№ 12-15/2023
Р Е Ш Е Н И Е
с. Азово 05.06.2023 г.
Азовский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Кулешова А.А.,
при секретаре Грановской Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Азовского немецкого национального района Омской области О.А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Азовском немецком национальном судебном районе Омской области от 05.05.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в отношении Главы Звонаревокутского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Б.А.Г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Азовском немецком национальном судебном районе Омской области от 05.05.2023 г. производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в отношении Главы Звонаревокутского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области Б.А.Г. прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении прокурор Азовского немецкого национального района Омской области обратился в суд с протестом, в котором указал, что в соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Согласно п. 75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;
б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;
в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды. Таким образом, органы местного самоуправления обязаны в силу закона размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет». При этом контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления осуществляет руководитель органа местного самоуправления. Вместе с тем, проведенной в марте 2023 года проверкой установлено, что на официальном сайте администрации Звонаревокутского сельского поселения в сети «Интернет» информирование населения не осуществлялось, необходимая информация не размещена. Однако, согласно постановлению мирового судьи следует, что из системного толкования правовых норм обязанность информировать население о качестве питьевой воды у органа местного самоуправления возникает в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения средние уровни показателей проб питьевой воды не соответствуют нормативам качества питьевой воды и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор направил в орган местного самоуправления соответствующее уведомление, либо в случае если орган местного самоуправления организовал нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды. Довод прокурора о том, что Глава сельского поселения имел объективную возможность запросить информацию о качестве питьевой воды у АО «Омскоблводопровод» и разместить её на официальном сайте администрации сельского поселения, во внимание мировым судьей не принимается, поскольку в данном случае, это право, а не обязанность Главы администрации сельского поселения, не исполнение которой не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ. Считает, что в данном случае отсутствовали основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденном прокурором Азовского ННР Омской области по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Просит постановление мирового судьи от 05.05.2023 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении Б.А.Г. по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, отменить и направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Б.Н.А. настаивала на удовлетворении протеста по основаниям в нем изложенным, отметив, что в законе не конкретизировано, кто именно должен размещать информацию, указываются органы местного самоуправления, что говорит и об обязанностях сельских поселений. Кроме того, после предписания прокурора, необходимая информация была размещена Администрацией сельского поселения.
Б.А.Г. в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещен.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив доводы протеста, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
27.03.2023 г. прокурором Азовского немецкого национального района Омской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Главы Звонаревокутского сельского поселения Азовского ННМР Омской области Б.А.Г. по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Азовском немецком национальном судебном районе Омской области от 05.05.2023 г. производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в отношении Главы Звонаревокутского сельского поселения Азовского ННМР Омской области Б.А.Г. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Частью 2 ст. 13.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
Объективную сторону административного правонарушения по ч. 2 составляет бездействие, выраженное в неразмещении информации в сети Интернет.
Субъектами административного правонарушения являются должностные лица, состоящие на государственной или муниципальной службе, на которых возложена обязанность по размещению информации в сети Интернет в соответствии со служебными контрактами и положениями о конкретных органах.
С субъективной стороны состава указанного административного правонарушения - это вина должностного лица, как правило, в форме умысла, но возможна вина и в форме неосторожности вследствие небрежного отношения служащего к выполнению своих должностных обязанностей.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают доступ к информации о своей деятельности.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения п. 4 настоящей статьи не относится.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на половину допустимой ошибки метода определения (ч. 4)
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5).
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7).
Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (ч. 8).
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч. 9).
Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (ч. 10).
В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") (ч. 11).
Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем (ч. 12).
В силу п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (п. 74).
Органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):
а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;
б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;
в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды (п. 75).
По договору аренды от ...., заключенному между Азовским немецким национальным муниципальным районом Омской области в лице Главы администрации и АО «Омскоблводопровод», Азовский ННМР Омской области предоставил АО «Омскоблводопровод» во временное владение и пользование (аренду) для оказания услуг водоснабжения физическим и юридическим лицам Азовского ННМР Омской области объекты водоснабжения.
Гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения из установленных точек общего водоразбора через централизованную присоединенную водопроводную сеть является АО «Омскоблводопровод».
Собственником водопроводных сетей, расположенных на территории Азовского ННМР Омской области является Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области.
01.09.2022 г. ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Главе Азовского ННР Омской области в Русско-Полянском районе направлено уведомление о неудовлетворительном результате проб воды, отобранных из распределительной сети АО «Омскоблводопровод», в котором со ссылкой на положение ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ указано на обязанность в срок до 01.03.2023 г. внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по приведении качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
После получения уведомления Управления Роспотребнадзора по Омской области о неудовлетворительном результате проб воды, Администрацией района в адрес АО «Омскоблводопровод» с целью устранения выявленных несоответствий направлены соответствующие запросы.
Специалистами АО «Омскоблводопровод» проведены мероприятия по устранению выявленных несоответствий, проведено повторное лабораторное исследование, подтвердившее соответствие качества питьевой воды.
Обосновывая свой вывод мировой судья в постановлении указал, что прокурор, возбуждая производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, не предоставил доказательства тому, что у Главы сельского поселения имелась обязанность по размещению в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации сельского поселения информации о качестве питьевой воды; нет данных, что на территории Звонаревокутского сельского поселения отсутствует централизованная система холодного водоснабжения; что Администрацией сельского поселения организовано нецентрализованное холодное водоснабжение и (или) подвоз питьевой воды, в силу чего у Главы сельского поселения имелась обязанность в силу требований п. 75 Правил № 644 информировать население Звонаревокутского сельского поселения о качестве такой воды; на всей территории Азовского района используется централизованная система холодного водоснабжения, с обслуживающей организацией АО «Омскоблводопровод», при собственнике водопроводный сетей Азовском немецком национальном муниципальном районе; сведений о передаче Звонаревокутскому сельскому поселению части водопроводных сетей нет; уведомлений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в адрес Главы сельского поселения не направлялось; объективная возможность запросить информацию о качестве питьевой воды у АО «Омскоблводопровод» для размещения ее на официальном сайте администрации сельского поселения является правом, а не обязанностью Главы администрации сельского поселения.
Выводы мирового судьи основаны на совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, соответствуют нормам КоАП РФ, надлежаще мотивированы.
Доводы, изложенные в протесте, являлись предметом исследования в мировом суде, им дана надлежащая оценка.
Статьёй 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлены требования к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая подлежит размещению в сети "Интернет", в том числе иной информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций с учетом требований настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 1.2 ).
В соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
Однако, органы местного самоуправления только в пределах своих полномочий обеспечивают доступ к информации о своей деятельности. К вопросам местного значения сельского поселения организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения не относится. Питьевая вода абонентам в Звонаревокутском сельском поселении подается с использованием централизованных систем водоснабжения. Администрация сельского поселения, не ставится в обязательном порядке в известность Администрацией района о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Переписка и взаимодействие по указанным вопросам идет между Управлением Роспотребнадзора по Омской области, АО «Омскоблводопровод», Азовским немецким национальным муниципальным районом Омской области в лице Главы администрации. Не использование возможности Главой сельского поселения запросить информацию о качестве питьевой воды у АО «Омскоблводопровод», не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ. поскольку не свидетельствует о небрежном отношении Главы сельского поселения к выполнению своих должностных обязанностей, либо умышленных действиях. На момент возбуждения постановления об административном правонарушении прокурором 27 марта 2023 г. ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» действовала в новой редакции (Федеральный закон от 28.11.2015 N 357-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения протеста и отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05.05.2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 13.27 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ 09.06.2023░.