УИД 10RS0011-01-2023-012210-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2023 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Борисовой В.А. с участием истца Сафрона Д.Ф. и представителя ответчика Марковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7896/2023 по иску Сафрона Д.Ф. к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия и Межтерриториальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Сафрон Д.Ф. обратился в суд с требованием к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия о восстановлении срока для принятия наследства, оставшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ Сафрона Д.Ф. В обоснование иска указано на отсутствие у истца сведений о наличии составленного в его пользу завещания.
В качестве соответчика по спору привлечено Межтерриториальное управление Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия
В судебном заседании Сафрон Д.Ф. заявленные требования поддержал, представитель Управления Федерального казначейства по Республике Карелия их не признала, указав, что Управление не является надлежащим по ним ответчиком. Остальные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени разбирательства, в том числе с учетом ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в суд не явились.
Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что разрешаемый иск подлежит частичному удовлетворению.
Истец – наследник по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ умершего ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживавшего на момент смерти, хотя и без регистрации по месту жительства, в г.Петрозаводске Сафрона Ф.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в отношении, как указано в данном документе, всего имущества, какое на момент смерти завещателя окажется ему принадлежащим. Среди такого выявленного имущества – денежные средства в банковских складах, открытых на имя Сафрона Ф.Г. До настоящего времени наследство Сафрона Ф.Г. не принято, его завещание не изменялось и не отменялось, а новое не составлялось.
П. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный с момента смерти наследодателя срок для принятия наследства, который, однако, в порядке и на условиях, оговоренных в ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть восстановлен судом, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. При этом наследник признается принявшим наследство и суд согласно ч. 2 п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
Наряду с истцом в связи со смертью Сафрона Ф.Г. о наследственных правах в установленном законом порядке никто не заявлял, данные о фактическом принятии кем-либо его наследства не выявлены.
Наличие завещания в силу ст. 1123 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает неосведомленность третьих лиц по поводу него и его содержания, включая лиц, в пользу которых завещание составлено. Таким образом, тайна завещания при определенных обстоятельствах фактически является препятствием к реализации гарантированного п. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации права наследования. В такой ситуации, по мнению суда, отсутствие у истца до октября 2023 года сведений о завещании Сафрона Ф.Г. могло явиться причиной затруднений своевременно заявить об оформлении прав на принятие наследства.
С учетом приведенного и по правилам п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает возможным восстановить Сафрону Д.Ф. срок для принятия наследства после смерти Сафрона Ф.Г., признать истца принявшей наследство как наследника по завещанию и, имея в виду, что свидетельства о праве на наследство, на которое может претендовать Сафрон Д.Ф., не выдавались, определить его долю в нем в виде всего наследственного имущества Сафрона Ф.Г.
В силу п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащим ответчиком по спору является Межтерриториальное управление Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, соответственно, в иске к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Сафрона Д.Ф. (ИНН №) к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ИНН 1001041918) и Межтерриториальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия (ИНН 5190915348) о восстановлении срока для принятия наследства удовлетворить частично.
Восстановить Сафрону Д.Ф. (ИНН №) ДД.ММ.ГГГГ года рождения срок для принятия наследства, оставшегося после смерти Сафрона Ф.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживавшего на момент смерти в г.Петрозаводске Республики Карелия.
Признать Сафрона Д.Ф. наследником, принявшим по завещанию наследство, оставшееся после смерти Сафрона Ф.Г..
Определить долю Сафрона Д.Ф. в наследственном имуществе после смерти Сафрона Ф.Г. в виде 100 процентов этого имущества.
В остальной части иска (в иске к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ИНН 1001041918)) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов