Гражданское дело №2-250/2024 | |
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации | |
г. Агрыз, Республика Татарстан | 22 апреля 2024 года |
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ризвановой Л.А.,
при секретаре Парфеновой Т.А.,
с участием помощника прокурора Агрызского района Республики Татарстан Гараевой Э.Г.,
представителя ответчика исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан и третьего лица исполнительного комитета Муниципального образования «г. Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан Калашниковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Агрызского района Республики Татарстан к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ об обязании сноса расселенных многоквартирных домов, признанных аварийными
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением в приведенной формулировке, указав, что прокуратурой проведен анализ соблюдения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, в ходе которого установлено, что деятельность исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан в вышеуказанной сфере не в полной мере соответствует требованиям законодательства.
Так, постановлениями руководителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан от 30 ноября 2015 года № 717, 718, 719 признаны аварийными и подлежащего сносу 3 дома.
Прокуратурой района в ходе проведенного анализа соблюдения требований жилищного законодательства установлено, что многоквартирные аварийные дома, расположенные в Агрызском районе Республики Татарстан по адресам г. Агрыз, ул. ПМС-109, д. 1, 2, 3 не снесены и продолжают находиться в аварийном состоянии. Ранее прокуратурой района в адрес руководителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако, по состоянию на 22 марта 2024 года аварийные дома не снесены.
При этом в ходе проверки установлено, что с гражданами, проживавшими в вышеуказанных домах, заключены договоры выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме. По данным исполнительного комитета Агрызского муниципального района гражданам перечислены причитающиеся им денежные средства. В настоящее время указанные жилые помещения в аварийных многоквартирных домах в соответствии с законодательством находятся в собственности исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
На основании указанного прокурор в заявлении с учетом изменения требований просит обязать исполнительный комитет снести расселенные многоквартирные дома, признанные аварийными, расположенные по следующим адресам: Республика Татарстан, г. Агрыз, ул. ПМС-109, д. 1, 2, 3 до 31 августа 2024 года.
Помощник прокурора Агрызского района Республики Татарстан Гараева Э.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан и третьего лица исполнительного комитета муниципального образования «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан Калашникова Е.В. уточненные исковые требования признала.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив представленные материалы дела, заявление представителя ответчика о признании иска, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.
В силу ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу ч. 5 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Необходимо учесть, что после выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, указанные помещения согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 ЖК РФ являются частью муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47) (далее по тексту – Положение) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 Положения.
Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В силу п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п. 49 Положения (в редакции Постановления Правительства РФ от 2 августа 2007 года № 49) на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Агрызский муниципальный район» исполнительный комитет района управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Судом установлено, что прокуратурой проведен анализ соблюдения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, в ходе которого установлено, что деятельность исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан в вышеуказанной сфере не в полной мере соответствует требованиям законодательства.
Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан в нарушение норм жилищного законодательства ненадлежащим образом осуществляются мероприятия по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, после расселения из них граждан.
Так, постановлениями руководителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ от 30 ноября 2015 года № 717, 718, 719 признаны аварийными и подлежащего сносу 3 дома по адресам: г. Агрыз, ул. ПМС-109, д. 1, 2, 3. Установлено, что указанные многоквартирные дома в настоящее время не снесены и продолжают находиться в аварийном состоянии. Ранее прокуратурой района в адрес руководителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако, аварийные дома по настоящий день не снесены.
При этом в ходе проверки установлено, что с гражданами, проживавшими в вышеуказанных домах, заключены договоры выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, по данным исполнительного комитета Агрызского муниципального района гражданам перечислены причитающиеся им денежные средства. В настоящее время указанные жилые помещения в аварийных многоквартирных домах в соответствии с законодательством находятся в собственности исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Указанные обстоятельства подтверждены относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами и признаются ответчиком.
Таким образом, учитывая, что указанные многоквартирные дома являются аварийными и подлежащими сносу, имеется вероятность самопроизвольного разрушения данных домов или их частей, а также проникновения в них посторонних лиц, в том числе детей, возгорания в результате неосторожных либо умышленных действий, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имущественного ущерба.
Из вышеизложенного следует, что бездействие исполнительного комитета Агрызского муниципального района в части организации сноса расселенных многоквартирных домов, признанных аварийными, является незаконным.
Непринятие мер по ликвидации аварийного муниципального жилищного фонда свидетельствуют о ненадлежащей реализации уполномоченными органами местного самоуправления возложенных на них законом полномочий.
Допущенное бездействие уполномоченных органов местного самоуправления при организации сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и в последующем расселенных, создает реальную угрозу причинения вреда гражданам.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик может признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Обоснованность иска подтверждается материалами дела, поэтому суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Агрызского района Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан снести расселенные многоквартирные дома, признанные аварийными, расположенные по следующим адресам: Республика Татарстан, г. Агрыз, ул. ПМС-109, д. 1, 2, 3 до 31 августа 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Агрызский районный суд Республики Татарстан.
Судья Ризванова Л.А.
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2024 года.