№ 5-160/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 22 сентября 2023 года
Судья Центрального районного суда г.Тюмени Романов Сергей Владимирович по адресу: город Тюмень, улица 8 Марта, дом 1, зал № 625,
с участием: заместителя прокурора г.Тюмени Важениной О.Ю.,
должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Пустовит М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении:
Пустовит М.И., <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пустовит М.И., занимая должность ведущего инженера <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, допустил грубое нарушение требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по обращениям Г., ООО «А.» без решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Центрального АО г.Тюмени по данному факту в отношении Пустовит М.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Пустовит М.И. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал полностью.
Заместитель прокурора г.Тюмени Важенина О.Ю. в судебном заседании сведения, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтвердила и просила привлечь к административной ответственности Пустовит М.А. за грубое нарушение требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее – государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Решением Тюменской городской Думы от 23.12.2021 № 429 утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение Правил благоустройства территории города Тюмени, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Согласно пункту 1.3 Положения муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляют органы Администрации города Тюмени, уполномоченные в сфере благоустройства территории города Тюмени в соответствии с муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени (далее – контрольный орган).
Правила благоустройства территории города Тюмени утверждены решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 № 136 (далее – Правила благоустройства).
Согласно пункту 4 Правил благоустройства в городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства и элементы благоустройства.
Таким образом, контроль за Правилами благоустройства в муниципальном образовании осуществляется в рамках муниципального контроля.
Согласно статье 56 Федерального закона № 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в настоящей статье.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона № 248-ФЗ для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
В части 3 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что в случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Положения муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий; внеплановые контрольные мероприятия проводятся в случае невозможности проведения оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований посредством контрольных мероприятий без взаимодействия, по основаниям, установленным действующим законодательством.
Согласно пункту 2.1.3 Положения в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия: инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля); документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов); выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов), инструментального обследования). Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки устанавливается в пределах 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 3.1, в соответствии с которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Следовательно, возбуждение должностными лицами контрольных органов дел об административных правонарушениях, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
Грубое нарушение требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без решения о его проведении влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст.19.6.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацией на срок от шести месяцев до одного года.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Тюмени проведена проверка деятельности Департамента <данные изъяты> (далее – Департамент) на предмет соблюдения требований законодательства о муниципальном контроле при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. В ходе проверки выявлены факты грубого нарушения требований законодательства о муниципальном контроле, выразившиеся в проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без решений о его проведении.
Так, в ДД.ММ.ГГГГ в Департамент обратилась Г. по вопросу изменения фасада дома <адрес> (далее – Объект).
На основании обращения Г. ведущим инженером <данные изъяты> Департамента Пустовит М.И. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд по адресу Объекта, по результатам которого выявлены признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, выразившиеся в самовольном изменении внешнего вида фасада здания, о чем составлен акт осмотра № с приложенной фототаблицей.
В дальнейшем указанным должностным лицом Департамента с представителями ООО «В.» по данному факту проведена беседа, получена информация о том, что юридическим лицом ведется работа по внесению изменений в согласованный паспорт фасадов в части существующих изменений фасада.
Помимо этого, директору ООО «В.» Департаментом направлено уведомление о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ для дачи объяснений и (или) составления протокола об административном правонарушении.
С управляющей организацией Объекта – ООО «С.» Департаментом проведена информационно-разъяснительная работа о дальнейшем информировании правообладателей помещений о необходимости представлять в Департамент уведомления о согласовании паспорта фасадов (изменений в паспорт фасадов).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес генерального директора ООО «С.» направлена информация для принятия мер к устранению нарушений, с обязанностью в течение 5 рабочих дней со дня получения письма сообщить о принятых мерах.
Аналогичные нарушения закона допущены при рассмотрении Департаментом обращений ООО «А.».
Так, в ходе рассмотрения обращения ООО «А.» ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес собственников нежилых помещений Ш.Ю.В. и Ш.Е.И., допустивших нарушение Правил благоустройства в виде самовольного изменения фасада дома <адрес> в части реконструкции входной группы, направлено уведомление о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ для дачи объяснений и (или) составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что должностным лицом Департамента – ведущим инженером <данные изъяты> Пустовит М.И. после получения информации о признаках нарушения Правил благоустройства по каждому из вышеуказанных фактов фактически было проведено контрольное (надзорное) мероприятие, по результатам которого он пришел к выводу о наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ повода к возбуждению дела об административном правонарушении (непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения).
При этом в нарушение требований Федерального закона № 248-ФЗ Департаментом решение на проведение данных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с ООО «В.», а также собственниками нежилых помещений Ш.Ю.В. и Ш.Е.И. не принималось, согласование их проведения с органами прокуратуры не производилось.
Таким образом, действия ведущего инженера <данные изъяты> Пустовит М.И. свидетельствуют о совершении им контрольных (надзорных) действий в виде осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, образующих контрольное (надзорное) мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом, проведенных без соответствующего решения и согласования органов прокуратуры.
Факт совершения административного правонарушения и вина Пустовит М.И. подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Так из письменного объяснения Пустовит М.И. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что им проведены внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по обращениям Г., ООО «А.» без решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Приказом заместителя Главы города Тюмени, директором <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Пустовит М.И. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> на должность ведущего инженера.
Согласно приказа <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Пустовит М.И. с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность ведущего специалиста <данные изъяты>.
В соответствии с подпунктами 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 должностной инструкцией ведущего инженера <данные изъяты>, утвержденной директором департамента <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ведущий инженер обязан подготавливать проекты документов в рамках работы, связанной с осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства, выявлением административных правонарушений в части нарушений требований Правил благоустройства территории города Тюмени к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений, к архитектурной подсветке, в том числе подготавливать проекты мотивированных представлений, заданий на проведений контрольных мероприятий, актов, протоколов осмотра, опросов, требований и предписаний.
Из акта осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уполномоченное должностное лицо – ведущий инженер <данные изъяты> Пустовит М.И. составил акт осмотра по месту совершения административного правонарушения по адресу: <адрес>, в ходе которого установил факт самовольного изменения фасада здания, тем самым выявив нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «В.» извещен должностным лицом Департамента <данные изъяты> о выявленном нарушении и уведомлен о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ в Департамент для дачи объяснений и (или) составления протокола об административном правонарушении.
В письмах № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицом Департамента <данные изъяты>, направленных в адрес генерального директора ООО «С.», просит принять меры к устранению признаков нарушения – самовольного изменения части фасада дома по адресу: <адрес>, с предоставлением определенных сроков для принятия указанных мер.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ собственник нежилого помещения Ш.Ю.В. извещен должностным лицом Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о выявленном нарушении – самовольном изменении фасада дома <адрес> и уведомлен о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ в Департамент для дачи объяснений и (или) составления протокола об административном правонарушении.
Оценив указанные выше доказательства по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что представленные доказательства последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой и являются достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения, а также о наличии вины и состава административного правонарушения в действиях должностного лица Пустовит М.И.
Не доверять приведенным выше доказательствам у судьи оснований не имеется, поскольку они получены в строгом соответствии с требованиями закона, отвечают требованиям, предъявляемым к такого вида доказательствам положениями главы 26 КоАП РФ и содержат все необходимые данные, подтверждающие вину должностного лица в совершении административного правонарушения.
С учетом изложенного, действия Пустовит М.И. судья квалифицирует по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, как грубое нарушение требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При назначении наказания, судья в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, другие обстоятельства, влияющие на вид и меру назначаемого наказания.
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признаёт раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Оснований для признания совершенного Пустовит М.И. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку по смыслу закона малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а допущенное ведущим инженером <данные изъяты> Пустовит М.И. правонарушение связано с грубым нарушением требований законодательства о муниципальном контроле, существенно нарушает охраняемые общественные отношения, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, что исключает возможность признания его малозначительным.
Принимая во внимание изложенное, учитывая все обстоятельства, влияющие на вид и размер назначаемого наказания, в том числе сведения о личности Пустовит М.И., судья полагает необходимым назначить Пустовит М.И. наказание в виде административного штрафа, которое будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем Пустовит М.И., так и другими лицами.
Оснований для замены штрафа на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Должностное лицо – ведущего специалиста <данные изъяты> Пустовит М.И. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в доход государства.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реквизиты для перечисления штрафа: <данные изъяты>.
Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Разъяснить Пустовит М.И., что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, не уплатившее административный штраф, может быть привлечено к административной ответственности и на него может быть наложен штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо подвергнут административному аресту на срок до 15 суток, либо обязательным работам на срок до пятидесяти часов.
Судья С.В. Романов