УИН: 56RS0018-01-2022-005183-43
№2-4772/2022
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 19 сентября 2022 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Бугаец А.С., с участием представителя истца Григорьева Д.В., представителя ответчика Котовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильинова С. А. к Управлению строительства и дорожного хозяйства Администрации города Оренбурга о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании судебных расходов,
установил
Ильинов С.А. обратился с вышеназванным иском, указав, что 12.04.2022г. по адресу ..., произошло ДТП с участием транспортного средства ..., государственный регистрационный знак N, принадлежащего Ильинову С.А., который допустил наезд на углубление с резко очерченными краями (выбоину), расположенное на проезжей части. В результате ДТП транспортное средство ..., государственный регистрационный знак N, получил механические повреждения.
Ильинов С.А. просил взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в размере 148051,84 рубль, расходы по оплате услуг эксперта 5000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 371 рубль, убытки в размере 500 рублей на оплату сервисных услуг в связи с осмотром автомобиля, расходы по оплате юридических услуг 5000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Уточнив исковое заявление истец окончательно просил взыскать стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в размере 100 000 рублей, расходы по оплате услуг эксперта 5 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 371 рубль, убытки в размере 500 рублей на оплату сервисных услуг в связи с осмотром автомобиля, расходы по оплате юридических услуг 5 000 рублей. От требований о взыскании ущерба в размере 48051,84 руб. истец отказался.
Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19.09.2022г. прекращено производство по гражданскому делу по исковому заявлению Ильинова С. А. к Управлению строительства и дорожного хозяйства Администрации города Оренбурга в части требований о взыскании суммы ущерба в размере 48 051,84 руб.
Представитель истца Григорьев Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Котова Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 4, части 4 статьи 6, статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08 ноябр 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа относится к вопросам местного значения.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из содержания пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Аналогичные нормы содержаться в статье 6 Закона Оренбургской области от 10 ноября 2006 года № 685/125-IV-O3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» и в пункте 5 части 2 статьи 9 Устава города Оренбурга.
Согласно статье 20 Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» от 10 ноября 2006 года № 685/125 светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие и ограждающие устройства и другие элементы обустройства автомобильных дорог должны соответствовать требованиям стандартов, технических норм и правил и располагаться с учетом наилучшей видимости указанных средств, удобства их эксплуатации и обслуживания, исключения возможности их непреднамеренного повреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» от 10 ноября 2006 года № 685/125-IV-O3 установка и содержание элементов обустройства автомобильных дорог на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляются владельцем автомобильных дорог, на дорогах местного значения - органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Устава г. Оренбурга «вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности города Оренбурга, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством осуществляется населением и органами местного самоуправления города».
Согласно пункту 2 статьи 9 Устава г. Оренбурга «к вопросам местного значения муниципального образования «город Оренбург» относится: … дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета № 186 от 28 июня 2011 (далее - Положения), управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Управление), является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении первого заместителя главы администрации города Оренбурга.
Из пункта 1.2 Положения следует, что Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и правовыми актами Оренбургской области, Уставом города Оренбурга и иными муниципальными правовыми актами города Оренбурга, а также Положением.
В соответствии с пунктом 2.11 Положения Управление осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктами 2.40 и 2.41 Положения закреплено, что Управление осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Оренбурга и функции главного администратора доходов бюджета города Оренбурга.
Судом установлено, что 12.04.2022г. по адресу ..., произошло дорожно-транспортное происшествие, а именно Ильинов С.А., управляя автомобилем ..., государственный регистрационный знак N, совершил наезд на выбоину.
В результате дорожно-транспортного повреждения автомобилю ... государственный регистрационный знак N, причинены механические повреждения, требующие восстановительного ремонта.
Собственником автомобиля ..., государственный регистрационный знак N, является Ильинов С.А., что подтверждается карточкой учета транспортного средства.
Согласно пункту 3.1.1 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. При этом в соответствии с пунктом 3.1.2. предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см.
Как следует из материалов дела, а именно составленного сотрудником ДПС акта выявленных недостатков в эксплуатации состояния автомобильной дороги, и не оспорено ответчиком, размеры выбоины в проезжей части дороги по адресу: ..., превысили предельно допустимые размеры выбоин и просадок, установленные Стандартом. При этом указанный выше участок дороги не оборудован соответствующими дорожными знаками, информирующими участников дорожного движения о наличии выбоин.
Факт принадлежности данного участка дороги к зоне ответственности Управления со стороны ответчика не оспаривался, каких-либо доказательств подтверждающих, что данная выбоина в дорожном покрытии образовалась при обстоятельствах, исключающих ответственность ответчика с его стороны не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что причиной дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение ущерба, явилось ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по содержанию данного участка дороги в соответствии с требованиями обеспечивающими безопасность для движения автомобилей.
В соответствии с представленным истцом экспертным заключением N от 11.05.2022г., составленным экспертом ИП ...., стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составляет 148051,84 рубль.
В ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком не оспорен объем повреждений, соответствие повреждений обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, ходатайств о назначении автотехнической, трасологической экспертизы не заявлено.
Оценивая заключение эксперта ИП ... N от 11.05.2022г., принимая его как доказательство, суд исходит из того, что заключение содержит подробный анализ документации, ссылки на нормативные документы и специальную литературу. При этом суд учитывает квалификацию эксперта, наличие сертификата на осуществление данного вида деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Управлением строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга допущено нарушение установленного законом порядка содержания автомобильной дороги, в виде несоответствия дорожного покрытия на указанном участке дороги требованиям ГОСТа 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в результате чего произошло ДТП, повлекшее повреждение ТС истца, в связи с чем исковые требования истца о возмещении стоимости восстановительного ремонта автомобиля ..., государственный регистрационный знак N, подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Ильинов С.А. просит взыскать с ответчика в свою пользу стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 100000 рублей, таким образом, с ответчика в ползу истца подлежит взысканию сумма в пределах исковых требований 100000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно представленной квитанции от 17.05.2022г., истцом уплачена государственная пошлина 3 471 рубль.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 200 рублей, пропорционально удовлетворенным требованиям, подлежат взысканию с ответчика как с лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Согласно квитанции от 07.05.2022г., договору N от 07.05.2022г., ..., акту N от 11.05.2022г. истцом понесены расходы по определению стоимости восстановительного ремонта в размере 5 000 рублей.
Учитывая, что требования о взыскании стоимости восстановительного ремонта ТС удовлетворены, указанные расходы подтверждены документально, вызваны необходимостью сбора доказательств с целью защиты нарушенных прав, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходы по оценке стоимости восстановительного ремонта в размере 5 000 рублей.
На основании ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение несения судебных расходов на услуги представителя представлен договор на оказание юридических услуг от 11.05.2022г. согласно которому, Ильинов С.А. оплатил ... услуги представителя в размере 5000 руб.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства несения Ильиновым С.А. судебных расходов при рассмотрении дела, учитывая требования разумности и справедливости, применяемые при взыскании расходов на оплату услуг представителя, учитывая так же объем работы: составление искового заявления, считает обоснованным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату юридических услуг 5 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 24, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковое заявление Ильинова С. А. к Управлению строительства и дорожного хозяйства Администрации города Оренбурга о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Управления строительства и дорожного хозяйства Администрации города Оренбурга в пользу Ильинова С. А. сумму причиненного ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия 100000 руб., а также судебные расходы по оценке суммы восстановительного ремонта 5500, оплате государственной пошлины 3200 руб., по оплате юридических услуг 5000 руб.
В удовлетворении остальной части требований Ильинова С. А. к Управлению строительства и дорожного хозяйства Администрации города Оренбурга отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.П. Михайлова
Решение в окончательной форме изготовлено 21.09.2022
Судья О.П.Михайлова