УИД 18RS0013-01-2021-003719-08
Дело №12-125/2022
Р Е Ш Е Н И Е
30 мая 2022 года г.Ижевск
Судья Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики Лучкин М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Субботина С.Н. на постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по УР №283 от 22.10.2021 и №292 от 22.10.2021 по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлениями Межрайонной инспекции ФНС России №11 по УР по делу об административном правонарушении №283 от 22.10.2021, №292 от 22.10.2021 должностное лицо-Субботин С.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа-20 000 руб. по каждому постановлению.
Субботин С.Н. не согласившись с указанными постановлениями, обратился в суд с жалобами, считая их незаконными и необоснованными, мотивируя тем, что иностранные граждане, с которыми заключен трудовой договор после непрерывного пребывания на территории РФ более 183 календарных дней (без выезда за границу РФ) автоматически приобретают статус налогового резидента. О заключении трудовых договоров с иностранными гражданами органам государственной власти сообщено, ООО «Феникс» помогло им выполнить требования законодательства РФ. Субботин С.Н. желал реализовать право иностранного гражданина на получение заработной платы, умысла на совершение правонарушений по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ не имел. Иностранному гражданину при трудоустройстве выдано уведомление, что в целях соблюдения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле необходимо открыть счет в банке для получения заработной платы. Абдувахаб кызы Феруза весь 2020 находилась в РФ счетов не имела и деньги не переводила за границу, т.е. отсутствовала угроза экономической безопасности. Также указал, что ООО «Феникс» является микропредприятием с незначительными оборотами, снизилась прибыль организации на 20%, наличии кредитных обязательств.
Податель жалобы Субботин С.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела прихожу к следующему:
Как следует из материалов дела МРИ ФНС РФ №11 по УР проведена проверка соблюдения ООО «Феникс» законодательства о валютном регулировании и валютном контроле по итогам которого в отношении должностного лица Субботина С.Н. составлены 22 протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
По итогам их рассмотрения и.о. начальника МРИ ФНС РФ №11 по УР вынесены постановления о привлечении Субботина С.Н. к административной ответственности в виде штрафа, в т.ч. постановления №283 и №292 от 22.10.2021.
Определением суда от 05.05.2022 жалобы на указанные постановления объединены в 1 производство.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит, в том числе в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, а также валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Федеральный закон №173-ФЗ).
В соответствии с пп. «в» п.6 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.
Граждане РФ, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства также являются резидентами (пп. «а», «б» п.6 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ).
Все остальные физические лица признаются нерезидентами (пп. «а» п.7 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ).
Использование валюты РФ в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (пп. «б» п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.
Частью 2 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Предусмотренный Федеральным законом №173-ФЗ перечень условий, при соблюдении которых расчеты между резидентами и нерезидентами могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим. Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме через кассу не входят в разрешенный ч.2 ст.14 Закона о валютном регулировании список операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках (наличными через кассу организации).
В силу ч.5 ст.11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.
Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абз.1 ч.2 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ.
Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.
Установленные ч.2 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ требования обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Конституционный Суд РФ в п.2.2 Определения от 20.07.2021 №1664-О указал на сложившуюся единообразную практику толкования и применения положений валютного законодательства о недопустимости выплачивать зарплату нерезидентам наличными денежными средствами.
Согласно ст.25 Федерального закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения налоговым органом проверки соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ООО «Феникс» установлены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в действиях руководителя ООО «Феникс» Субботина С.Н.
По результатам анализа представленных ООО «Феникс» документов установлено, что в ООО «Феникс» оплачивало трудовую деятельность иностранного работника Абдувахаб кызы Феруза наличными денежными средствами, а не безналичным путем, что подтверждается приложенными к материалам дел платежными ведомостями и является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований ч.2 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к ст.2.4 КоАП РФ следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц на дату выявления административного правонарушения директором ООО «Феникс» являлся Субботин С.Н..
Таким образом, Субботин С.Н. является субъектом вмененного административного правонарушения.
Факт осуществления валютной операции без использования банковского счета подтверждается материалами дела.
Вместе тем, 06.04.2022 вступил в действие Федеральный закон от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», согласно п.4 которого ст.4.4 КоАП РФ дополнена частью 5 следующего содержания: «5. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения».
В соответствии с ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Приведенные положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, относящиеся к принципам административно-деликтного регулирования, по существу, воспроизводят предписания ст.54 Конституции РФ, конкретизируя их применительно к сфере административных правонарушений (определения Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 №1485-О и от 21.11.2013 №1903-О).
Из анализа представленных ООО «Феникс» документов следует, что в ходе проверки на основании справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, документов и информации, предоставленных Обществом, выявлено осуществление ООО «Феникс» валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, в период проверки направлены уведомления о месте и времени оставления протоколов об административных правонарушениях, в том числе уведомление о месте и времени составления протоколов об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления по делам об административном правонарушении, в т.ч. постановления №283 от 22.10.2021, №292 от 22.10.2021.
Вступившим в законную силу постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Удмуртской Республике) от 22.10.2021 Субботин С.Н. уже привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, выразившееся в выплате работникам – нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами, выявленного в рамках проверки в 2021 году соблюдения валютного законодательства ООО «Феникс».
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом, Субботин С.Н. привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение в сфере валютного законодательства, предусмотренное одной и той же статьей КоАП РФ и выявленное в рамках одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля.
Согласно ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учетом положений ч.5 ст.4.4, п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, вынесенные по делу постановления должностного лица административного органа №283 от 22.10.2021, №292 от 22.10.2021 подлежат отмене, с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановления и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по УР №283 от 22.10.2021, №292 от 22.10.2021 по делам об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в отношении Субботина С.Н. отменить, производство по данному делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы
через Ленинский районный суд г.Ижевска УР.
Судья: М.М. Лучкин