...
Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Шабловской Е.А.,
при секретаре Небесной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации <адрес>, Департаменту социальной защиты населения <адрес> об установлении факта проживания и признании право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 кызы обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации <адрес>, Департаменту социальной защиты населения <адрес> об установлении факта проживания и признании право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в <адрес>.
В обоснование требований указано, что ФИО1 в октябре 2014 года приехала на постоянное место жительства в <адрес>, будучи гражданкой респ. Азербайджан. ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО17, который был зарегистрирован Отделом ЗАГСа <адрес>. На иждивении заявителя и её супруга находятся несовершеннолетние дети: ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 на основании договора купли-продажи приобрели в совместную собственность <адрес>-а по <адрес>, в <адрес>. Дети заявителя посещали и посещают детское дошкольное образовательное учреждение «Росинка», двое старших детей в настоящее время проходят обучение в школе № <адрес>. Кроме того в спорный период супруг ФИО1 имел постоянное место работы в <адрес>, а она осуществляла уход за детьми, постоянно проживая в <адрес>. В августе 2022 года ФИО1 приобрела гражданство Российской Федерации, чему предшествовала длительная процедура пребывания на территории <адрес> на основании разрешения на временное пребывание. Все это время она была зарегистрирована как иностранный гражданин в <адрес>. После получения гражданства, ФИО1 зарегистрирована в <адрес> на постоянной основе по месту жительства в вышеуказанной квартире. ФИО1 полагает, что имеет право на получение материнского (семейного) капитала.
В судебное заседание истец ФИО1 и её представитель адвокат ФИО8 не явились, просили рассмотреть дело без их участия, на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Управление социальной защиты населения Администрации <адрес>, в судебном заседании участия не принимал, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать, поскольку гражданство Российской Федерации ФИО1 приобрела ДД.ММ.ГГГГ, а четвертый ребенок рожден ДД.ММ.ГГГГ. Право на материнский капитал у ответчика не возникло, так как с момента прибытия на территорию Российской Федерации и до получения гражданства Российской Федерации истец имела статус временно проживающего иностранного гражданина. В связи, с чем решение управления об отказе в выдаче свидетельства на материнский капитал является законным и обоснованным. С учетом указанного, факт проживания истца на территории автономного округа с 2014 года подтвержден быть не может, поскольку срок постоянного проживания истца на территории Российской Федерации (после получения гражданства Российской Федерации), недостаточен для реализации указанного права.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения <адрес> в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил письменные возражения на иск, суть которых сводится к необоснованности заявленных исковых требований.
С учетом позиции истца и её представителя, письменных возражений ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью второй статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в <адрес>» устанавливает порядок предоставления материнского (семейного) капитала семьям, имеющим детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь на территории <адрес>.
Право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории автономного округа не менее одного года женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка и последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ (пункт первый части первой статьи 3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в <адрес>»).
Таким образом, для возникновения у гражданина Российской Федерации права на материнский (семейный) капитал на основании законодательства Российской Федерации необходим факт постоянного проживания данного лица на ее территории.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Из содержания приведенных положений закона следует, что обязательным условием для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на материнский (семейный) капитал гражданином Российской Федерации является получение в установленном порядке вида на жительства в период нахождения в статусе иностранного гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в связи с рождением четвертого ребенка – ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ, обращалась в управление с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по результатам рассмотрения документов управлением принято решение об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием права (в связи с нарушением порядка подачи заявления: отсутствует документ, подтверждающий постоянное проживание на территории <адрес> не менее 1 года на дату рождения четвертого ребенка в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории <адрес>, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан»).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обращалась в управление социальной защиты населения Администрации <адрес> с заявлениями о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по результатам рассмотрения документов управлением было принято решение об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи отсутствием права (в связи с нарушением порядка подачи заявления: отсутствует документ, подтверждающий постоянное проживание на территории <адрес> не менее 1 года на дату рождения четвертого ребенка в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории <адрес>, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан»).
Как видно из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась гражданкой Республики Азербайджан, что подтверждается копией паспорта серии С №, выданного в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
В Российской Федерации ФИО1 проживала с ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, выданного УВМ УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Вид на жительство ФИО1, являющийся в силу абзаца 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, в установленном законом порядке не выдавался. С таким заявлением о выдаче вида на жительства в отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> истец не обращалась.
Из ответа на запрос суда ОМВД России по <адрес> ФИО1 на основании ч.2.2 ст.14 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ приобрела гражданство Российской Федерации по решению УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии №
Принимая во внимание изложенное, при отсутствии документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории Российской Федерации в течение одного года, в данном случае - на момент рождения четвертого ребенка Алихасана ДД.ММ.ГГГГ, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и установления факта постоянного проживания в <адрес> заявителя с октября 2014 года у суда не имеется.
Факт постоянного проживания ФИО1 не менее одного года на дату рождения четвертого ребенка – ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации не подтвержден, так как истец имела только разрешение на временное проживания на территории Российской Федерации до получения гражданства.
Предоставленные истцом справки о посещении детей истца образовательных учреждений <адрес>, детского медицинского учреждения ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьска» с 2016 года по настоящее время, приобретения в собственность жилого помещения на территории <адрес> правового значения не имеют, поскольку на момент рождения четвертого ребенка истец имела право лишь на временное проживание на территории Российской Федерации. Сам факт непрерывного проживания без легализации иностранного гражданина на территории Российской Федерации не дает право на получения средств материнского (семейного) капитала.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации <адрес>, Департаменту социальной защиты населения <адрес> об установлении факта проживания на территории <адрес> и признании права на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в окружной суд <адрес> через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий ...
...
...