К делу №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 01 февраля 2024 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Паранука М.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием:
прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № <адрес> о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № <адрес>, в котором просит обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку либо приобретение МБДОУ № <адрес> Республики Адыгея необходимой мебели, оргтехники, медицинских изделий и оборудований для медицинского кабинета согласно Стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, и обязать МБДОУ № <адрес> в 2-х месячный срок со дня выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую мебель, оргтехнику, медицинское изделие и оборудование для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
При этом указал, что прокуратурой района в ноябре 2023 года проанализирована деятельность дошкольных образовательных учреждений <адрес> в части достаточности и полноты принимаемых мер в сфере охраны здоровья детей, оказания им качественной и своевременной медицинской помощи в период предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми, их развитии, воспитании и оздоровлении.
По результатам анализа установлено, что выявленные нарушения закона в данной сфере, а именно по дооснащению медицинского кабинета дошкольного учреждения МБДОУ № <адрес> соответствующим медицинским оборудованием и изделиями для оказания детям первичной и неотложной медицинской помощи, устранены только частично, что противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
Так, в соответствии с п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Согласно п. п. 1, 10 ч. 1 ст. 41 ФЗ №, охрана здоровья обучающихся включается в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В силу ч. 3 ст. 41 ФЗ №, оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих, в том числе основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ №), государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Статьей 9 этого же федерального закона установлена ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц организаций за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Права несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в период их воспитания в образовательных организациях закреплены в Федеральном законе ФЗ № «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Вместе с тем, проведенным прокуратурой района в ноябре 2023 года анализом, установлено, что медицинский кабинет (выделенное помещение) в МБДОУ № <адрес> в настоящее время недостаточно оснащен медицинским оборудованием и изделиями для оказания воспитанникам первичной и неотложной медицинской помощи. В частности, в медицинском кабинете дошкольного учреждения отсутствует 38 видов (единиц) из 62 медицинского оборудования и изделия, включая оргтехнику и мебель (стетофонендоскоп, секундомер, плантограф, оториноскоп с набором воронок, шпатель металлический или одноразовый, холодильник, комплект одноразовых шприцов с иглами, аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой, медицинские перчатки, пипетки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», медицинская грелка, пузырь для льда, кровоостанавливающий жгут, вакуумный матрас, носилки, комплект травматологической укладки, желудочные зонды разных размеров, перевязочный материал, термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов, этиловый спирт, медицинская ширма, стол медицинский, инструментальный и манипуляционный столики, большой и малый бикс, пинцет, корцанг, ножницы, сейф для хранения медикаментов, ножницы, настольная лампа, принтер, шапочки, коврик размером 1 м. х 1,5 м.).
Факт отсутствия в дошкольном учреждении необходимого медицинского оборудования и изделия подтверждается также письмом Управления образования МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время устранение данных нарушений закона требует значительных финансовых затрат, которые не посильны образовательному учреждению без финансовой поддержки со стороны его учредителя (администрации МО «<адрес>»). В то же время, отсутствие необходимого медицинского оборудования и изделия в дошкольном учреждении не должно ущемлять, более того, нарушать гарантированные государством права детей (воспитанников) на охрану и сохранение их жизни и здоровья, на доступную, качественную и своевременную медицинскую помощь.
В судебном заседании прокурор <адрес> Республики Адыгея ФИО2 поддержал исковые требования прокурора района в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МБДОУ № <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая, что представители ответчиков, извещенные надлежащим образом, не явились в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Заслушав прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, суд находит, что иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № <адрес> о возложении обязанностей следует удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов несовершеннолетних детей, которые в силу возраста не могут самостоятельно защитить свои имущественные права, а бездействие родителя противоречит их интересам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся, согласно п. п. 1, 9, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включается в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих, в том числе основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Права несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в период обучения в образовательных организациях закреплены также в п. 1 ч. 1 ст. 54 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Согласно п. п. 9 и 11 Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности и оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения в соответствии с приложением № к Порядку.
Установлено, что прокуратурой района в ноябре 2023 года выявлено недостаточное оснащение медицинского кабинета МБДОУ № <адрес> медицинским оборудованием и изделиями для оказания обучающимся первичной и неотложной медицинской помощи.
Данное обстоятельство подтверждается поступившим в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ ответом на запрос из Управления образования МО «<адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в МБДОУ № <адрес> отсутствует: 38 видов (единиц) из 62 медицинского оборудования и изделия, включая оргтехнику и мебель (стетофонендоскоп, секундомер, плантограф, оториноскоп с набором воронок, шпатель металлический или одноразовый, холодильник, комплект одноразовых шприцов с иглами, аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой, медицинские перчатки, пипетки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», медицинская грелка, пузырь для льда, кровоостанавливающий жгут, вакуумный матрас, носилки, комплект травматологической укладки, желудочные зонды разных размеров, перевязочный материал, термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов, этиловый спирт, медицинская ширма, стол медицинский, инструментальный и манипуляционный столики, большой и малый бикс, пинцет, корцанг, ножницы, сейф для хранения медикаментов, ножницы, настольная лампа, принтер, шапочки, коврик размером 1 м. х 1,5 м.).
Таким образом, выявленные в ноябре 2023 года нарушения в данной сфере, а именно по оснащению медицинского кабинета МБДОУ № <адрес> соответствующим медицинским оборудованием и изделием для оказания первичной и неотложной медицинской помощи, устранены только частично.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района,
Также, в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, отсутствие необходимого медицинского оборудования в кабинете дошкольного учреждения не должно ущемлять, более того нарушать гарантированные государством права воспитанников на охрану жизни и здоровья, доступную, качественную и своевременную медицинскую помощь.
С учетом вышеизложенного суд считает, требование прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и МБДОУ № <адрес> о возложении обязанностей следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению № <адрес> о возложении обязанностей, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» (ИНН 0103007791) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку либо приобретение муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № <адрес> необходимой мебели, оргтехники, медицинских изделий и оборудований для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № <адрес> в двухмесячный срок со дня выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую мебель, оргтехнику, медицинское изделие и оборудование для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Копию заочного решения направить ответчикам в срок не позднее трёх дней со дня изготовления мотивированного решения.
Ответчики вправе подать в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея заявление об отмене настоящего решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии данного решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) М.А. Паранук
Копия верна:
судья
Кошехабльского районного суда
Республики Адыгея М.А. Паранук