резолютивная часть решения изготовлена 30.03.2023 года
мотивированное решение изготовлено 30.03.2023 года
Дело № 2-995/23
УИД № 59RS0035-01-2023-000742-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Соликамск 30 марта 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Нилогова Д.В.,
с участием представителя истца Гиберт Ж.Г.,
представителей ответчиков Акулова В.А., Снегиревой Ю.Р.,
при секретаре Молчановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Соликамск гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство Тохтуева» и администрации Соликамского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство Тохтуева» (далее МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева») и администрации Соликамского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что в собственности Соликамского городского округа находится водонапорная башня со скважиной и водопроводом с кадастровым номером №, расположенная по адресу: Соликамский городской округ, д. Кузнецова, переданная в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева». Выявленные нарушения санитарного законодательства заключаются в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопровода питьевого назначения и отсутствии санитарно-эпидемиологическое заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Истец просит возложить на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» обязанность устранить нарушения санитарного законодательства, а именно разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопровода питьевого назначения в д. Кузнецова и получить санитарно-эпидемиологическое заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения в д. Кузнецова, а также возложить на администрацию Соликамского городского округа обязанность обеспечить финансирование указанных выше мероприятий.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Гиберт Ж.Г. на исковых требованиях настаивала, доводы искового заявления поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» Акулов В.А. с исковыми требованиями согласился в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Соликамского городского округа Снегирева Ю.Р. с исковыми требованиями согласилась частично, пояснила, что согласна с требованиями об устранении нарушений санитарного законодательства, однако полагает, что период в 24 месяца недостаточен для проведения мероприятий для устранений указанных в исковом законодательстве нарушений, просит предоставить срок не менее 36 месяцев.
Выслушав участвовавших в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст.18 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1).
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2).
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 3).
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (часть 4).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 6).
На основании ст.19 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (часть 1).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требования (часть 2).
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (часть 3).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиНом 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Согласно п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На основании п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект разрабатывается специально.
В соответствии с п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зона санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 3).
Судом установлено, что в реестр имущества Соликамского городского округа включена водонапорная башня со скважиной и водопроводом с кадастровым номером №, расположенная по адресу: Соликамский городской округ, д. Кузнецова, переданная в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева».
Проекты зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения не составлялся, санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не оформлялось.
Необходимость выполнения указанных мероприятий возложена на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» в силу ст.11, 18, 19 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.1.3, 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Обязанность по финансированию мероприятий, возложенных на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева», лежит на Соликамском городском округе в лице администрации Соликамского городского округа в силу полномочий, закрепленных в п.1, 3, 4 ч.1 ст.6, п.5.2 ч.1 ст.7 Устава Соликамского городского округа и п.1, 3, 4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом характера возлагаемой судом обязанности, объема выполнения предстоящих мероприятий, предложенный истцом срок, продолжительностью 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным для исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ИНН 5904122386) к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство Тохтуева» (ИНН 5919026741) и администрации Соликамского городского округа (ИНН 5919420339) удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйство Тохтуева» в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда в законную силу:
разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопровода питьевого назначения в д. Кузнецова Соликамского городского округа с планом мероприятий для источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.1.1110-02 для водонапорной башни со скважиной по адресу: Соликамский городской округ, д. Кузнецова, №;
получить санитарно-эпидемиологическое заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения в д. Кузнецова Соликамского городского округа в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для водонапорной башни со скважиной по адресу: Соликамский городской округ, д. Кузнецова, №.
Обязать администрацию Соликамского городского округа, в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств, обеспечить финансирование возложенных настоящим судебным решением на Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйство Тохтуева» обязанностей.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйство Тохтуева» и администрацию Соликамского городского округа представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию (с подтверждающими документами) об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня истечения срока его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (дата принятия решения в окончательной форме 30 марта 2023 г.).
Судья /подпись/ Д.В. Нилогов
Копия верна, судья