Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-825/2020 по административному исковому заявлению Краснощекова А.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Куприянова Д.А.,
у с т а н о в и л:
Краснощеков А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 603 939 руб, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 591 269 руб, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 074 934 руб.
В обоснование заявленных требований Краснощеков А.В. указал, что является собственником названных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Куприянов Д.А. поддержал заявленные требования, на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представило письменные пояснения по делу.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Краснощековым А.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, Краснощекову А.В. на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 715 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>,
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>,
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 530 693,45 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года в размере 1 234 163 рубля,
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 2 822 638 рублей.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28
с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной и свои права нарушенными, административный истец 9 апреля 2021 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований Краснощеков А.В. представил отчет об оценке рыночной стоимости № 8-1/21, выполненный 25 марта 2021 года оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и судебной экспертизы».
Данным отчетом рыночная стоимость спорных земельных участков определена в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года в размере 603 939 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года в размере 591 269 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 074 934 рублей.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, на 25 ноября 2013 года, то есть на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельных участков в размере, определённом отчетом об оценке.
Административным истцом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями относительно земельных участков, однако, в соответствии с положениями пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года « О некоторых вопроса, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» у суда имеются основания для восстановления пропущенного срока для обращения в суд, поскольку оспариваемая архивная кадастровая стоимость земельных участков затрагивает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.
С учетом применения для целей налогообложения на территории Самарской области с 1 января 2021 года результатов определения очередной государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27 ноября 2020 года « Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость подлежит применению на период до указанной даты.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 09 апреля 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Краснощекова А.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 715 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 603 939 рублей на период до 31 декабря 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 591 269 рублей на период до 31 декабря 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 25 ноября 2013 года в размере 1 074 934 рублей на период до 31 декабря 2020 года.
Датой обращения Краснощекова А.В. в суд считать 9 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 4 мая 2021 года.