УИД 56RS0004-01-2022-000645-43
Дело № 2–364/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 16 декабря 2022 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре Спиридоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области Наяндин П.Н. обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в обосновании которого указано, что в период с 19 августа 2022 года по 26 августа 2022 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на учет в качестве бесхозяйных приняты три объекта недвижимого имущества (водопроводные сети), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи. В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество.
Просил суд признать за муниципальным образованием Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- сооружение - водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3078 метров, расположенную по адресу: <адрес>
- сооружение - водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3762 метра, расположенную по адресу: <адрес>
- сооружение - водопроводную сеть с кадастровым номером №, протяженностью 1017 метра, расположенную по адресу: <адрес>
В судебное заседание представители заявителя – администрации Новомихайловского сельсовета и заинтересованного лица - администрации Александровского района Оренбургской области, не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области находятся три объекта недвижимого имущества:
- водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3078 метров, расположенную по адресу: Российская Федерация, <адрес>
- водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3762 метра, расположенную по адресу: <адрес>
- водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 1017 метра, расположенную по адресу: <адрес>
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества – водопроводные сети отсутствуют в реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области (уведомление об отказе № 022 в выдаче выписки из реестра муниципального имущества Александровского района Оренбургской области № 1351 от 15 апреля 2022 года - л.д.24); процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» не проходили и не включены в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области (сообщение ТУ Росимущества в Оренбургской области № 56-НБ-02/2225 от 15 апреля 2022 года - л.д.19); процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходили (уведомление об отсутствии информации в реестре государственного имущества Оренбургской области № 122, № ЮМ-12-20/11390 от 12 апреля 2022 года - л.д.23).
Как следует из информации, предоставленной ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» № 2664 от 1 августа 2022 года - в архиве ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» отсутствует техническая документация на вышеуказанные объекты недвижимости (л.д.22).
Объект недвижимости с кадастровым номером № – иное сооружение (водопроводная сеть), протяженностью 3078 м., 1974 года завершения строительства, правообладатель – не установлен, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 19 августа 2022 года (выписка из ЕГРН от 19 августа 2022 года - л.д.7-10).
Объект недвижимости с кадастровым номером № – иное сооружение (водопроводная сеть), протяженностью 3762 м., 1974 года завершения строительства, правообладатель – администрация Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 23 августа 2022 года (выписка из ЕГРН от 23 августа 2022 года - л.д.11-14).
Объект недвижимости с кадастровым номером № – иное сооружение (водопроводная сеть), протяженностью 1017 м., 1974 года завершения строительства, правообладатель – администрация Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 26 августа 2022 года (выписка из ЕГРН от 26 августа 2022 года - л.д.15-18).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из положений статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом № 131-ФЗ. За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1,7.27.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (пункт 2).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (пункт 9).
В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
При таких обстоятельствах, суд находит заявление главы администрации Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление главы администрации Новомихайловского сельсовета Александровского района Оренбургской области Наяндина П.Н. - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3078 метров, расположенную по адресу: <адрес>
- водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 3762 метра, расположенную по адресу: <адрес>
- водопроводная сеть с кадастровым номером №, протяженностью 1017 метра, расположенную по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости за муниципальным образованием Новомихайловский сельсовет Александровского района Оренбургской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья П.Ю. Беймлер
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2022 года.