УИД 14RS0016-01-2022-001480-86
Дело № 2-1178/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Воронова С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черневич Н.В.,
с участием прокурора Рогожина А.В., представителя ответчика Яйченя А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «13» сентября 2022 года в городе Мирный Республика Саха (Якутия)
гражданское дело по иску прокурора города Мирного Республика Саха(Якутия) к администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия), министерству труда и социального развития Республики Саха(Якутия) о признании бездействия незаконным, возложения обязанности предоставления жилого помещения,
установил:
Прокурор <адрес> Саха(Якутия) обратился в Мирнинский районный суд с вышеуказанными требованиями в обоснование иска указывая, что на основании обращения Лавров Е.В. проведена проверка исполнения федерального законодательства сфере соблюдения жилищных гарантии лиц, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено по причине допущенных нарушений со стороны органа опеки и попечительства МО «<адрес>», выразившиеся в не рассмотрении заявления Лавров Е.В. от 28.03.2018 года о включении его в соответствующий реестр для обеспечения жилым помещением и истребованием документов, находящихся в распоряжении Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» по заявлению от <дата>, право Лавров Е.В. по обеспечению жилым помещением нарушено.
Просит суд в иске обязать Министерство труда и социального развития <адрес>(Якутия) в течении 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Лавров Е.В. <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> Республики Саха(Якутия),в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес>(Якутия). Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Саха(Якутия) в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить Лавров Е.В., <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> Республики Саха(Якутия), жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе <адрес> Республики Саха(Якутия) в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) общей площадью от 24 до 44 квадратных метра, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме, подтвердив обстоятельства на которых они основаны.
Представитель ответчика иск не признал. Пояснила, что Лавров Е.В. был не полностью предоставлен перечень документов необходимых для постановки на учет.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, материалы дела, суд приходит к нижеследующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с положением п. 9 ст. 8 Федерального закона № право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) от <дата> 1154-З №-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон РС(Я)) в редакции от <дата>, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет.
В силу ч. 4 названной статьи к заявлению о включении в реестр прилагаются следующие документы:1) копия свидетельства о рождении ребенка и копия паспорта;2) справка о месте жительства лица, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждающая, что указанное лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;3) сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или об отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения;4) копии документов, подтверждающих правовой статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положением ч. 5 названной статьи установлено, что документы, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органом опеки и попечительства органа местного самоуправления, если такие документы не были представлены законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечителя родителей, объявленными полностью дееспособными (эмансипированными), лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абз. 3 п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства РФ от <дата> № (далее – Правила), лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из материалов дела прокуратурой <адрес> РС(Я) на основании поручения прокуратуры Республики Саха (Якутия), по факту обращения Лавров Е.В. проведена проверка и установлены следующие обстоятельства.
Родителями Лавров Е.В., <дата> г.р., уроженца <адрес> Республики Саха (Якутия), являются Лаврова Н.В., <дата> г.р., и АА., сведения о которым внесены на основании заявления матери от <дата>. Согласно сведениям ЗАГС и справке о смерти АА., <дата> г.р., умер <дата>.
Решением Мирнинского районного суда от <дата> Лаврова Н.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Лавров Е.В. и распоряжением администрации <адрес> от <дата> № опекуном Лавров Е.В. назначена Папиян Е.В.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №) относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям ЕГРН Лавров Е.В. с <дата> зарегистрированных объектов недвижимости не имеет. Также не являлся нанимателем жилых помещений либо членом семьи нанимателя.
Из информации ОВМ ОМВД России по <адрес> Лавров Е.В. значился зарегистрированным по месту жительства с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <адрес>.
Приговором Мирнинского районного суда от <дата>, с учетом внесенных изменений апелляционным определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от <дата>, Лавров Е.В., будучи в возрасте 19 лет, осужден к наказанию в виде 8 лет лишения свободы. Из резолютивной части приговора следует, что Лавров Е.В. содержался под стражей с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.
Согласно информации ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес> Лавров Е.В. отбывает наказание в виде лишения свободы, конец срока: <дата>.
<дата> ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> (Якутия) в адрес Органа опека и попечительства МО «<адрес>» направлено запрос о том, является ли Лавров Е.В. сиротой и обеспечен ли жильем.
<дата> за исх. № начальником Органа опеки и попечительства
МО «<адрес>» в адрес ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> (Якутия) сообщено о необходимости приложения к заявлению документов, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) от <дата> 1154-З №-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) от <дата>). Также в ответе указано, что после предоставления необходимых документов заключение о включении Лавров Е.В. в единый реестр будет направлено в Министерство образования Республики Саха (Якутия) для принятия решения по существу.<дата> за исх. №/ТО/33-891 ФКУ ИК3 УФСИН России по <адрес> (Якутия) в адрес Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» направлено заявление Лавров Е.В. от <дата> на имя Министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия), в том числе с приложением копии паспорта, о включении в соответствующий реестр для обеспечения жилым помещением.
Согласно реестру на корреспонденцию, отправленную через почтовое отделение связи <адрес> за <дата>, указанное письмо с заявлением Лавров Е.В. (исх. №) направлено простым отправлением в адрес Отдела опеки и попечительства <адрес>.
При этом указанное заявление Лавров Е.В. Органом опеки и попечительства МО «<адрес>» не рассмотрено, решение не принято.
Далее, <дата> за исх. № ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> (Якутия) в адрес Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» направлен запрос с просьбой сообщить о возможности получения Лавров Е.В. жилого помещения в 2023 году.
Согласно реестру на корреспонденцию, отправленную через почтовое отделение связи <адрес> за <дата>, указанный запрос (исх. №) направлен простым отправлением в адрес Отдела опеки и попечительства <адрес>.
<дата> за исх. № начальником Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» в адрес ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> (Якутия) сообщено, что заявление от Лавров Е.В. о включении в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поступало. При этом указано о пропуске срока постановки на названный учет (до 23 лет).
<дата> за исх. №/ТО/33-2678 ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> (Якутия) в адрес Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» направлено заявление Лавров Е.В. о выдаче документов, подтверждающих его статус сироты.
<дата> за исх. № начальником Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» в адрес ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> (Якутия) сообщено о том, что Лавров Е.В. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также направлено свидетельство о смерти АА., решение Мирнинского районного суда от <дата>, справка о рождении Лавров Е.В.
<дата> за исх. №/ИК-29/3/4-1244 ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес> в адрес Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» направлено письмо о необходимости предоставления Лавров Е.В. жилого помещения по отбытию наказания, а также просьба о направлении перечня документов, необходимых для постановки на учет.
<дата> за исх. № начальником Органа опеки и попечительства МО «<адрес>» в адрес ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес> сообщено о пропуске срока постановки на названный учет.
<дата> прокуратурой города в связи выявленными нарушениями действующего законодательства в адрес Главы МО «<адрес>» внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого <дата> в адрес прокуратуры города сообщено о том, что нарушения фактически не устранены.
Установленные судом обстоятельства указывают, что заявительный характер использования предоставленных законодательством льгот в части обеспечения жилым помещением, Лавров Е.В. осуществлен <дата>, при этом к направленному в адрес ответчика заявлению прилагались копии документа, удостоверяющие личность заявителя(паспорт), а не достающие документы органом опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» могли самостоятельно быть приобщены к материалам регистрационного дела т.к. все перечисленные документы находились в распоряжение государственных органах, в органе местного самоуправления.
Таким образом, предусмотренное законом право Лавров Е.В. по обеспечению жильем, не реализовано по независящим от него причинам и в том числе по причине допущенных нарушений со стороны органа опеки и попечительства МО «<адрес>», выразившиеся в не рассмотрении заявления Лавров Е.В. от <дата> о включении в соответствующий реестр для обеспечения жилым помещением, не осуществлении сбора и истребования документов, находящихся в распоряжении администрации МО «<адрес>» по заявлению от <дата>.
По вышеуказанным основания и установленным обстоятельствам, заявленные требования прокурора <адрес> суд полагает обоснованными и Лавров Е.В. подлежит обеспечению жилым помещением в порядке, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ.
На основании п. 16 Правил уполномоченный орган (орган местного самоуправления) формирует список на основании актов о включении в список. Сведения о детях-сиротах, лицах из числа детей-сирот, лицах, которые достигли возраста 23 лет, включаются уполномоченным органом (органом местного самоуправления) в список в течение 10 рабочих дней со дня принятия акта о включении в список.
При этом в силу п. 2 ст. 3 Закона РС(Я) список в <адрес> (Якутия) формирует исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социальной защиты.
Согласно п. 3.14.4 положения о Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и его коллегии, утв. указом Главы Республики Саха (Якутия) от <дата> №, названный орган государственной власти осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> (Якутия).
Таким образом, обязанность по включению в вышеуказанный список
Лавров Е.В. подлежит возложению на Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Ст. 4 Закона РС(Я) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от <дата> 348-З №-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и разделу 2 приложения № к названному закону, в том числе муниципальному району «<адрес>» переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
В соответствии с п. 3 порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства РС(Я) от <дата> №, специализированный жилищный фонд, в объемах, необходимых для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, должен быть сформирован не позднее достижения указанными лицами возраста 18 лет, за исключением в т.ч. следующего случая - в отношении лиц, включенных в список по решению суда - в течение двух лет с даты вступления в законную силу решения суда.
В связи с чем администрацией муниципального образования «<адрес>» жилое помещение Лавров Е.В. должно быть предоставлено в течении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона РС(Я) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 44 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Таким образом, Лавров Е.В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением в <адрес> Республики Саха (Якутия) в соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства общей площадью от 24 до 44 квадратных метра, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, в течении двух лет, с момента вступления решения суда в законную силу, а также подлежит включению в соответствующий список в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Саха(Якутия) - удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социального развития <адрес>(Якутия) в течении 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить Лавров Е.В. <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> Республики Саха(Якутия),в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес>(Якутия).
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Саха(Якутия) в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить Лавров Е.В. <дата> года рождения, уроженцу поселка <адрес> Республики Саха(Якутия), жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе <адрес> Республики Саха(Якутия) в виде изолированного жилого помещения(жилого дома или квартиры) общей площадью от 24 до 44 квадратных метра, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированная часть решения изготовлена <дата>.
Председательствующий судья: С.А. Воронов