октября 2021 г., № 35 от 26 ноября 2021 г., № 37 от 24 декабря 2021 г., № 1 от 24 января 2022 г., № 3 от 24 февраля 2022 г., № 5 от 22 марта 2022 г., № 9 от 25 апреля 2022г., № l1 от 23 мая 2022 г., № 13 от 24 июня 2022 г., № 18 от 25 июля 2022 г., № 20 от 26 августа 2022 г., № 24 от 26 сентября 2022г., № 28 от 26 октября 2022 г., № 30 от 29 ноября 2022 г., № 32 от 29 декабря 2022 г., № 2 от 25 января 2023 г. о выплате себе премий в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Согласно представленным в материалы дела справкам администрации поселения в период с мая 2020 года по январь 2023 г. на основании указанных выше распоряжений Светлинской Ю.Ю. была выплачена премия в размере № руб. (включая сумму районного коэффициента и северной надбавки, однако за вычетом НДФЛ).
Разрешая требования прокурора о признании указанных выше распоряжений незаконными, суд руководствуется следующим.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационное и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 111 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определён статьёй 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1-5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 51 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании «Летнереченское сельское поселение» определены Уставом муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» в редакции от 29 мая 2018 г. (далее также - Устав).
К вопросам местного значения поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, его утверждение и исполнение, контроль за исполнением, утверждение отчета об исполнении (ст. 9 Устава).
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» образуют: представительный орган муниципального образования - Совет Летнереченского сельского поселения; Глава муниципального образования «Летнереченское сельское поселение»; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) - Администрация муниципального обрывания «Летнереченское сельское поселение». Органы местного самоуправления поселения обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета (ст. 23 Устава).
Представительным органом поселения является Совет «Летнереченское сельское поселение», организацию и деятельность которого осуществляет Председатель Совета (ст. 24 и 25 Устава).
К исключительной компетенции Совета «Летнереченского сельского поселения» отнесено: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; принятие правовых актов – решения; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении Главы поселения в отставку; назначение голосования по отзыву Главы (ч. 1 ст. 26 Устава).
Совет «Летнереченского сельского поселения» заслушивает ежегодные отчёты Главы поселения о результатах его деятельности и деятельности администрации (ч. 2 ст. 26 Устава).
Глава муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом. Избирается сроком на 5 лет гражданами,проживающими на территории поселения. (ч. 1 ст. 29 Устава).
Глава муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» в своей деятельности подконтролен и подотчётен населению и Совету «Летнереченское сельское поселение». Глава предоставляет Совету ежегодный отчет о своей деятельности. (ч. 3 ст. 29 Устава).
Совет «Летнереченского сельского поселения» по инициативе депутатов или по инициативе Главы Республики Карелия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ вправе удалить Главу «Летнереченское сельское поселение»в отставку. Основанием для принятия такого решения является, в том числе, неудовлетворительная оценка деятельности Главы со стороны Совета по итогам его ежегодного отчета; несоблюдение Главой антикоррупционных ограничений и запретов. (ч. 1 ст. 30 Устава).
Полномочия Главы муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» закреплены в ст. 33 Устава.
Глава поселения, в том числе, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издаёт в пределах своих полномочий правовые акты; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета планы и программы развития муниципального образования, отчёты об их исполнении; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам.
По вопросам местного значения в поселении принимаются муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входит: Устав, правовые акты, принятые на референдуме, нормативные и иные правовые акты Совета, правовые акты Главы поселения, правовые акты Председателя Совета (ч.5 ст. 37 Устава).
Посредством анализа положений Устава поселения судом установлено, что Глава поселения подотчетен и подконтролен Совету поселения, оценку деятельности Главы поселения дает исключительно Совет поселения, вопросы назначения и выплаты премий Главе поселения Уставом не урегулированы.
Решением Совета «Летнереченского сельского поселения» от 26 декабря 2005г. № 9 с учетом изменений, внесенных Решением Совета от 19 сентября 2018 г. № 5, утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц и работников органов местного самоуправления муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» (далее - Положение об оплате труда муниципальных служащих), разделом 3 которого определен порядок оплаты труда Главы муниципального образования «Летнереченское сельское поселение».
Денежное содержание главы муниципального образования определяется Уставом и состоит из месячного должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы; ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка лицу, имеющему ученую степень, премии, материальная помощь. На денежное содержание начисляется районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера. (п. 1 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих).
Размер должностного оклада Главы муниципального образования составляет 11180 руб. Главе муниципального образования устанавливается надбавка за особые условия службы в размере 50 процентов к должностному окладу, а также ежемесячная надбавка за выслугу лет в процентном соотношении от месячного должностного оклада согласно установленным критериям. (п.п. 2, 4, 5 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих).
При утверждении фонда оплаты труда предусматриваются средства на выплату премий Главе муниципального образования в размере шести должностных окладов в год (п. 6 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих).
Размеры должностных окладов и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, определяются в порядке, установленном представительным органом муниципального образования с учетом положений действующего законодательства и устанавливаются распоряжением руководителя органа местного самоуправления (п. 8 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих).
Положение об оплате труда муниципальных служащих в указанной редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 19 сентября 2018 г.
Анализ Положения об оплате труда муниципальных служащих обуславливает выводы о том, что оно не содержит условий о порядке назначения премии Главе поселения и не указывает какой компетентный орган вправе принимать данное решение. Положением установлен лишь размер премий Главе поселения – шесть окладов в год, а также указано на то, что размер премии определяется в порядке, установленном компетентным органом. Указаний на то, что Глава поселения своим распоряжением вправе решить вопрос о назначении себе премии, Положение не содержит.
Проанализировав Устав поселения и Положение об оплате труда муниципальных служащих суд приходит к выводу о том, что в спорный период в муниципальном образовании «Летнереченское сельское поселение» отсутствовал муниципальный правовой акт, которым установлен компетентный орган, полномочный решить вопрос о назначении Главе поселения премии, как не определен порядок и основания принятия данного решения. Действующий Глава поселения и Председатель Совета в судебном заседании данные факты подтвердили.
Вместе с тем, из норм Устава поселения и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ при их толковании во взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета муниципального образования «Летнереченское сельское поселение», которому подконтролен и подотчётен Глава муниципального образования «Летнереченское сельское поселение».
Премия Главе поселения, предусмотренная разделом 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы поселения со стороны того органа, которому он подконтролен и подотчетен, а именно Совета муниципального образования «Летнереченское сельское поселение.
Соответственно, принятие решения о поощрении Главы муниципального образования «Летнереченское сельское поселение относится к исключительной компетенции Совета муниципального образования «Летнереченское сельское поселение».
Решения, затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты на основании законов и иных нормативных правовых актов и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение) (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г.№ 21).
Таким образом, поскольку по обстоятельствам настоящего дела оспариваемые распоряжения о премировании были приняты неуполномоченным должностным лицом, а именно Главой поселения, а не представительным органом – Советом муниципального образования «Летнереченское сельское поселение», суд признает их незаконными и недействительными и данные требования прокурора удовлетворяет.
Распоряжениеот 19 сентября 2018 г. № 29 «О вступлении в должность», пунктом 2 которого Глава муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» назначила себе ежемесячную премию в размере 3689,40 руб. (33 процента от должностного оклада), суд также признает незаконным и недействительным.
Пункт 8 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих содержит указание на то, что Глава поселения вправе своим распоряжением зафиксировать тот размер дополнительной выплаты (премии), который определит представительный орган муниципального образования. Однако на момент издания оспариваемого распоряжения, а именно по состоянию на 19 сентября 2018 г., решения Совета поселения об установлении размера премии Светлинской Ю.Ю. не принималось, как не было принято и в последствии в течение всего искового периода.
Доводы Администрации и Совета сельского поселения о том, что в связи с пробелом в нормативном регулировании в части компетентного органа, который полномочен принять решение о назначении и выплате премии Главе поселения, в поселении сложился правовой обычай (ст. 5 ГК РФ), согласно которому Глава поселения поощряет сам себя, суд отклоняет.
Отсутствие в Положении об оплате труда муниципальных служащих указаний о порядке и компетентном органе, имеющем право принимать решение о премировании Главы поселения, не свидетельствует о наличии пробела в правовом регулировании. Вспорный период действовали положения Устава поселения и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, то есть муниципальные и нормативно правовые акты более высокого уровня, из содержания которых однозначно следует, что компетентным органом, полномочным принять решение о поощрении Главы поселения, является исключительно Совет поселения. Сам по себе тот факт, что спорный вопрос урегулирован императивными правовыми нормами, исключает возможность применения к нему какого-либо правового обычая.
Доводы ответчика Светлинской Ю.Ю., Администрации и Совета поселения о том, что Глава ежегодно отчитывалась перед Советом поселения и нареканий к её работе не имелось, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора. Так, прокурор не заявляет данные обстоятельства в качестве основания иска, и, кроме того, факт положительной оценки работы Главы поселения не исключает выводы суда о том, что оспариваемые распоряжения приняты некомпетентным органом.
По аналогичным основаниям суд также отклоняет доводы ответчика, Администрации и Совета поселения о том, что при назначении и выплате премий Светлинская Ю.Ю. не превысила установленный фондом оплаты труда размер, то есть шесть должностных окладов в год.
Поскольку Положение об оплате труда муниципальных служащих прокурором в рамках настоящего дела не оспаривается и, более того, не содержит норм о порядке назначения премии Главе поселения, доводы ответчика и третьих лиц о том, что данное Положение прошло антикоррупционную экспертизу для рассмотрения дела не значимы.
Положение об оплате труда муниципальных служащих не содержит императивного требования о том, что премия Главе поселения должна выплачиваться ежемесячно, в связи с чем доводы Светлинской Ю.Ю. о том, что Совет поселения заседает раз в квартал, что исключаловозможность решения Советом вопроса о назначении ей премии, суд признает несостоятельными.
Разрешая требования прокурора о взыскании со Светлинской Ю.Ю. в казну поселения денежных средств, выплаченных в качестве премиипо правилам о неосновательном обогащении, суд исходит из следующего.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учётом исковых требований прокурора является вопрос о том, имела ли место со стороны Светлинской Ю.Ю. недобросовестность при назначении самой себе и получении ею в период с мая 2020 года по январь 2023 года премий в общей сумме 238 549,56 руб.
В силу статей 56, 57 ГПК РФ сторона обязана доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
По общему правилу добросовестность и разумность действий Главы поселения предполагается, пока не доказано иное, в связи с чем суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение сторон обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении. Бремя доказывания недобросовестности возложено на сторону, которая на это ссылается, – прокурора.
Подтверждая недобросовестность в действиях Светлинской Ю.Ю. при назначении и выплате премий самой себе, прокурор указал, что ответчик допустила ситуацию неурегулированного конфликта интересов, то есть коррупционное правонарушение. Суд с данными доводами соглашается и полагает презумпцию добросовестности действий Светлинской Ю.Ю. опровергнутой.
Так, в силу части 41 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичная норма содержится в Уставе поселения (ч. 7 ст. 29).
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции»).
Основываясь на положениях Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд приходит к выводу о том, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Поскольку совершение Главой поселения коррупционного правонарушения исключает для суда возможность признать действия Светлинской Ю.Ю. добросовестными, суд отклоняет её доводы об обратном.
Поскольку действия Светлинской Ю.Ю. оцениваются судом как недобросовестные, суд не усматривает по обстоятельствам настоящего дела оснований, исключающих возможность взыскания полученных денежных средств по правилам о неосновательном обогащении.
Доводы Светлинской Ю.Ю. о пропуске срока давности основаны на неверном установлении характера спорных правоотношений.Положения трудового законодательства о годичном сроке обращения работодателя в суд за взысканием с работника материального ущерба к обстоятельствам настоящего дела не применимы. Спорные денежные суммы взыскиваются в настоящем споре не работодателем, а прокурором, при этом не на основании норм трудового законодательства, а по правилам гражданского законодательства о неосновательном обогащении. Поскольку первое из оспариваемых распоряжений принято 25 мая 2020 г. и первая премия получена не ранее указанной даты, прокурор, обратившись в суд с настоящим иском 24 мая 2023 г. срок исковой давности не пропустил по всему заявленному периоду взыскания.
Разрешая заявленные требования, суд также полагает целесообразным обратить внимание на следующее.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Тот факт, что по обстоятельствам настоящего дела позиция процессуального истца и официальная позиция материального истца вошли в противоречие не является для суда препятствием к рассмотрению дела, поскольку иск прокурора предъявлен также в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Более того, оценивая позицию публично-правового образования, выраженную как в посменных возражениях, так и в тех доводах, которые Глава поселения озвучила в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что публично-правовое образование, по сути, с правовой позицией прокурора согласно. Об этом свидетельствует тот факт, что в порядке урегулирования конфликта интересов действующий Глава поселения своим распоряжением от 24 мая 2023 г. №20, после получения копии настоящего иска, отменила пункт 2 своего распоряжения от 18 апреля 2015 г. № 15 «О вступлении в должность» в части указания на то, что она назначает себе ежемесячную премию в размере 33 % от должностного оклада, поскольку подтвердила, что при вынесении данного решения допустила личную заинтересованность. С указанного времени вопрос о назначении премии Главе в поселении решает Совет.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Беломорского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» удовлетворить.
Признать незаконными и недействительными распоряжения главы муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» № 13 от 25 мая 2020 г., № 15 от 25 июня 2020 г., № 19 от 25 июля 2020 г., №22 от 25 августа 2020 г., № 25 от 28 сентября 2020 г., № 30 от 27 октября 2020 г., № 33 от 20 ноября 2020 г., № 34 от 21 декабря 2020 г., № 2 от 25 января 2021 г., № 6 от 25 февраля 2021 г., № 10 от 25 марта 2021 г., № 15 от 26 апреля 2021 г., № 18 от 26 мая 2021 г., № 22 от 25 июня 2021 г., № 27 от 26 июля 2021 г., № 31 от 25 августа 2021 г., № 33 от 25 сентября 2021 г., № 34 от 27 октября 2021 г., № 35 от 26 ноября 2021 г., № 37 от 24 декабря 2021 г., № 1 от 24 января 2022 г., № 3 от 24 февраля 2022 г., № 5 от 22 марта 2022 г., № 9 от 25 апреля 2022г., № l1 от 23 мая 2022 г., № 13 от 24 июня 2022 г., № 18 от 25 июля 2022 г., № 20 от 26 августа 2022 г., № 24 от 26 сентября 2022г., № 28 от 26 октября 2022 г., № 30 от 29 ноября 2022 г., № 32 от 29 декабря 2022 г., № 2 от 25 января 2023 г., а также распоряжение № 29 от 19 сентября 2018 г. в части производства начисления и выплаты ежемесячной премии в размере 3689,40 руб. (33 % должностного оклада).
Взыскать со Светлинской Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> <адрес>, паспорт №, в казну муниципального образования «Летнереченское сельское поселение» сумму неосновательного обогащения в размере № руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В.Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ