Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-851/2023 (2-9460/2022;) ~ М-8255/2022 от 14.11.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2023 года                                                                    <адрес>

Балашихинский городской суд <адрес> в составе судьи Строчило С.В., при помощнике судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, пояснив, что он проходит службу в войсковой части 3179, дислоцированной в <адрес>. Является ветераном боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу воинской части: <адрес>, микрорайон Никольско-Архангельский, ш. Энтузиастов, вл. 2, стр.119. ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, микрорайон Никольско-Архангельский, ЖК «Витязь», <адрес>, где он проживает по настоящее время и оплачивает жилищно-коммунальные услуги. В октябре 2022 года он обратился в управление социальной защиты населения в <адрес> с заявлением о предоставлении ему как ветерану боевых действий мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации платы за коммунальные услуги в размере 50%. Однако ему было отказано на том основании, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, микрорайон Никольско-Архангельский, ЖК «Витязь», <адрес> он не зарегистрирован. С данным отказом он не согласен, поскольку считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки вне зависимости от места регистрации жительства.

Просит суд признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% по месту фактического проживания с октября 2022 года.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ с согласия истца допущена замена ненадлежащего ответчика – Управление социальной защиты населения <адрес> надлежащим ответчиком – Министерство социального развития <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.

Представитель Министерства социального развития <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленным о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился, ранее представил возражения, из которых следует, что истец не зарегистрирован по месту фактического проживания, жилое помещение, в котором проживает истец, является временным, в связи с чем, ему не может быть предоставлена истребуемая им мера социальной поддержки.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов боевых действий.

Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 данного Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 23.2 мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>», устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым, в том числе, относятся ветераны боевых действий в соответствии со ст. 3 ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с преамбулой данного Закона, он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес>.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>», ветераны боевых действий имеют право, в том числе, на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Статьей 1.1 данного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N

В силу п. 3 Порядка компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития <адрес> (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.

Выплата компенсации носит заявительный характер. Компенсация назначается получателю с 1-го числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами в соответствии с п.19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения от 19.12.2017г. N 1082/46.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является военнослужащим, ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (л.д.11).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по адресу восковой части: <адрес>, <адрес> (л.д.11-оборот).

ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью и ФИО1 был заключен договор найма специализированного служебного жилого помещения , согласно которому ФИО1 и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.14-17). С момента заключения договора и по настоящее время ФИО1 со своей семьей постоянно проживает в данной квартире, несет ответственность за сохранность имущества и оплату коммунальных платежей в занимаемом ими жилом помещении.

В октябре 2022 года ФИО1 обратился в Министерство социального развития <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения по категории «Ветеран боевых действий» по месту фактического проживания, предоставив соответствующие документы.

Решением Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении указанной льготы по причине отсутствия у него постоянной регистрации по адресу фактического проживания (л.д.10).

Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> ФИО4 по результатам рассмотрения его обращения, был дан повторный ответ об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение по категории «Ветеран боевых действий» по месту фактического проживания (л.д.9).

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Из представленных истцом документов следует, что истец и его семья постоянно проживают по адресу: <адрес> <адрес>, и оплачивают коммунальные платежи в занимаемом ими жилом помещении (л.д.12).

То обстоятельство, что истец и члены его семьи не имеют постоянной регистрации по данному месту жительства, не является основанием для лишения истца предоставления гарантированных ему законом мер социальной поддержки. Истцом предоставлено достаточно объективных доказательств, свидетельствующих о её фактическом проживании совместно с членами семьи по адресу: <адрес>.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позициях, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным Федеральным Законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регистрация является не единственным доказательством постоянного места жительства гражданина, которое может быть установлено на основании совокупности иных доказательств.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца, как ветерана боевых действий, права на получение по адресу: <адрес> <адрес>, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ 14 14 , ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░. 1 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ N 5-░░ «░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░:                                                         ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:                                                         ░░░░░░░░ ░.░.

2-851/2023 (2-9460/2022;) ~ М-8255/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сулиев Зенали Мардалиевич
Ответчики
Балашихинское управление социальной защиты населения
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Строчило Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
14.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2022Передача материалов судье
18.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Подготовка дела (собеседование)
12.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
15.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее